Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Политические и государственные режимы


Существенно расширяет и углубляет знания об особенностях осуществления государственной власти в различных странах приближена к приведенной выше типология политических режимов в зависимости от формы правления и с различением политических и государственных режимов. По этой типологии авторитарные политические режимы связываются с абсолютной и дуалистической монархии и некоторыми разновидностями президентского республиканского правления, а демократические - с парламентская монархией и парламентская республикой и президентским республиканским правлением с совершенной системой сдержек и противовесов.

Значительно разнообразнее за этих форм правления и типов политического режима являются государственные режимы, в основе разграничения которых лежат особенности разделения властей. Так, государственный режим в абсолютной монархии, где в руках монарха сосредоточена вся полнота государственной власти, определяется как абсолютизм. Отделение законодательной власти от исполнительной и закрепления соответствующих функций за парламентом и наделен широкими полномочиями монархом в дуалістичній монархии дают возможность определять присущий ей государственный режим как ограниченный дуализм власти.

Разделение властей при условии признания принципа верховенства парламента над исполнительной властью в парламентарній монархии и парламентарній республике определяют присущий этим формам правления государственный режим как парламентаризм. Этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Причем чем шире партийная коалиция, которая сформировала правительство, тем менее устойчив сам правительство, поскольку тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно разных политических вопросов.

В тех странах, где существует двух - или многопартийная система с одной доминирующей партией и правительства есть в принципе однопартийными, парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль над правительством, и на самом деле правительство, сформированное партией парламентского большинства, полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или внутренний щелкнутый-ріалізму. Следовательно, при одних и тех же форм правления - парламентарной монархии и парламентарной республики - возможны два государственных режимы: парламентаризм или мини-стеріалізм. Определяются эти режимы по типу имеющегося в стране партийной системы.

Последовательное принцип разделения властей проводится в президентской республике, где существуют два центра власти - президент, который одновременно является главой государства и главой правительства, и формально независимый от него парламент. Благодаря этому президентскую республику называют дуалистической республикой, а присущий ей государственный режим - дуализмом.

В социалистических странах разделение властей не признается даже теоретически. Ему противопоставляется принцип единства власти трудового народа, воплощенной в органах советского типа. Такие совета сочетают в себе и законодательные, и исполнительные функции. Реальная же власть в советах на каждом уровне принадлежит верхушке аппарата коммунистической партии и часто единолично первому секретарю соответствующего партийного комитета. Такой государственный режим называют партократичним.

Несколько иначе классифицирует политические режимы французский политолог и правовед Же. -Л. Шабо. Он считает, что «воснові классификации политических режимов - президентский, парламентский, режимы ассамблеи и авторитарный - лежит структура отношений между исполнительной и законодательной властью. В первом варианте указанное различие может приобретать формы жесткого разделения. Тогда в президентский режим. Если же разделение является гибким или обе ветви власти сотрудничают, то мы имеем дело с парламентским режимом. Баланс в режимах смешанного типа может склоняться в пользу органа - носителя законодательной власти (режим ассамблеи) или на пользу органа - носителя исполнительной власти (авторитарный режим)».

В обобщенном виде такое разделение политических режимов предусматривает выделение режима слияние власти (абсолютная монархия), режима разделения властей (президентская республика) и режима сотрудничества ветвей власти (парламентарная республика и парламентарная монархия).

Самым распространенным в современной политологии является разделение политических режимов по признаку демократизма на демократические и недемократические. Последние, в свою очередь, делятся на тоталитарные и авторитарные.



Назад