Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Формы государственного устройства


Форма государственного устройства - это способ территориальной организации государства, что определяется принципами взаимоотношений государства как целого и ее территориальных составляющих.

Если форма государственного правления - это отношения между высшими органами государства, то форма государственного устройства - это отношения между различными органами власти, которые существуют в территориальных единицах государства, с центральными органами государственной власти.

Хотя формы государственного устройства разнообразны и в каждой стране имеют свои особенности, различают две основные формы - унитарную и федеративную.

Унитарным (франц. unitaire - единственный, от лат. unitas - единство) есть такое государство, территория которой состоит из административных или политико-административных единиц.

Различие между административными и политико-административные стративними единицами заключается в том, что последние имеют те или иные признаки собственной государственности и выступают как автономные образования. По своей юридической природе автономия является самоуправлением населения на части территории государства, что выражается в предоставлении органам автономии законодательных полномочий по вопросам местного значения. Правовой статус автономных единиц отличный от статуса обычных административно-территориальных единиц. Чаще всего этот статус предоставляется только отдельным частям государства, хотя существуют и такие страны, вся территория которых состоит из автономных образований (Испания, Италия).

В каждой автономии образуются представительные органы, которые выполняют законодательную функцию в пределах своей компетенции. Представительные органы автономий формируют исполнительные органы, которые несут перед ними политическую ответственность. Деятельность таких органов контролируется центральными органами государственной власти. Содержание и объем полномочий органов автономий в разных странах неодинаковы.

С учетом исторических и географических факторов автономии могут образовываться по административным и национальным принципам. В Испании, например, большинство автономных областей образовано по административному принципу, а Басконію и Каталонию - за национальным. Национальные автономии существуют также в Молдове, Узбекистане и некоторых других государствах.

По признаку централизации политической власти унитарные государства делятся на децентрализованные, в отношении децентрализованные и централизованные. В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. В отношении децентрализованными унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы имеют исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляющийся характер имеют только низовые единицы. В централизованных унитарных государствах местной автономии нет вообще, а функции власти на местах осуществляют только предназначены центральной властью администраторы.

С особенностями территориального устройства связаны другие признаки унитарного государства. Это, во-первых, единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо исключений или ограничений. Во-вторых, единая система высших органов государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны. В-третьих, единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административных и политико-административные стративних единицах нормативные акты, которые принимаются центральными органами государственной власти. их собственная нормовстановлююча деятельность имеет сугубо подчиненный характер. По-четвертых, единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами права; судебные органы, которые создаются в территориальных единицах, являются звеньями единой централизованной судебной системы. По-пятое, единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность. Никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут*.

Унитарная форма государственного устройства является преобладающей в мире. Унитарные, в частности, большинство государств Европы, Латинской Америки и Африки.

Федерация - это союзное государство, территория которого состоит из государственных образований, обладающих юридическим и определенной политической самостоятельностью.

Главное отличие между унитарным и федеративной государствами заключается в том, что территория унитарного государства состоит из той или иной степени самоуправляющихся административных или политико-административных единиц, которые не имеют политической самостоятельности, тогда как федеративное государство составляют государственные образования с определенной политической самостоятельностью, а сама федеративное государство выступает как союз этих образований. Поэтому унитарные государства называются еще простыми, а федеративные - сложными.

Федеративная форма государственного устройства существует более чем в 20 странах: Австралии, Австрии, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Индии, Канаде, Малайзии, Мексике, Нигерии, России, США, ФРГ, Швейцарии и др. Государственные образования, которые составляют федерацию, ее субъектами и имеют свои органы власти и собственное административно-территориальное деление. Территории субъектов федерации имеют разные названия: штаты (Австралия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Малайзия, Мексика, Нигерия, США), провинции (Аргентина, Канада, Пакистан), земли (Австрия, ФРГ), республики (Россия, Югославия), кантоны (Швейцария).

Федеративная форма государственного устройства имеет следующие характерные признаки:

1. Территория федеративного государства в политико-административные стративному плане не является единым целым. Она состоит из территорий субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями имеются такие территориальные единицы, которые не являются субъектами федерации и не входят в их состав. Примером может быть федеральный округ Колумбия в США с расположенной в нем столицей государства Вашингтон.

Государственные образования, которые составляют федерацию, не являющихся государствами в полном смысле слова, поскольку они не имеют такого обязательного признака государства, как суверенитет, то есть верховенство на своей территории и независимости во внешних сношениях. Верховенство на территории субъектов федерации имеют центральные (федеральные) органы государственной власти. Субъекты федерации не могут иметь собственной денежной единицы, армии, выступать субъектом международного права. В случае нарушения общефедеральной конституции или общефедерального законодательства центральная власть имеет право применения принудительных мер в отношении субъектов федерации. За субъектами федерации не признается право одностороннего выхода (сецессии) из союза (исключение составляли только СССР и ЧССР, конституции которых такое право предусматривали, однако правового механизма выхода не существовало).

2. В большинстве федеративных государств наряду с общо-федеральной конституцией и загальнофедеральними законами действуют конституции и законы субъектов федерации. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. Субъекты федерации наделяются правом издания законодательных актов в рамках конституционно установленной для них компетенции. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать федеральному законодательству.

3. В федеративном государстве наряду с федеральной системой органов законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядок их организации и компетенцию определяют, как правило, конституции субъектов федерации. Общей закономерностью является то, что организация органов власти субъектов федерации почти всегда копирует федеральную форму правления.

