Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Парламент


Парламент (англ. - говорить) - это высший коллегиальный представительный законодательный орган государства.

Парламенты являются выборными и коллегиальными органами государства, которые функционируют в условиях демократического правления. В унитарных государствах парламенты формируются на обще национальном уровне, в федерациях - также и на уровне их субъектов. Определяющими характеристиками парламентов является их структура, порядок формирования и объем компетенции.

Основным признаком структуры парламентов многих стран есть фашисты, бикамерализм. Исторически сформировались три основных причины бикамерализма. Вторые, верхние, палаты вводились, во-первых, для представительства аристократии, во-вторых, для сдерживания радикализма нижних палат, в-третьих, для представительства на общегосударственном уровне интересов субъектов федерации в федеративных государствах. На конец 1996 г. двухпалатные парламенты действовали в 18 из 22 федеративных государств и в 40 из 150 унитарных государств.

Важнейшими элементами структуры палат парламентов является парламентские фракции, руководящие органы и комиссии или комитеты.

Парламентские фракции образуются по признаку принадлежности депутатов к той или иной политической партии, представленной в парламенте. Фракции обычно формируются из членов одной политической партии, хотя в некоторых странах существует практика создания совместных фракций из представителей нескольких партий, которые проводят единую или близкую линию в политике. Создание фракций на непартийной основе обычно запрещается, хотя есть и такие страны, где, кроме партийных фракций в парламентах функционируют объединения депутатов по другим признакам - общих профессиональных интересов, региональной принадлежности и т.д. Переход депутатов из одной партийной фракции в другую невозможно с помощью различных средств как юридических, так и политических.

Важным элементом внутренней структуры палат парламентов является их руководящие органы, которые могут быть единоличными и коллегиальными. В одних странах руководство палатами осуществляется единоличное их головами. В англоязычных странах единоличный глава парламента или нижней палаты называется «спикером» (англ. - говорить). Основная задача председателя - организация функционирования парламента и проведения его сессионных заседаний. В большинстве стран мира руководящую работу в палатах парламентов осуществляют выборные коллегиальные органы - президиум, бюро, правления и т.д.

Самым главным элементом внутренней структуры парламентов является комиссии (в англоязычных и некоторых других странах они называются комитетами), которые бывают нескольких видов. Основными из них являются постоянные комиссии, главная функция которых - детальное рассмотрение законопроектов. В — двухпалатного парламентах постоянные комиссии, как правило, образуются в каждой из палат. Постоянные комиссии обычно имеют специализированный характер, их предметная компетенция в целом соответствует общей структуре правительства. Во многих странах создаются также постоянные комиссии, деятельность которых связана с работой самого парламента, например комиссии по вопросам процедуры и регламента, депутатской этики и т.п.

Кроме постоянных комиссий, в парламентах создаются также специальные, следователи и некоторые другие комиссии, которые в основном действуют на временной основе.

Порядок формирования парламентов часто находится в прямой зависимости от их структуры. Нижние палаты парламентов так же, как и однопалатные парламенты, почти всегда формируются путем прямых выборов. Общенациональный представительный характер парламентов (нижних палат) часто отражается в их названиях: «национальное собрание», «народное собрание», «государственные сборы», «палата представителей», «палата общин», «палата депутатов» и др. Верхние палаты, которые чаще всего имеют название «сенат», могут формироваться путем прямых и непрямых выборов, назначения, а также комбинации этих способов. Причем чем дальше процесс формирования верхних палат удаленный от избирательного корпуса, тем меньший объем их компетенции.

К важнейших функций парламентов принадлежат законотворчество, принятие бюджета и контроль за деятельностью органов исполнительной власти (правительства). Среди функций парламента также выделяют судебную и внешнеполитическую, которые имеют сопутствующее значение.

Основной задачей парламентов принятие законов. Теоретически только парламент имеет суверенное право принимать законы. Однако в современных государствах законотворческая деятельность парламента потеряла суверенный характер. Часть законодательных полномочий делегирована правительству и главе государства. В странах с парламентарними формами правления центронормотворчості фактически является правительство, которое через парламентское большинство определяет работу парламента.

Одним из важнейших полномочий парламента является контроль за деятельностью правительства. Современная практика знает такие основные методы парламентского контроля за деятельностью правительства: 1) постановка вопроса о доверии правительству. Может быть инициирована как парламентом, так и правительством. Вынесение вотума недоверия правительству в целом или отдельному министру вызывает их отставку; 2) резолюция порицания. Вносится только по инициативе парламента. Правовые последствия принятия резолюции порицания такие же, что и в случае вынесения вотума недоверия; 3) интерпелляция (от лат. - прерывание речи, нарушение) - это обращенная к правительству или отдельного министра требование группы депутатов дать объяснения относительно проводжуваної ним внутренней или внешней политики или по какому-либо конкретному вопросу. Может повлечь за собой постановку вопроса о доверии правительству; 4) устные и письменные запросы депутатов. Используются эти методы, как правило, в странах с парламентарними формами государственного правления.

Производным от понятия «парламент» являются понятия «парламентаризм». По определению украинского правоведа В. М. Шаповала, парламентаризм - «это система взаимодействия государства и общества, для которой характерны признание ведущей или особого и весьма существенной роли в осуществлении государственно-властных функций общенационального коллегиального постоянно действующего представительного органа».

