Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Тоталитаризм


Термин «тоталитарный» (от лат. totalis - весь, полный и totalitas - цельность, полнота) употребляется для обозначения государственного строя, который осуществляет всеобъемлющий (полный, тотальный) контроль над всеми сферами общественной жизни и личной жизнью граждан, опираясь при этом на систематическое использование насилия. Первыми этот термин в начале 20-х годов XX в. ввели в научный потребления итальянские критики Бы. Муссолини, под руководством которого в Италии начала формироваться однопартийная фашистская система. И вскоре Бы. Муссолини и сам перехватил это слово и ввел его в политический лексикон, провозгласив своей целью создание «тоталитарного государства». Позднее термин «тоталитарное государство» (в положительном смысле) использовали нацистские правоведы в Германии. Параллельно формировалось представление о тоталитаризм как негативное политическое явление, которое характеризует не только фашизм, но и политический строй в СССР.

Собственно теория тоталитаризма сформировалась в 50-х годах как научное осмысление нацизма и сталинизма. В 1951 г. немецко-американский политический мыслитель Ханна Арендт опубликовала трехтомный труд «Происхождение тоталитаризма», в которой содержался философский анализ тоталитаризма как общественно-исторического феномена. Считается, что первая попытка систематизировать признаки тоталитарного режима была сделана американским исследователем Карлом Фридрихом в докладе «Уникальный характер тоталитарного общества» (1954), в которой он сформулировал пять признаков: официальная идеология, которой все обязаны соблюдать и которая призывает к некоторого конечного идеала общественного устройства для всего человечества; единственная массовая партия, возглавляемая, как правило, вождем и организована строго иерархически; полный контроль партии и бюрократии над вооруженными силами и общественными организациями; полный контроль над средствами коммуникации; система тероризуючого полицейского контроля с использованием физического и психологического воздействия. В 1956 г. в совместной работе К. Фридриха и другого американского политолога - Збигнева Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» в этих пяти признаков была добавлена шестая - централизованное управление всей экономикой.

В последующие годы концепция тоталитаризма получила дальнейшего развития. Было, в частности, признано, что главным признаком тоталитарного политического режима является всеобъемлющий контроль государства над обществом, который опирается на систематическое использование насилия. Это режим всеобъемлющего репрессивного принуждения граждан к выполнению властной воли, полного государственного контроля за деятельностью граждан, их объединений, социальных групп и институтов. В нем распространена практика чрезмерного огосударствления общественной жизни, которое основывается на администрировании, принуждении и запретах, на бюрократизмі общественного управления.

Тоталитарными режимами считаются фашизм и коммунизм, а классическими тоталитарными государствами - фашистская Германия и СССР, особенно периода сталинского правления. Основное отличие между этими разновидностями тоталитарного политического режима заключается в том, что фашизм предполагает существование негосударственного сектора экономики, который хотя и находится под жестким государственным контролем, но основывается на частной собственности, тогда как коммунизм частную собственность на средства производства принципиально отрицает.

Всеобъемлющее огосударствления как общественной жизни, так г частной жизни граждан означает отсутствие за тоталитарного режима гражданского общества как совокупности негосударственных общественных институтов и отношений. Государство фактически поглощает гражданское общество. Отсутствие развитых структур гражданского общества и его обратного влияния на государство приводит к тому, что государство прибегает к произвольных экспериментов над обществом, совершает над ним насилие, попирает права и свободы граждан. За тоталитаризма государственное произвола не знает ограничений, поскольку государство не контролируется гражданами и не обращает внимания на мировое общественное мнение.



Назад