4. Отличительным признаком федеративного государственного устройства двухпалатная структура союзного парламента. В прошлом были однопалатные парламенты при федеральном государственном устройстве. Ныне двухпалатная структура парламента принято почти во всех федеративных государствах. При этом верхняя палата обеспечивает представительство субъектов федерации.

5. В большинстве федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Здесь речь идет не о двойном гражданстве, а о двух уровне гражданства одного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта федерации является наличие общефедерального гражданства. Наличие гражданства субъекта федерации влияет на содержание правового статуса гражданина внутри страны, но в международно-правовом плане все граждане федеративного государства имеют единый статус.

Федеративное государство может образовываться: 1) в результате договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с преобразованием участников договора у субъектов федерации (так были образованы США); 2) путем присоединения к государству новых территорий и наделение их правами субъекта федерации (так, в США в результате завоевания был присоединен штат Техас, путем покупки - штаты Луизиана и Аляска) или образование новых субъектов федерации на части территории ранее существующего государства (например, создание пяти новых немецких земель на территории бывшей ГДР); 3) в результате повышение статуса региональных образований и превращение их в субъекты федерации (Бельгия); 4) путем эволюции конфедерации в федеративное государство с преобразованием бывших независимых государств в субъектов федерации (так были образованы Швейцария и Объединенные Арабские Эмираты) 9.

Образование конфедерации является одним из наиболее реальных путей перехода к федеративного государственного устройства.

Конфедерация - это форма союза государств, при которой государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме.

Конфедерация, следовательно, не является особой формой государственного устройства, а формой объединения суверенных государств.

В разное время конфедерациями были: Австро-Венгрия в 1918, p. Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 к 1787 г., Швейцария с 1815 по 1848 г. Германский союз с 1815 до 1867 г., с 1958 по 1961 г. конфедерацию Объединенная Арабская Республика составляли Египетского и Сирия, с 1982 по 1989 г. Сенегал и Гамбия образовали конфедерацию Сене-гамбия. Хотя в настоящее время Швейцария официально называется конфедерацией, реально по своим укладом она является федерацией. Своеобразной формой конфедерации в условиях монархического правления является уния - объединение двух государств под общим правлением одного монарха. В XIX в. уния существовала между Нидерландами и Люксембургом, с 1814 до 1905 г. - между Швецией и Норвегией, с 1918 по 1944 г. - между Данией и Исландией. В настоящее время известно только одно объединение государств с признаками конфедерации - Европейский Союз, в состав которого входят 15 европейских государств. Некоторые признаки конфедерации имеющиеся в Содружестве Независимых Государств, хотя она не является конфедеративным образованием.

Конфедеративное форма объединения государств характеризуется следующими основными признаками: 1) конфедерация образуется на основе соответствующих договоров; 2) субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее; 3) суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, которые входят в ее состав; 4) к предмету ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, системы коммуникаций и т.п.; 5) в конфедерации образуются только те государственные органы, которые необходимы для решения задач, особенно выделенных по договорными актами; 6) постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий; 7) субъектам конфедерации принадлежит право отказа в признании или в применении актов союзного власти и ин.10

Опыт историй конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной или до полного распада союза, или к федеративной форме государственного устройства. Другими словами, развитие межгосударственных отношений может происходить в направлении перехода суверенных государств сначала к союзу государств (конфедерации), а затем к союзного государства (федерации), как это было в США и Швейцарии. Возможен также движение в обратном направлении: сначала от федерации к конфедерации, а затем к вполне независимых государств. Наконец, возможен переход от унитарного государства к федеративной (Бельгия) и наоборот.

Для ряда стран, например Германии, США, Швейцарии, федерация была исторически необходимым как форма преодоления политической раздробленности. Становление федеративного устройства было в них длительным и постепенным процессом, а политико-территориальное деление не связывался с национальным составом населения. Такие федерации оказались наиболее устойчивыми и жизнеспособными. Менее устойчивыми оказались федерации, построенные по национальному принципу (СССР, СФРЮ, ЧССР); они распались. В течение последних десятилетий от федеративной формы по разным причинам отказались Индонезия, Камерун, Ливия и некоторые другие страны. В развивающихся странах, а также в странах Латинской Америки федеративная форма государственного устройства имеет в значительной мере искусственную природу, поскольку федерации там конечно образовывались по решению центральных органов власти. При этом форму государственного устройства меняли иногда по несколько раз (Аргентина, Мексика). В результате некоторые из таких федераций мало чем отличаются от унитарных государств с разделением на автономии (Испания, Италия).

Федерации является относительно молодыми образованиями. Исторически им предшествовали империи.

Империя (от лат. imperium - власть, господство) - это великая держава, которая содержит в своем составе территории других народов и государств.

Империи создавались с главной государства - метрополии и нескольких или многих присоединенных, в том числе путем завоевания, стран или народов, которые не успели создать собственную государственность или потеряли ее. Империя имеет монархическую форму правления, ее главой является император.

Империи известны во все исторические эпохи. Хотя некоторые из них существовали длительное время (например, Римская, Византийская, Русский, древние восточные империи), в целом они оказались неустойчивыми образованиями и прекратили свое существование. Причины распада империй многообразные: внешние завоевания, внутренний социальный расклад, формаційні социально-экономические преобразования и т.д. Параллельно с существованием империй и на основе их распада происходил процесс образования национальных государств. Ныне имперских образований в мире не существует. Однако хотя время империй безвозвратно закончился, проблема адекватности государственного, национального и социально-экономического развития остается актуальной для многонациональных и даже однонаціональних государств с компактно розселеними национальными меньшинствами. Обострение этой проблемы, особенно связанное с тем или иным видом социального неравенства, порождает сепаратизм, который является самой большой угрозой единству страны.



Назад