Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Формы государственного правления


Форма государственного правления - это способ организации государственной власти, обусловлен принципами формирования и взаимоотношений высших органов государства.

Речь идет о системе формирования и взаимоотношений института главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. В зависимости от правового статуса главы государства и порядка формирования этого высшего органа государственной власти различаются две основных формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия (греч. топагсіїіа - единовластие, от топок - один, единственный и агспе - власть) - это такая форма правления, при которой верховная государственная юридическая власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, императору и т.д.) и передается в порядке престолонаследия.

Власть монарха не является производной от любой другой власти, органа или избирателей. Монарх формально выступает источником государственной власти, всех государственно-властных полномочий. В республике глава государства - президент - является выборным и изменяемым, а его власть выступает производной от представительного органа (парламента) или избирателей.

В современном мире сохраняются два исторических типы монархии - абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха, отсутствием каких-либо представительных учреждений. Правительство назначается монархом, выполняет его волю. Ныне абсолютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах и др.

Конституционная монархия называется еще ограниченной, поскольку в ней власть монарха ограничивается конституцией. Конституционная монархия существует в двух видах - дуалистической и парламентарной, которые отличаются степенью ограничения власти монарха. Дуалистическая монархия характеризуется на явністю одновременно двух политических учреждений - монархии и парламента, которые разделяют между собой государственную власть. Это разделение проявляется в том, что монарх юридическое и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Парламент наделяется законодательными полномочиями, но никакого влияния на формирование и деятельность правительства не имеет. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства, парламент не может отправить правительство в отставку. Законодательные полномочия парламента существенно ограничиваются на пользу монарха. Он пользуется правом абсолютного вето, которое парламент преодолеть не может, а также правом роспуска парламента и назначения до его верхней палаты. Ныне дуалистическая монархия хранится в Иордании, Кувейте, Марокко и др.

В парламентарній монархии власть монарха существенно ограничена в сфере как законодательной, так и исполнительной власти. Он, как говорят, «царствует, но не правит». Юридическое за монархом могут сохраняться значительные полномочия, но фактически далеко не всеми ими он может пользоваться. Да, формально за ним сохраняется право назначения главы правительства и министров, но сделать это он может только в соответствии с предложениями лидеров партии или коалиции партий парламентского большинства, ибо сформирован иным образом правительство не получит вотум доверия в парламенте и не утвердится.

Формально правительство считается правительством монарха, однако никакой ответственности перед монархом он не несет. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. Именно политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность является основной отличительной чертой парламентарной монархии. Конечно это полномочия парламента уравновешивается правом правительства предложить ей распустить парламент и назначить новые выборы. Глава государства вынужден принять и выполнить это предложение, потому что в противном случае парламентское большинство, на основе которой сформировано правительство, заблокирует работу парламента. В случае выражения парламентом вотума недоверия правительству последний или уходит в отставку, либо через главу государства распускает парламент и назначает внеочередные выборы.

Еще одним правовым средством влияния правительства на монарха является контрассигнации (от лат. сопітазі ее па1ига - министерский подпись), то есть скрепления его актов подписью главы правительства и (или) отдельного министра, без которого они не приобретают юридическую силу. Тем самым глава правительства или министр берут на себя ответственность за данный акт монарха, поскольку сам монарх ответственности за свои действия не несет.

В отличие от дуалистической монархии в парламентарній монархии центральное место в системе органов государственной власти занимает не монарх, а правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет (через парламентское большинство) всю деятельность парламента. Парламентарная монархия ныне существует в ряде развитых стран - Австралии, Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции, Японии и др.

Специфические черты имеет монархическая форма правления в тех странах, которые в прошлом были домініонами Великобритании, а позже вошли в британское содружество наций - Австралии, Канаде, Новой Зеландии и др. Собственных монархов они не имеют. Главой государства в каждой из этих стран

формально считается монарх Великобритании, а фактически его функции осуществляет генерал-губернатор, который назначается британским монархом по представлению правительства страны из числа ее жителей.

Хотя в современных развитых странах монархия является частью слабой политической учреждением, не играет существенной роли в осуществлении государственной власти, в целом на сегодня она существует в 44 странах мира, в том числе 11 европейских. В 1978 г. было возобновлено монархию в Испании. На референдуме, проведенном в 1999 г. в Австралии, избиратели высказались в пользу сохранения монархической формы правления.

Одна из основных причин сохранения монархии и, что во многих странах институт монархии, лицо монарха является символом единства и верховным арбитром нации, залогом нерушимости политической системы, поскольку власть монарха не зависит от игры политических сил. При отсутствии в парламенте четко определенной большинства монарх может сыграть решающую роль в ее образовании и формировании правительства. Монархи обеспечивают преемственность в политическом развитии, оберегают традиции и политическую культуру страны.

Республика (лат. гезриЬІіса, от гэз - дело, риЬІісик - общественный) - это такая форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональной репрезентативной учреждением (парламентом).

