Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Основные признаки правового государства


Правовое государство характеризуется рядом признаков, которые касаются организации государственной власти, состояния правовой и судебной систем, деятельности правоохранительных органов, положения человека в обществе и ее взаимоотношений с государством и др. В таких признаков, которые называются также принципами, в частности, относятся: народный суверенитет; незыблемость прав и свобод человека со стороны государства; связанность государства конституционным строем; верховенство конституции относительно других законов и подзаконных актов; разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства; независимость суда; приоритет норм международного права над нормами национального права6.

В. С. Нерсесянц выделяет три важнейших признаки правового государства: верховенство правового закона; реальность прав и свобод индивидов; организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей, на которых в дальнейшем будет основываться анализ проблем теории и практики правового государства.

Рассмотрим эти признаки подробнее. Первая из них предусматривает разграничение права и закона. Наиболее распространенным является определение права как системы установленных или санкционированных государством и направленных на регулирование общественных отношений общеобязательных норм, соблюдение и выполнение которых обеспечивается путем убеждения и государственного принуждения. Нормы права имеют объективную основу в виде закономерностей развития общественных отношений, традиций того или иного общества. Правовые нормы всегда требуют признания их обществом. Нормы, которые не учитывают этого и не признаются обществом, не являются правовыми и обречены на несоблюдения, в конечном счете, на отмену.

Законами в широком понимании является вся совокупность государственно-властных установок - законов, указов главы государства, постановлений правительства, решений органов конституционного контроля и т.д независимо от того, воспринимаются они гражданами или нет. В идеале закон должен быть проявлением норм права. Но он связан с волей законодателя и может не соответствовать общественным отношениям, что объективно сложились.

Различение права и закона в теории правового государства дает возможность разграничить и противопоставить право и произвола господствующих общественных групп, возведенное в ранг закона, достичь правомочности законодательных актов государственных органов. Отождествление закона и права, присущее легизма, приводит к тому, что за право выдается будь-яка нормотворческая деятельность властных органов. Возникает ситуация, при которой государственными органами могут нарушаться неотъемлемые права индивидов и социальных групп при сохранении видимости законности. На законах, их строгом соблюдении могут основываться и диктаторские политические режимы, однако такие законы не являются правовыми, так как не отвечают требованиям права, как синонима праведности и справедливости.

Важным признаком правового государства является утверждение правовой формы и правового характера взаимоотношений между государством и гражданами как субъектами права, признание и надлежащее обеспечение формального равенства и свободы всех
индивидов, прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве за лицом признаются неотъемлемые, незыблемы и неприкосновенны, хотя бы с чьей стороны это было (в том числе со стороны государства), права и свободы. При этом, что особенно важно, признается, что права и свободы индивидов - это не продукт воли государства, не ее уступка людям, а существенная составляющая права, которое объективно складывается в данном обществе и соблюдение которого является юридической обязанностью всех, прежде всего - государства.

В правовом государстве права и свободы личности закрепляются конституционно. По своей сути конституция является системой ограничений государственной власти путем провозглашения и законодательного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Дуализм в понимании прав человека, то есть разделение их на права человека и права гражданина, связанный с разграничением гражданского общества и государства. Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, которые принадлежат индивиду от рождения как члену гражданского, то есть существующего за пределами государства как политического института, общества. Это право на жизнь, свободу, собственность, безопасность, неприкосновенность личности, стремление к счастью, сопротивление насилию и т.п. Теоретически от государства не требуется признание этих прав, однако на практике они также имеют положительный, т.е. установленный государством, характер, поскольку приобретают юридическую силу только тогда, когда порядок их применения определяется законом.

Права гражданина связанные с факту гражданства, принадлежности лица к определенному государству. В отличие от прав человека, которые принадлежат лицу непосредственное, они устанавливаются по договоренности между гражданами и государством. Главное назначение этих прав заключается в том, чтобы обеспечить участие лица в государственно-политической жизни путем предоставления ей соответствующих юридических возможностей. В конституционной теории и практике права человека и гражданина нередко отождествляются в соответствии с личными и политическими правами.

В правовом государстве преобладает индивидуалистический подход к правам человека и гражданина, который исходит из приоритета личности перед обществом и государством. Главный акцент делается на личных и политических правах и свободах, тогда как социально-экономическим правам уделяется меньше внимания. Социалистическая концепция прав человека, наоборот, выходит из колективістського принципа, отдавая приоритет обществу и государству, коллектива перед лицом.

Конституционно-правовая теория не только разграничивает права и свободы человека и права и свободы гражданина, но и проводит различие между правами и свободами и осуществляет их классификацию по различным признакам. Права - это обеспеченные человеку как социальному существу обществом и закреплены в законодательстве возможности владеть, пользоваться и распоряжаться материальными, политическими, культурными и другими социальными благами и ценностями, пользоваться свободами в пределах, определенных законом. Основные права граждан закрепляются в конституции государства. Это, например, право на собственность, труд, отдых, жилище, охрану здоровья, образование, участие в управлении государственными и общественными делами.

Свободы - это демократические политические и правовые нормы, которые определяют положение человека в государстве, обеспечивают гражданам государства реальную возможность беспрепятственно пользоваться материальными и духовными благами, всесторонне удовлетворять личные и общественные интересы. Основными политическими свободами, которые также закрепляются конституционно, есть свобода слова, печати, союзов, ассоциаций, собраний, митингов, демонстраций и манифестаций, свобода совести и т.д. Основной связь между правами и свободами заключается в том, что политические свободы выступают инструментом наполнения прав гражданина реальным содержанием.