Парламентаризм означает не просто наличие парламента, а его верховенство в сфере законодательной власти и ведущее положение в системе высших органов государственной власти. Парламентаризм не может существовать без парламента, его основой является именно сильный и полновластный парламент. Но парламентаризм в то же время является таким свойством парламента, которой он может и не иметь. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных и тоталитарных политических режимов.

Юридическими проявлениями парламентаризма является разграничение законодательной и исполнительной власти, контроль парламента за деятельностью органов исполнительной власти, привилегированный статус депутатов и их юридическая независимость от избирателей (свободный мандат). Парламентаризм предусматривает наличие в стране влиятельных политических партий, совершенного избирательного законодательства, четкую политическую структурированность парламента, формирование в нем устойчивого большинства, жесткую партийную дисциплину. При отсутствии необходимых условий становления парламентаризма парламент может превратиться в бесплодную говорильню, а депутатский мандат будет использоваться никем не контролируемыми депутатами для решения личных дел.

Парламенты были и является ареной для согласования социальных интересов, разрешения имеющихся в обществе социальных и политических противоречий. Они активно используются политическими партиями для пропаганды и реализации своих программ и демократической борьбы за власть.

Правительство - это коллегиальный орган исполнительной власти государства, наделенный общей компетенцией по осуществлению руководства государственным управлением.

Наиболее распространенные названия правительств - «совет (кабинет министров)», «государственный совет», «федеральный совет» и другие - отражают их коллегиальный характер.

В зависимости от формы государственного правления и объема полномочий парламента относительно формирования правительства различаются две основные модели формальной процедуры создания правительства: парламентская и внепарламентская. В странах с парламентарними и смешанной республиканской формой правления применяется парламентский способ, при котором парламент непосредственно осуществляет те или другие соответствующие процедуры. Полномочия на формирование правительства должно та партия или партийная коалиция, которая по результатам выборов получила большинство мест в парламенте. Процедуры формирования правительства предусматривают совместные действия парламента и главы государства, хотя характер и последовательность их действий бывают разными.

По политическим составом правительство может быть однопартийным, коалиционным и беспартийным. Однопартийным правительство бывает тогда, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате и может сформировать правительство. Коалиционным правительство бывает при условии, когда ни одной из партий в результате выборов не удалось получить в парламенте или его нижней палате абсолютного большинства мест, и формирование правительства является результатом согласия между партиями о совместную правительственную программу. Беспартийный правительство создается в том случае, когда политическим партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Такое правительство включает специалистов, которые могут быть членами той или иной партии, но их партийная принадлежность значения не имеет. Беспартийный правительство называется еще служебным, деловым или чиновничьим. Возможно создание и правительства меньшинства, который опирается на выборочную поддержку неправительственных партий в парламенте. Он может быть однопартийным ли коалиционным, но в любом случае партии, которые входят в правительство, большинства в парламенте не имеют.

Внепарламентский способ формирования правительств применяется в президентских республиках, где правительство формируется президентом. Роль парламентов при этом даже юридическое является незначительной. Глава государства формирует правительство, как правило, из представителей своей партии, хотя иногда в тех или иных политических целях он включает в правительство отдельных представителей других партий.

В состав правительства, кроме его главы, конечно входят государственные министры, министры, министры без портфеля, государственные (стате)-секретари. Институт главы правительства, которого в большинстве стран называют премьер-министром, то есть первым министром (от франц. - первый), существует только за парламентарних или смешанных республиканских форм правления, поскольку в президентских республиках его функции выполняет глава государства. Полномочия главы правительства достаточно широкие. Он руководит деятельностью правительства, отвечает за национальную оборону, обеспечивает выполнение законов, назначает на военные и гражданские должности и т. п. В странах со смешанной республиканской формой правления роль центра правительственной организации и деятельности распределяется между главой правительства и президентом.

Название «государственный министр» является достаточно неопределенной. Водных странах ранг государственного министра выше обычного, в других - ниже, в третьих - государственными министрами называются все члены правительства. В некоторых странах, кроме министра, для руководства министерством назначается государственный статс-секретарь (от нем. - государство), который выполняет функции заместителя министра, или ведает определенным участком работы внутри данного ведомства. Министры без портфеля не управляют какими-нибудь ведомствами, но на заседаниях правительства имеют право решающего голоса. Иногда они выполняют отдельные поручения премьер-министра, координируя работу группы министерств и ведомств.

Структурными единицами правительства является министерства. В значительном большинстве стран структура и количественный состав правительства жестко не фиксируются. Они определяются каждый раз при создании нового правительства или его реорганизации. Существует определенный «классический» перечень министерств, которые обязательно входят в состав правительства. Это прежде всего министерства внутренних и иностранных дел, обороны, финансов, юстиции.

Объем полномочий правительства в значительной мере зависит от формы государственного правления. Однако за любой формы он выполняет следующие основные функции: 1) управление государственным аппаратом; 2) исполнение законов; 3) нормовстановлююча деятельность; 4) составление и исполнение бюджета; 5) осуществление внешней политики.



Назад