Республика - самая распространенная форма правления. Ныне из 190 государств мира - членов ООН более 140 государств являются республиками. Существуют три основных разновидности республиканской формы правления: президентская республика, парламентская республика и республика смешанного типа. Основное отличие между ними заключается в способе формирования и функционирования правительства. В президентской республике правительство формирует и возглавляет президент, который одновременно является главой государства и главой правительства. Сформирован вне парла ментським путем, правительство не несет ответственности за свою деятельность перед парламентом.

В парламентарній республике правительство формируется парламентским путем, несет политическую ответственность перед парламентом и обязан уйти в отставку в случае выражения ему парламентом вотума недоверия. Сформирован из представителей партий парламентского большинства, правительство через эту большинство фактически контролирует и направляет деятельность парламента.

При смешанной формы государственного правления - парламентарно-президентской или президентской-парламентарній - правительство формируется совместно президентом и парламентом, а та или иная название смешанной формы правления определяется тем, у кого из них больше полномочий относительно формирования и функционирования правительства.

Рассмотрим особенности каждого из этих разновидностей республиканской формы правления подробнее.

Основными признаками президентской республики являются: 1) соблюдение формальных требований жесткого разделения властей и внедрение сбалансированной системы сдержек и противовесов; 2) избрание президента на всеобщих выборах; 3) сочетание полномочий главы государства и главы правительства в лице президента и отсутствие должности премьер-министра; 4) формирование правительства президентом только с ограниченным участием парламента; 5) отсутствие политической ответственности правительства перед парламентом; 6) отсутствие права главы государства на роспуск парламента; 7) отсутствие института контрассигнации, то есть скрепления актов президента подписями министров, которые бы несли за них ответственность.

Классической президентской республикой считаются СЕНА. Президентской-республиканская форма правления внедрена также в ряде стран Латинской Америки, Африки и некоторых других. Классический вариант президентской республики характерно наличие двух центров власти президента и парламента, между которыми нет тесных функциональных отношений, поэтому эта форма правления называется еще Ідуалістичною республикой. В президентской республике И исполнительная власть имеет сравнительно небольшие возможности для влияния на законодательную власть, тогда как последняя наделена определенными средствами контроля за деятельностью первой. Однако при этом обе ветви власти остаются независимыми друг от друга, что в случае совершенной системы сдержек и противовесов обеспечивает демократическое осуществления государственной власти.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Признаками парламентарной республики являются: 1) осуществление полномочий главы государства и главы правительства разными лицами, наличие должности премьер-министра; 2) ограниченность властных полномочий главы государства и в то же время отнесения реальной компетенции в сфере исполнительной власти правительства и его главы; 3) формирование правительства парламентом с участием главы государства, которая обычно является почти номинальной; 4) формальная политическая ответственность правительства (коллективная и индивидуальная) перед парламентом; 5) право главы государства распустить парламент, которое, как правило, эффективно контролирует правительство; 6) контрассигнации актов главы государства, главой правительства или министром.

Парламентарно-республиканская форма правления достаточно распространена в развитых странах. На европейском континенте парламентарная республика существует в Албании, Греции, Эстонии, Италии, Латвии, Словакии, Венгрии, Чехии, ФРГ и Югославии. В отличие от президентской республики за парламентарно-республиканской формы правления президент избирается не на всеобщих выборах, а парламентом или специальной коллегией, которая в основном состоит из депутатов того же парламента.

В парламентарних республиках, как и в парламентарних монархиях, фактическим центром осуществления государственной власти выступает не президент и не парламент, а правительство, глава которого фактически становится первым лицом в государстве. Все рычаги реальной власти здесь находятся в руках руководителей тех политических партий, которым принадлежит большинство мест в парламенте и которые формируют правительство. Поэтому в політологічній литературе парламентарні формы правления нередко определяются как «правление партий».

Одной из современных форм государственного правления является так называемая смешанная - парламентарно-президентская или президентской-парламентарная форма республиканского правления, которую иногда не совсем удачно называют «полупрезидентской республикой». Типичным признаком такой формы правления является сочетание элементов президентской и парламентарной республик, сильной президентской власти и эффективного контроля парламента за деятельностью правительства. Как и в президентской республике, здесь глава государства избирается, как правило, на всеобщих выборах и юридическое и реально наделяется большими полномочиями, особенно в сфере исполнительной власти, иногда даже возглавляет ее. Правительство формируется, как и в парламентарній республике, при участии в той или иной степени парламента и несет политическую ответственность как перед президентом, так и перед парламентом. Двойная политическая ответственность правительства - основной признак смешанной республиканской формы правления.

Еще одним важным признаком этой формы правления является дуализм исполнительной власти: президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. При смешанной республиканской формы правления президент имеет больше полномочий, чем глава государства в президентской республике. Он наделяется, в частности, еще и правом роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств и правом законодательной инициативы, чего нет в президентской республике.

