Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Формирование правового государства


Согласно основных признаков правовоїдержави различают три важнейших направления ее становления: 1) обеспечение верховенства правового закона; 2) гарантирования прав и свобод человека; 3) осуществление разделения государственной власти на правовом уровне и на уровне практической деятельности.

При социализме в СССР господствовала так называемая социалистическая законность, которая основывалась не на общечеловеческих ценностях, а на «революционной целесообразности». Формально обеспечивалось верховенство закона, однако сами законы не всегда были правовыми, нередко противоречили элементарным правам и свободам человека. Отрицалось, например, право частной собственности, в уголовном порядке преследовалась и каралась приватнопідприємницька деятельность, во имя построения социализма по статье о «антисоветскую деятельность» уголовного кодекса осужден и лишен жизни миллионов невинных советских людей. Законы были обязательными только для рядовых граждан, но не для руководства правящей коммунистической партии, которое фактически ставило себя над законом. Получило распространение так называемое телефонное право, что означало навязывание партийно-государственными руководителями своей воли правоохранительным органам, в том числе прокуратуре и судам, с тех или иных конкретных вопросов.

Эти и подобные явления в политико-правовой системе, конечно, не могли исчезнуть сразу с образованием независимого украинского государства. Некоторые из них так или иначе дают о себе знать и поныне. Самое важное из сделанного в построении в Украине правового государства заключается в конституционном закреплении ее основ - принципов верховенства правового закона (права) и разделения властей, прав и свобод человека. Процитируем соответствующие положения Конституции Украины: «Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство» (ст. 1); «В Украине признается и действует принцип верховенства права» (ст. 8); «Государственная власть в Украине осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 6).

Особое место в Конституции Украины имеет закрепление прав и свобод человека и гражданина. Так, статья 3 гласит: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.

Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства». Эти положения Конституции конкретизируются в отдельном разделе «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», состоящая из 48 статей (21-68), которые закрепляют широкий спектр социально-экономических, политических и личных прав и свобод. Конституцией введен институт Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, который осуществляет парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 101).

Конституционное закрепление основ правового государства предопределяет два важнейших задачи в ее дальнейшем развитии: конкретизация конституционных положений в обычных законах и их наполнение, особенно в отношении социально-экономических прав и свобод, реальным содержанием. Важное место в решении этих задач имеет создание механизма правовой защиты конституционных прав и свобод, В том числе и от посягательств на них со стороны самого государства. Если при социализме гражданин мог обратиться с судебным иском к государству (администрации государственного предприятия) только в случае незаконного увольнения его с работы, то Конституция независимой Украины гарантирует гражданам возможность судебной защиты их прав и свобод от каких-либо и кого-чьих посягательств: «Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется» (ст. 8).

Развитие в Украине правового государства требует также создания материальных гарантий прав и свобод, без которых их конституционное провозглашение останется пустой декларацией. Важное значение в воплощении в жизнь принципов правового государства имеет коренная перестройка деятельности правоохранительных органов, прежде всего органов внутренних дел, прокуратуры, особенно суда. По инерции они продолжают защищать главным образом государство, а в отношении граждан выступают орудием принуждения и наказания, тогда как в правовом государстве их основной функцией должна быть защита прав и свобод человека, в том числе и от посягательств на них со стороны государства.

Пока что на практике решения рядовыми гражданами в государственных, особенно правоохранительных, органах даже элементарных жизненных вопросов, например, связанных с регистрацией предприятия, получением различных разрешений, прохождением технического осмотра автомототранспорта, настолько усложнена, забюрократизировано, а нередко еще и дорого и унизительно, что порождает обоснованные сомнения в главенстве в Украине правового закона, его преобладании над многочисленными подзаконными актами, в том числе ведомственными инструкциями, составленными в интересах их авторов. Неуважение власти к гражданам, восприятие их в государственных учреждениях как просителей, которые «мешают работать», продолжают оставаться характерными особенностями властных отношений в украинском обществе. Правовой государство становится не благодаря провозглашению в конституции верховенства права, прав и свобод человека, а тогда, когда в соответствии с конституционными деклараций проходит повседневная жизнь рядовых граждан, когда власть существует для граждан, а не наоборот.



Назад