Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

2. Высшие органы современного государства и разделение государственной власти


В каждой стране функции государства осуществляет разветвленная система его органов, которые в совокупности составляют структуру государства. В зависимости от осуществляемых функций различают органы законодательной (парламент, законодательные собрания субъектов федераций и автономий), исполнительной (правительство, местные органы государственной исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федераций и автономий) и судебной власти. Среди органов государственной власти особенно отличаются выше - глава государства, парламент и правительство. Именно они реализуют основные полномочия в сферах законодательной и исполнительной власти, а их деятельность носит политический характер. К высших органов государства принадлежат также высшие судебные инстанции общей и специальной компетенции - верховный суд, конституционный суд, высший административный суд и др. Однако судебные органы формально отстранены от реализации государственных функций политического характера за исключением тех случаев, когда суды осуществляют конституционный контроль.

Исследовав функционирования высших органов законодательной и исполнительной власти, можно более или менее точно определить, в каких формах осуществляется государственная власть, на каких принципах организован и действует государственный механизм.

Глава государства Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, которая формально занимает наивысшее место в системе органов государственной власти, осуществляет верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.

Почти во всех странах мира единоличный глава государства, и лишь в нескольких его функции осуществляются коллегиальными органами - президиумами высших представительных органов в странах социализма, Федеральным Советом Швейцарии, коллективным монархом в Объединенных Арабских Эмиратах, совместно духовным руководителем государства и президентом в Иране.

В странах с монархической формой правления главой государства является монарх, правовой статус которого отличается двумя основными особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непохідною от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (абсолютно или ограниченно) по собственному праву считается источником всей государственной власти. Во-вторых, власть монарха является наследственной, она переходит от одного представителя правящей династии к другому в установленном законом порядке. Наследственный принцип является предпочтительным для всех монархий, хотя истории известны случаи, когда монархи избирались (Польское королевство, Германская империя до 1806 г. и др.). В наше время существует «выборная монархия» в Малайзии.

В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, который всегда избирается (за исключением случаев, когда эта должность занимается в результате государственного переворота). Порядок избрания президента зависит от принятой формы государственного правления. Можно выделить три основных системы избрания президента: 1) прямые выборы, при которых главу государства выбирают все избиратели страны без участия парламента; 2) косвенные выборы, при которых волеизъявления избирателей опосредуется специальной коллегией выборщиков (США) и при определенных условиях - парламентом; 3) многостепенные выборы президента, когда избиратели выбирают сначала парламент, а тот - президента.

Особенности правового статуса глав государств, объем их компетенции в решающей степени зависят от формы государственного правления, внедренной в той или иной стране. Однако за любой формы правления статус главы государства характеризуется такими свойствами, как безответственность, несменяемость и нейтральность. Безответственность проявляется в том, что глава государства не несет ни политической, ни юридической ответственности за свою деятельность. Привлечения президента к юридической ответственности в порядке импичмента может быть только в случае совершения им тяжкого уголовного преступления, а не за результаты деятельности как главы государства.

Несменяемость означает, что глава государства законным путем не может быть смещен с должности до его смерти (монарх) или до истечения срока полномочий (президент, за исключением процедуры импичмента). Нейтральность главы государства заключается в том, что он является (должен быть) выразителем общенациональных интересов и находится вне политической борьбы.

Главы государств формально наделяются широкими полномочиями в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Основными из таких полномочий могут быть:

а) в сфере законодательной власти: созыва, открытия и закрытия очередных и внеочередных сессий парламента; досрочный роспуск парламента или одной из его палат и назначении внеочередных выборов; подписания и обнародования законов; вето на законы, принятые парламентом; возвращение законов в парламент для повторного рассмотрения; законодательная инициатива; издание собственных нормативных актов; назначение членов верхней палаты парламента;

б) в сфере исполнительной власти: участие в формировании правительства; отправки правительства в отставку; руководство административным аппаратом и вооруженными силами;

в) в сфере судебной власти: назначение на судебные или вищісудові должности; помиловании, смягчении и отмене уголовных наказаний, определенных судом; объявления амнистии.

Значительными могут быть внешнеполитические полномочия главы государства. Формальная и особенно реальное наличие полномочий зависит прежде всего от формы государственного управления. В президентских республиках глава государства получает свой мандат от избирательного корпуса и всегда имеет широкие и реальные властные полномочия. Это касается и глав государств в некоторых странах со смешанной республиканской формой правления. В парламентарних республиках глава государства получает мандат от парламента и обычно не имеет существенных властных полномочий. В целом президент может занимать разное положение в системе государственной власти: быть главой лишь государства (например, в ФРГ); быть одновременно главой государства и исполнительной власти (США); быть главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии премьер-министра (Франция); быть составной частью парламента (Индия). Аналогичным может быть и положение монарха. Подробнее об особенностях правового статуса главы государства за различных форм правления речь пойдет ниже.



Назад