Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Становление гражданского общества


Параллельно с формированием правовоїдержави в Украине происходит станов-ления гражданского общества. Этот процесс проходит во всех сферах общественной жизни, поскольку при социализме произошло полное огосударствление общественной и частной жизни, гражданское общество существовало лишь в зачаточном состоянии.

Экономической основой становления гражданского общества в Украине является формирование негосударственных форм собственности. Происходит это путем разгосударствления и приватизации, которые не являются тождественными. Разгосударствление направлено на устранение монополии государства на собственность, формирование конкурентной рыночной среды и происходит как в пределах государственной собственности, так и вне их. Приватизация является наиболее радикальной составляющей процесса разгосударствления, сущность которой заключается в изменении государственной формы собственности на разновидности частной. Она предусматривает приобретения гражданами в собственность всех или части акций или паев акционерных и иных хозяйственных обществ, а также предприятий, основанных на смешанной или коллективной собственности.

Целями разгосударствления и приватизации были провозглашены поиск эффективного собственника и как следствие - повышение эффективности производства, преобразования граждан на собственников средств производства, становление предпринимательства, рыночной экономики в целом. Далеко не все из провозглашенных целей было достигнуто. В результате сертификатной приватизации, которая предусматривала наделение каждого гражданина определенной долей собственности, бывшая государственная собственность фактически была сосредоточена в руках незначительной части населения Украины - руководителей приватизовуваних предприятий (которым законодательство о приватизации предоставляет значительные льготы по приобретению акций), политиков и чиновников высшего и среднего звена (которые использовали имеющиеся у них полномочия и возможности в собственных интересах), ловких дельцов и криминальных элементов.

Не удалось достичь и главной официальной цели приватизации - найти настоящего собственника-хозяина и благодаря ему повысить эффективность производства. Одни новоявленные владельцы оказались или финансово несостоятельными обновить производство, или неспособными управлять им в рыночных условиях. Другие выгодно перепродали приобретенные за бесценок предприятия или сосредоточились на выдавливании из них максимальных прибылей, вкладывая последние не в обновление самого производства, а в собственное благосостояние (виллы, дорогие импортные автомобили, отдых на фешенебельных зарубежных курортах, развлечения в ночных клубах и т.п.) и вывозя за границу.

За годы экономических преобразований в Украине были созданы десятки тысяч новых, в основном малых и средних частных предприятий. Однако их внесение в развитие экономики незначительный. Более 80 процентов таких предприятий ведут в основном торгово-посредническую деятельность, и их главная роль в экономике проявляется в «накручивании» цен на товары на пути от производителя к потребителю. Что они не без успеха и делают, сетуя на высокие налоги и выкачивая деньги у работников бюджетной сферы, содержащихся за счет тех же налогов.

При этих условиях призывы к государственной поддержки малого и среднего бизнеса - через снижение налогов, предоставление льготных кредитов, упрощение бухгалтерского учета и т.п., которые раздаются из предпринимательских и приближенных к ним политических структур, безосновательны, потому что поддерживать нужно не бизнес вообще, не перекупщика, а производителя.

Торгово-посредническая деятельность доминирует и в сфере крупного бизнеса. Правда, торгуют здесь не «сникерсами» или жевательной резинкой, а нефтью, газом, электроэнергией, металлом, зерном и т.п., а также разрабатывают всевозможные «темы» и «схемы» с перераспределения и использования бюджетных средств, иностранных кредитов, ценных бумаг и др.

В последнее время в Украине начато коренные преобразования и в сфере сельского хозяйства. В случае непродуманных и поспешных действий власти «народная приватизация» здесь будет иметь такие же последствия, как и в промышленности и сфере услуг, - собственность на средства производства, прежде всего на землю, в конечном итоге сосредоточится в руках незначительной части населения.

Первоначальное накопление капитала в Украине, как и в других бывших советских республиках, происходит главным образом путем перераспределения бывшей общенародной собственности и сосредоточении ее в руках незначительной части населения. Мелкий капитал имеет, как правило, трудовое происхождения: он добывается за счет разнообразных торговых операций и изредка - производственной деятельности.

