Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Понятие политического режима


Политический режим (франц. regime, от дат. regimen - управление) является одним из базисных понятий политологии. По сравнению с другими категориями, которые раскрывают формы государства, - «форма государственного правления» и «форма государственного устройства» - понятие «политический режим» является менее определенным. Это связано в значительной степени с близостью понятий, с тем, что одни и те же явления и процессы политической жизни по отношению к чему одного могут характеризоваться как форма государственного правления, а по другому - как политический режим. Так, под президентским режимом в одних случаях имеют в виду политический режим, а в других - президентской-республиканскую форму государственного правления, под парламентским режимом также понимают и политический режим, и форму правления. Такой подход, который не разграничивает форму государственного правления и политический режим, по сути, снимает вопрос о степени демократичности государства. Форма правления сама по себе может ничего не говорить о демократизме в осуществлении государственной власти. Так, в современном мире отдельные монархии является более демократическими государствами, чем некоторые республики. О степени демократизма в осуществлении государственной власти свидетельствует именно характер политического режима.

Если исходить из того, что форма правления определяется отношениями между центральными органами государства, то понятием «политический режим» целесообразно обозначать характер этих отношений, осуществления государственной власти в целом, прежде всего в аспекте демократизма этого процесса.

Соответственно, политический режим определяется как система методов и средств осуществления политической (государственной) власти.

Наряду с понятием «политический режим» используется также понятие «государственный режим» как обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Хотя политический режим и государственный режим часто определяются практически одинаково, между ними существует и определенная разница. Заключается она в том, что политический режим выходит за пределы государства как института и охватывает также другие политические институты. Он не может быть сведен к методов деятельности государственных органов, а касается и деятельности политических партий, массовых общественных объединений и общественных движений, функционирования средств массовой информации и т.п. В этом смысле политический режим выступает как функциональный аспект политической системы общества в целом, тогда как государственный режим в точном понимании его характеризует функционирование всего государства.

Учитывая различия между политическим и государственным режимами, между политической и государственной властью, первый из них целесообразнее было бы определить как систему методов и средств осуществления политической власти, а второй - государственной. Однако не будет ошибочным и определение политического режима через государственную власть, поскольку именно она составляет основное содержание и смысл политической власти.

Исходя из того, что методы и средства осуществления государственной власти могут существенно отличаться по одинаковых форм государственного правления, некоторые ученые считают, что категория «политический режим» касается не формы осуществления государственной власти, а ее содержания, то есть что политический режим не является формой государства. Так, российский правовед К. В. Ара-новский отмечает, что «политический режим нельзя причислять к формам государственности. Это содержательная, а не формально-юридическая характеристика».

Политический режим, действительно, в большей степени касается содержания государственной власти, чем форма государственного правления, форма государственного устройства. Однако единственная по своей сути и содержанию государственная власть может осуществляться различными методами и средствами. Различия между этими методами и средствами определяют виды политических режимов, которые по отношению к государственной власти выступают именно формой, а не содержанием.



Назад