Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Из истории теории правового государства


Термин «правовое государство» на першийпогляд выдается тавтологічним (как, скажем, высказывания «холодный лед» или «горячий огонь»), поскольку любое государство может считаться правовым учитывая наличие в ней законов, определенной системы права. Однако в данном контексте термин «правовая» имеет несколько иное значение, чем «законная», которое основывается на том, что не все законное является правовым и не всякое государство с имеющейся в ней системой законов является правовым. Смысл идеи правового государства, которая лежит в основе соответствующей теории, заключается в том, чтобы связать политическую власть, государство правом, подчинить ее действия закона. Поиски принципов, форм и механизмов для установления надлежащих взаимозависимостей и согласованного взаимодействия государственной власти и права начались еще в глубокой древности.

Идея необходимости соблюдения законов в государственном управлении нашла свой всестороннее развитие, в частности, в Древнем Китае в учении, которое получило название «легізм» (от лат. legis - закон). Самый известный теоретик легизма Шан Ян доказывал, что организация государственного управления должна основываться на основе единых, четко определенных законов, опирающиеся на суровые наказания. Законы, а не личные желания, не произвола правителей должны лежать в основе государственного управления. Легісти считали, что взаимоотношения между государственной властью и населением является по своей природе антагонистическими, и держать массы в повиновении можно только с помощью жестоких законов.

Принципиально иначе понимали роль закона в государственном управлении античные философы. Так, Сократ стремился обосновать рациональную, разумную природу моральных, политических и правовых явлений, считая разумное, справедливое и законное тождественным. Он подчеркивал, что совпадение законного и справедливого является желательным, умным состоянию вещей, а не повсеместной реальностью. Для такого совпадения нужно неукоснительно соблюдать законы. Незыблемость законов, подчинения всех, в том числе правителей, законам является основой нормального функционирования государства, его благополучие.

Особое место закона отводил в своей концепции идеального государства Платона. Его идеальное государство - это справедливое, основанное на законах, правление лучших. «Я вижу близкую гибель того государства, - говорил Платон, - где закон не имеет силы и находится под чьей властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»2. Большое внимание разграничению законных (правильных) и незаконных (неправильных) форм правления уделял Аристотель. Он, в частности, отмечал, что там, где отсутствует власть закона, нет и государственного строя. Закон должен господствовать над всем.

В эпоху средневековья идея верховенства права как регулятора общественных отношений обосновывалась тезисом о божественном происхождении норм закона. Идеи необходимости подчинения государственной власти божественным законам отстаивали, в частности, Аврелий Августин и Фома Аквинский. Справедливым они считали закон, который существует в силу воли Божьей. Перед законом все должны быть равны как «рабы Божьи».

Таким образом, еще в Древнем мире проблема законности государственного правления находилась в центре политической мысли. Однако в решении этой проблемы мыслители Древнего мира и средневековья, не различали общество и государство, не поднимали вопрос об отношениях между ними, об источниках права и качество самих законов, их соответствие требованиям гуманизма и справедливости.

Новый этап в развитии идеи правового государства начали мыслители Нового времени - Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш. -Л. Мон-теск'є, которые были выразителями интересов буржуазии. В настоящее время буржуазия требовала ликвидации сословного строя и установление юридического равенства, обеспечения свободы и безопасности личности и частной собственности путем создания необходимых политических и правовых гарантий. В борьбе против абсолютной монархии, дворянства и церкви идеологи буржуазии стремились отделить вопросы политики, государства и права от религии. С этой целью они обращались к идей естественного права и договорного происхождения государства.

В соответствии с теорией естественного права государство и право созданы не Богом, а общественным договором людей в соответствии с законами человеческого разума. Требования человеческого разума вытекают из природы людей и составляют «естественное право», к которому относятся прежде всего право на жизнь, свободу и владения собственностью, которые не могут быть отчуждены ни в чью пользу. Предписаниям естественного права должно соответствовать «позитивное право» - законы, установленные государством. Дж. Локк, в частности, усматривал в законе первую государствообразующую признак. Под законом он не понимал любое предписание государства, а лишь тот ее акт, что указывает гражданину такое поведение, которое отвечает его собственным интересам и служит общему благу. Законы только тогда способствуют достижению главной цели государства - обеспечение общего блага, когда их все знают и все выполняют. Реализация главной цели политического сообщества, обеспечения свободы и соблюдения законности требуют разграничения властных полномочий государства и деления их между различными государственными органами.

