Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Непосредственное политическое представительство интересов


Наиболее распространенной формой непосредственного, прямого влияния групп интересов на органы государственной власти является лоббизм, т.е. организован влияние различных общественных групп, прежде всего предпринимательских кругов, представителей законодательной и исполнительной власти с целью добиться от них принятия выгодных для себя решений. Прямой подкуп заинтересованными группами представителей государственного аппарата сначала ставил под сомнение легальный статус лоббистской деятельности. И потом пришло признание того, что лоббизм несет и положительное нагрузки. Часто, вопреки привычным представлениям, - это не только закулисный подкуп, но и система аргументации, механизм подготовки и принятия оптимальных политических решений. В состав лоббистских группировок, кроме политика или группы политиков, которые их возглавляют, входит также многочисленный отряд экспертов, консультантов, исполнителей. Нередко это бывшие чиновники и государственные деятели, юристы, специалисты по формированию общественного мнения и т.д. Предоставляя ценную информацию о реальной ситуации и возможные последствия политических решений, лоббизм создает надежную базу для них, помогает избежать ошибочных и опрометчивых шагов. Итак, лоббизм одинаково необходим и для тех, кого непосредственно касаются решения органов государственной власти, и для этих последних, поскольку он способствует повышению качества государственного управления.

Относительно негативных сторон и последствий лоббизма - прежде всего склонности многих его участников к удовольствие узко-групповых интересов, создание им благоприятной среды для возможных коррупции и злоупотреблений, - то одновременно с расширением практики лоббизма растет и арсенал средств ограничения такого рода негативных явлений. В числе этих средств - жесткая правовая регламентация лоббизма, расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними, повышение профессионализма и требований к профессиональной этики государственных служащих и членов представительных органов, совершенствование механизма лоббирования. В США с 1946 г. лоббизм регистрируется и находится под финансовым контролем в соответствии с законом. В дальнейшем жесткое нормативное регулирование и контроль лоббизма были установлены в большинстве стран Западной Европы.

Параллельно с вводом и совершенствованием правового регулирования лоббизма происходила профессионализация представительских функций лоббистских группировок. В США, например, возник особый институт специально подготовленных уполномоченных, профессиональных агентов-лоббистов, которые отстаивают интересы соответствующих групп в конгрессе и других органах государственной власти. Самыми влиятельными в стране есть лобби военно-промышленного и нефтегазового комплексов. Действуют также лобби других стран, например проізраїпьське, проіран-ське. Есть и открытое противостояние различных лоббистских группировок, как, например, прокитайського и протайванського.

Многообразные методы лоббистской деятельности. Они могут быть как легальными, законными, так и незаконными. К первым относятся: направление писем и личных обращений, к законодателей или представителей исполнительной власти; подготовка проектов и альтернативных вариантов политических решений; участие в финансировании подготовки законопроектов, экспертиз, заключений правительственных органов; контроль за соблюдением принятых законов и решений; организация соответствующей кампании в средствах массовой информации; проведение демонстраций, шествий, пикетирования или других публичных акций; поддержка во время избрания, назначения и продвижения по службе работников органов государственной власти и др. К незаконных методов лоббистской деятельности относятся финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков, сбор на них компрометирующего материала, а то и прямой подкуп представителей государственного аппарата, который предусматривает сама природа лоббизма.

Лоббизм является наиболее общей и распространенной формой прямого взаимодействия групп интересов с государством. Рядом с ним есть и другие формы такого взаимодействия. В разных странах сложились собственные, обусловленные национальными особенностями, традициями, системы взаимодействия государства и групп интересов. Так, в Великобритании при социально-экономических ведомствах функционируют так называемые спонсорские подразделения, задачей которых является регулярные связи с отраслевыми ассоциациями предпринимателей и отдельными корпорациями, выработка совместно с ними рекомендаций относительно принятия министерских и правительственных решений. Во многих странах Запада при органах исполнительной власти действуют консультативные советы или комитеты, состоящие из руководителей этих органов, представителей одной или нескольких групп интересов и независимых экспертов. Большинство таких советов и комитетов действуют на постоянной основе, часть создается для поисков тех или иных отдельных решений и прекращает свою деятельность сразу же после их принятия.

Кроме отечественных групп интересов, при исполнительных и представительных органах государственной власти могут действовать и объединения, которые являются выразителями интересов других стран, мировых экономических и финансовых центров и т.д и способствуют решению различных международных проблем.

В механизме взаимодействия групп интересов с государством особое место занимают так называемые трипартистські органы, основанные на представительстве трех сторон - объединений предпринимателей, профсоюзов и государства. Эти органы возникли и распространились в странах Запада в 50-70-х годах и были направлены прежде всего на достижение социального мира и стабильности. Однако их роль не ограничилась лишь достижением консенсуса между основными социальными партнерами. Во многих странах - Австралии, Австрии, ФРГ, Швеции и других они по сути превратились в органы, которые определяют основные параметры социально-экономической стратегии государства.

При всем многообразии форм и систем прямого, непосредственного взаимодействия групп интересов с государством есть некоторые общие черты, присущие всем или почти всем таким системам. Это прежде всего наличие специальных институтов и учреждений, в пределах которых осуществляется диалог представителей организованных интересов и государства, принципы комплектования и способы деятельности таких институтов. Практически повсеместно существует также система неформальных связей и отношений, которая нередко играет более важную роль, чем формализованные связи.



Назад