Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Структура политического режима


Поскольку политический режим выступает функциональным аспектом политической системы общества, его структуру составляют те самые элементы, что и структуру политической системы. Это прежде всего политические институты - государство и ее структурные элементы, политические партии, общественно-политические организации, а также политические отношения, политические нормы, политическая культура в их функциональном аспекте. В отношении государства речь идет не просто о структуре, а о характере отношений между ее элементами, способы формирования органов государственной власти, отношения государства с гражданами, создание им условий для реализации прав и свобод человека и др. Политические партии выступают элементами политического режима не как институты политической системы, а во взаимодействии между собой, то есть как определенная партийная система. Общественные организации являются составляющими политического режима как группы давления. Именно такое понимание структуры политического режима мы находим у известного французского политолога М. Дюверже, который определял этот режим как «определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких групп давления»;.

На основе структурных элементов политического режима выделяются его основные признаки: способ формирования органов власти; соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти, центрального правительства и местного самоуправления; положение и роль общественных организаций и партий; правовой статус лица; установлена законодательная система; содержание и соотношение разрешенной и запрещенной политической деятельности; уровень экономически-хозяйственного развития; политическая стабильность общества; порядок функционирования правоохранительных и карательных органов; исторические и культурные традиции, моральные обычаи народа в отношении к власти. Важнейшими признаками политического режима является применяемые процедуры и способы организации учреждений власти и врядуван-ня, стиль принятия публичных, то есть общих и обязательных для всех решений, отношения между государством и громадянами3.

Важной характеристикой политического режима является его легитимность (от лат. legitimus - законный). По прямого значения этого термина легитимным является тот политический режим, который установлен законным путем и опирается на законы. Однако на законах в их формально-правовом смысле могут основываться и тираническим, диктаторские режимы, основанные на угнетении масс. Поэтому существует другое понимание легитимности политического режима - как признание его массами, которое опирается на их убеждение в том, что именно такой режим является наилучшим из всех возможных и в наибольшей степени отвечает их интересам. Такое понимание легитимности политического режима касается не самого режима, а его восприятие (признание) массами. Соответствующее убеждение в массах путем идеологической обработки может быть сформировано любым режимом. Так, во время фактического господства антидемократического политического режима по социализма массы были глубоко убеждены в том, что именно этот общественный строй является наилучшим, и всячески его поддерживали, в том числе и стопроцентным участием в выборах органов государственной власти по их единодушным одобрением.

Третий подход к пониманию легитимности политического режима объединяет два предыдущих и касается как самого режима, так и его соответствия устремлениям масс. Французский политолог Же. -Л. Кермонн считает, что принцип легитимности режима подразумевает соответствие политической власти тем ценностям, на которых основан режим. Легитимным является не только тот режим, который проводит в жизнь собственные ценности, но и тот, который хотя бы в невнятной форме соответствует народным устремлениям; другими словами, легитимный любой режим, отвечающий народном консенсуса. На практике легитимность политического строя проявляется через соответствие происхождения и действий власти требованиям демократии. За такого подхода степень демократизма политических режимов становится их важнейшей сущностной характеристикой и основным признаком типологии, а сам режим выступает формой взаимодействия государства и гражданского общества.



Назад