Существуют различные классификации прав и свобод личности. Наиболее распространенной является классификация, которая предусматривает разделение основных прав и свобод на три группы: социально-экономические, политические и личные. В основе такого разделения лежит характер отношений, которые возникают между индивидом и государством, а также между самими индивидами. Социально-экономические права и свободы - на собственность, труд, отдых, жилье и т.п . - принадлежат лицу как члена гражданского общества. Важнейшим из них является право на владение и распоряжение частной собственностью. Политическими правами и свободами лицо наделяется как член политического сообщества, как гражданин. Эти права определяют правовой статус гражданина в процессе осуществления государственной власти. Важнейшим из них является избирательное право. Личными правами и свободами индивид наделяется как физическое лицо независимо от того, является ли он гражданином данного государства или нет.

Довольно многочисленные личные права и свободы условно делятся на две основных группы: права и свободы, которые защищают индивида от других лиц; права и свободы, которые защищают индивида от произвола со стороны государства. К первой группе относятся, прежде всего, естественные права. Вторая группа охватывает свободы частной жизни - неприкосновенность жилища, тайну переписки, свободу передвижения и выбора места проживания и некоторые другие.

Конституционно-правовая теория и практика знает два основных способа определения объема прав и свобод личности - положительный (разрешительный) и отрицательный (запрещающий). В большинстве государств мира конституции и другие источники конституционного права устанавливают, что гражданин может делать в различных сферах общественной жизни и личные права он имеет. Это положительный, или разрешительный, способ определения объема прав и свобод, который основывается на принципе: «Все, что не разрешено, - запрещено».

В некоторых странах применяется отрицательный, или запрещающий, способ определения объема прав и свобод человека, за которого законодательство устанавливает лишь то, что лицо не может делать. Здесь действует принцип: «Все, что не запрещено, - разрешено». В Великобритании, например, права и свободы личности формулируются судами, которые в ходе судебного разбирательства принимают решение (судебные прецеденты), ограничивающие действия лица. Вне этими ограничениями находится сфера реализации прав и свобод.

Теория и практика правового государства предполагает не только конституционное провозглашение, но и гарантирования прав и свобод личности. При этом признается, что конституционные гарантии могут стать реальными только в том случае, если имеющиеся в них положения конкретизируются и детализируются в соответствующих законах, которые устанавливают механизмы применения гарантий. При таких условиях главной гарантией прав и свобод личности выступает суд. Право, которое невозможно защитить в суде, остается лишь конституционным декларацией. Учитывая это, некоторые конституционалисты не признают социально-экономических прав за собственное права, поскольку они не могут быть защищены в суде. Если, например, человек является безработным или не имеет жилья, то никакой суд не обеспечит ее работой или квартирой.

Процедурная детализация обеспечение прав человека является характерной чертой наиболее развитых правовых систем, а также, по сути, показателем реальности самих прав. Некоторые конституционалисты считают, что надлежащую судебную защиту прав и свобод человека и гражданина возможен лишь в странах с прецедентной системой права, где решения высших судебных органов в конкретном деле являются обязательными для судов в разрешении аналогичных дел. «Конституционные гарантии прав лица, - отмечает российский конституционалист А. О. Мишин, - действительны лишь тогда, когда они закреплены не только (и не столько) в тексте Основного Закона, сколько в развернутой системе устойчивых процедурных правил, которые на практике реализуют жизненность этих конституционных гарантий... Главной гарантией прав и свобод человека в демократическом государстве является стройная, четко разработанная система конституционно-применимых нормативных актов всех уровней. Лишь в странах с прецедентной системой права, где суд наделен по сути правотворческими правами, можно назвать главной гарантией суд. Во всех других странах неполнота и противоречивость законодательства может свести на нет любую конституционную норму даже при наличии независимого и самостоятельного суда».

Само собой разумеется, что в любой стране правовое положение личности во многом определяется экономической основой государства. Без надлежащих экономических гарантий социально-экономические права и свободы, провозглашенные конституцией, будут пустыми декларациями.

В правовом государстве обеспечения прав и свобод граждан неотъемлемое от признания за ними определенных обязанностей. Самым главным из них является обязанность каждого гражданина неуклонно придерживаться конституции, законов и других нормативных актов государства. К числу других обязанностей относятся, в частности, обязанности работать, платить налоги, заботиться о детях, воинская повинность.

Обеспечение верховенства правового закона, прав и свобод человека и гражданина возможно лишь при наличии третьей составляющей теории и практики правового государства - разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с совершенным механизмом сдержек и противовесов, который исключает монополизацию власти одним лицом, органом или социальным слоем и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательное соблюдение. Каждая из ветвей власти должна иметь определенное место в системе государственной власти и в соответствии со своей природы, характера функций и назначения вести государственные дела специфическими средствами в присущих им формах и пределах. В правовом государстве особенно важную роль в системе разделения властей играет судебная ЕЕ ветвь. Суд - это орган защиты права от любых нарушений, в том числе со стороны государства. Существенная часть полномочий судебной власти заключается в осуществлении конституционно-правового контроля за нормативными актами законодательной и исполнительной власти. Суд призван защищать право как от каких-либо конкретных противоправных действий, так и от всех противоправных норм.

Построение правового государства - это длительный и сложный процесс преобразований во всех сферах общественной жизни. Конституционное провозглашение государства правовым может быть лишь началом этого процесса и само по себе не означает наличия в стране правового государства.



Назад