Экономические преобразования вызывают соответствующие изменения в социально-классовой структуре украинского общества. Суть этих изменений заключается в формировании классов мелких, средних и крупных собственников средств производства. В результате невива-женості и непоследовательности в проведении экономических реформ сначала в СССР, а затем в независимой Украине (бездумная либерализация цен, «шоковая терапия», несправедливая приватизация, непродуманная налоговая и социальная политика и т.д.) процесс становления новой социально-классовой структуры оказался, в частности, в резкой социальной поляризации общества, то есть в расслоении его, с одной стороны, на кучку богачей, в руках которой сосредотачиваются основные средства производства, а с другой - на остальные с нищим жизненным уровнем. Во времена экономических преобразований и развития государственности в Украине незначительная часть ее населения сумела сказочно разбогатеть, причем не благодаря развитию производства, вложения собственного капитала, а за счет перераспределения собственности, использования бюджетных средств, предоставленных государстве иностранных кредитов, выкачивания денег из соотечественников. Формирование среднего класса, как одной из основных целей социально-экономических преобразований, достичь не удалось.

Становление политической сферы гражданского общества проявляется прежде всего в формировании его политических институтов - политических партий, групп интересов, органов местного самоуправления, негосударственных средств массовой информации. Пока что эти институты не стали средствами действенного влияния гражданского общества на государство.

На сегодня в Украине зарегистрировано более 120 политических партий. Однако лишь некоторые из них как массовые объединения с четко выраженной идейно-политической ориентацией и разветвленной территориальной структурой соответствуют своему предназначению - быть выразителями социальных интересов в отношениях гражданского общества с государством. Абсолютное большинство партий обслуживают не общественные, а узкогрупповые или даже личные интересы, наглядным подтверждением чего является наличие многих партий одинаковой идейно-политической ориентации, несоответствие между декларируемой идейной и фактической социальной и политической ориентацией партий, построение партий вокруг лидеров, многочисленные расколы в партиях и конфликты в их руководстве. Даже те партии, которые представлены в Верховной Раде, пока не оказывают определяющего влияния на государственную политику через несогласованность действий, отсутствие фракционной дисциплины и отстраненность от формирования правительства.

В Украине сейчас насчитывается более тысячи официально зарегистрированных общественных организаций. Ведущее место среди них принадлежит тем, которые выражают интересы общественных классов. Это объединения наемных работников (профсоюзы) и предпринимателей. Главная задача профсоюзов - защита интересов наемных работников в отношениях с предпринимателями и государством. По социализма профсоюзы выступали инструментом государственной политики, действовали под руководством коммунистической партии, тогда как в демократическом обществе они призваны быть независимым и равноправным партнером в отношениях с государством. В Украине единственное в прошлом и пока что самое многочисленное межотраслевое профсоюзное объединение - Федерация профсоюзов Украины - все еще в значительной степени продолжает оставаться инструментом государственной политики и является далеким от назревших в новых социально* экономических условий потребностей защиты интересов трудящихся.

В процессе развития предпринимательства, формирования классов владельцев средств производства в Украине появляются многочисленные объединения предпринимателей. Как и профсоюзы, они стремятся к представительства соответствующих интересов на государственном уровне. Основными формами такого представительства является лоббизм и связи с политическими партиями.

Еще одним направлением становления гражданского общества в Украине является возникновение многочисленных негосударственных средств массовой информации - периодических печатных изданий, радио -, теле -, видеопрограмм и других форм распространения массовой информации. Однако ситуация с негосударственными средствами массовой информации сложилась так же, как и с политическими партиями - они стали обслуживать узко-групповые и даже персональные интересы, ориентироваться на поддержку отдельных политиков, вместо того чтобы быть «четвертой властью», выражать интересы гражданского общества в его взаимодействия с государством.

Главный содержание процесса становления гражданского общества в сфере духовной жизни составляет формирования духовной культуры на основе принципов идейного и политического плюрализма, национальных и мировых культурных достояний. Особое значение при этом имеет формирование гражданской политической культуры как культуры активного политического участия.

Неразвитость политических институтов и отсутствие развитой демократической политической культуры гражданского общества в Украине пока что не дают ему возможности контролировать государство. Нынешнее состояние взаимодействия гражданского общества и государства характерен в большей степени для авторитарного, демократического, политического режима. Изменение соотношения между государством и гражданским обществом в пользу последнего в дальнейшем будет зависеть как от развитости самого гражданского общества, особенно его политических институтов, так и от становления государства как правового и демократического. Ведущей стороной в неразрывном единстве государства и гражданского общества является последнее. В конечном итоге государство всегда является таким, каким его делает общество.



Назад