В политических взглядах Дж. Локка были заложены основы теории правового государства. В таких основ следует отнести прежде всего утверждение о том, что государственное правление должно основываться не только на законе, но и ограничиваться ним, закон является обязательным для всех. Чертой государственной власти выступают естественные права человека, на которые государство не может посягать. Для обеспечения законности необходимые разделение властей и сбалансированность полномочий каждой из ее ветвей. Принципиально важным для теории правового государства является сформулирован Дж. Локком утверждение о том, что законом не любое предписание государства, а лишь тот ее акт, который признается гражданами, то есть является легитимным.

Весомым вкладом в развитие теории правового государства было трактовка Ш. -Л. Монтескье соотношение закона и свободы. Суть политической свободы, по его мнению, заключается в том, чтобы делать не то, что хочешь, а то, что позволяют законы. «В государстве, то есть в обществе, где есть законы, - писал Ш. -Л. Монтескье, - свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть... Свобода есть право делать все, что разрешено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане»3. Ш. -Л. Монтескье
считал, что политическая свобода возможна лишь там, где нет возможности злоупотребления властью, а для этого в государстве необходимо осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Принципиально важное значение для развития теории правового государства имела творчество И. Канта. Как и многих других мыслителей того времени, он считал, что государство пришла на смену естественному состоянию, в котором не было никакой гарантии законности. Моральный долг, чувство уважения к естественного права побуждают людей оставить это состояние и путем общественного договора перейти к жизни в гражданском обществе, государстве. Общественный договор заключают между собой морально развитые люди, поэтому государству запрещается обращаться с ними как с существами, которые не знают морального закона и не могут сами выбрать правильную линию поведения. Со своей стороны народ должен подчиняться государству, установленным им законам.

Настоящую свободу, считал И. Кант, люди достают только в государстве. Однако нередко свобода перерастает в беспредел. Совокупность условий, которые ограничивают произвол одного относительно других, И. Кант называет правом. Осуществление права требует, чтобы оно было общеобязательным. Для этого нужно наделить право силой принуждения, что может сделать только государство. И. Кант определяет государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам»4. Назначение государства он связывает не с практическими потребностями членов общества, а с правом - государственный строй должен максимально соответствовать требованиям совершенного права.

Выдвижение и обоснование И. Кантом утверждений о том, что каждый человек является абсолютной и самодостаточной ценностью, что индивиды отказываются от неограниченной и своевольной свободы природного состояния на пользу настоящей свободы в правовом состоянии, что назначение государства заключается в совершенном правы, максимальной соответствия государственного устройства принципам права, дают основания считать его одним из основных создателей теории правового государства.

Так постепенно сформировалась теория правового государства, смысл которой заключается в обосновании необходимости связать государство правом, установить правовые рамки ее могущества и тем самым защитить граждан от возможного произвола со стороны государства, не допустить вырождения государства в тиранию. Согласно теории правового государства закон должен быть единым для всех - и для государства, и для граждан - и иметь правовой характер, то есть соответствовать высоким моральным требованиям. Государственное правление, основанное на законах, может иметь и деспотичный характер, если законы не соответствуют требованиям нравственности, гуманизма, демократизма и справедливости и направлены только на защиту государственной власти.

Сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Т. Велькера, Г. фон Моля и других правоведов, а в дальнейшем получил широкое распространение. В начале XX ст., особенно после Октябрьской революции в России, популярность идеи правового государства резко выросла, что было обусловлено стремлением снять напряжение міжкласового противостояния и избежать с помощью социального компромисса революций и дезорганизации общественной жизни. Идея правового государства, верховенства права оказалась одной из самых производительных в решении общественных противоречий ненасильственным путем, учитывая интересы всех участников политической жизни.

Следовательно, по своей сути правовое государство является таким государством, в котором господствует право как синоним нравственности, гуманизма, демократизма и справедливости. По определению известного российского исследователя В. С. Нерсесянца, «правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права».



Назад