Классическим образцом смешанной республиканской формы правления является Франция по конституции 1958 г. В Европе эта форма внедрена также в Австрии, Болгарии, Ирландии, Исландии, Македонии, Польши, Румынии, Словении, Финляндии и Хорватии. Смешанную форму правления имеют также большинство стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. Отдельные страны, например Австрия, Ирландия, Исландия, Словения, мало чем отличаются от парламентарних, другие - Польша, Румыния - от президентских республик.

Каждой из трех основных форм республиканского правления присущи определенные преимущества и недостатки по сравнению с другими формами. Так, президентская республика является достаточно гибкой формой правления, которая легко адаптируется к различным условиям. Она дает возможность сформировать сильную исполнительную власть, обеспечивает стабильность функционирования правительства, который находится вне сферы непосредственного влияния парламента и не зависит от расписания в нем политических сил. Парламент имеет более реальные полномочия, чем в парламентарних странах, поскольку не зависит ни от главы государства, ни от правительства.

Однако президентской, особенно смешанной (президентской - парламентарній) формам правления присущи и существенные недостатки. Такое правление постоянно тяготеет к авторитаризму избранного на всеобщих выборах и наделенного большими полномочиями главы государства и, по сути, ставит общество в зависимость от личных качеств одного лица. Присущий этим формам жесткий разделение власти может вызвать противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти, которое обостряется в периоды разделенного правления. Наделение президента нормотворческими полномочиями порождает так называемое указне право, повышает риск единоличного принятия непродуманных политических решений, которые имеют силу закона. Неоправданно большую роль в руководстве государством играет непосредственное окружение (аппарат, администрация) президента. Не предвидя действенного влияния политических партий на формирование и деятельность правительства, президентская и президентской-парламентская формы правления не способствуют формированию в стране влиятельных политических партий, без которых невозможно демократическое осуществления государственной власти. Недостатки президентской формы республиканского правления особенно наглядно проявляются в так называемых суперпрезидентских республиках Латинской Америки и монократичних республиках Африки, где почти вся государственная власть сосредоточена в руках президента. Не избежали этих недостатков и большинство бывших советских республик, ставших независимыми государствами.

Здесь возникает вопрос о том, почему же тогда США удается избегать большинства имманентное присущих нынешней президентской-республиканской форме правления недостатков, в частности авторитаризма главы государства? Происходит это благодаря действия в стране ряда демократических факторов политической жизни. Во-первых, совершенная система сдержек и противовесов, которая уравновешивает разные ветви власти. Во-вторых, жесткий правовой надзор за деятельностью всех звеньев законодательной и исполнительной власти со стороны судебной власти. В-третьих, развитая двухпартийная система, которая обеспечивает мощную оппозицию президенту со стороны одной из партий. По-четвертых, демократическая политическая культура американского общества. Это общество не знало сословного деления и сформировалось из свободных и равных граждан, которые не терпят малейших посягательств на их права и свободы и не воспринимают любой диктатуры. Оппозиция рассматривает деятельность президента, лиц из его окружения и даже их личную жизнь, образно говоря, сквозь увеличительное стекло. Даже малейшие просчеты президента, отклонения от правовых и моральных норм, не говоря уже о его откровенные злоупотребления властью, немедленно становятся не только достоянием общественности, но и предметом судебного разбирательства.

Парламентарная форма республиканского правления лишена указанных недостатков президентской формы, однако она эффективна лишь при наличии в стране развитой системы политических партий и представительства в парламенте немногих из них. В случае когда в парламенте представлено много политических партий, остро встают проблемы определения парламентского большинства, формирование на ее основе правительства и обеспечения устойчивости его деятельности. Отсутствие в парламенте четко определенной и постоянной большинства, слабость и непродолжительность партийных коалиций предопределяют нестабильность правительства, а в связи с этим - и самого парламента, который может быть распущен по инициативе правительства. Министерские посты становятся объектом изнурительного и не всегда честного межпартийного торга, иногда их обнимают далеки от профессионализма в соответствующей отрасли партийные функционеры. Вследствие особенностей расписания в парламенте партийно-политических сил неоправданно большую роль в осуществлении государственной власти могут играть второстепенные политические партии, как, например, в ФРГ. Наглядным примером правительственной нестабильности может быть Италия, где за послевоенные годы изменилось более полусотни правительств. В благоприятной социально-экономической обстановке частые смены правительств не вызывают тяжелых негативных последствий, однако в кризисных ситуациях правительственная нестабильность может привести к дезорганизации государственного управления и разрушения властных структур.

Смешанная форма республиканского правления может избегать некоторых из указанных недостатков президентской и парламентарной республик. А может и сочетать в себе недостатки обоих этих форм, не используя их преимущества, что нередко бывает, особенно в странах с неразвитыми демократическими традициями. Идеальной формы государственного правления нет. Стабильность политической системы, эффективность государственной власти зависят не столько от формы правления, сколько от совершенства и согласованности всех элементов механизма осуществления государственной власти вплоть до мельчайших Деталей парламентского регламента и избирательной системы.



Назад