Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Основные концепции демократии


Главное противоречие демократии - цесуперечність между идеей демократии как повновладдям народа и невозможностью ее практического осуществления. Известный английский философ Карл Поппер (1902-1994) считал демократию не только невозможным, но и нецелесообразной. Действительно, демократия в прямом ее понимании (как непосредственная власть народа) невозможна даже чисто технически, потому что нет таких механизмов, которые бы обеспечивали прямое народоправие с любого государственного вопрос на всех уровнях. Более того, такое народоправие нецелесообразно и с точки зрения эффективности государственной власти, поскольку абсолютное большинство народа некомпетентна в решении конкретных дел управления государством и обществом. К тому же правящее большинство, как и народ в целом, при определенных условиях может быть таким же тираном, как и единоличный деспот.

Разное теоретическое решение противоречия между идеалом демократии и ее реальностью находит свое проявление в существовании многообразных концепций демократии. Исторически первой такой концепцией и формой ее практического воплощения была классическая либеральная демократия, которая в наибольшей мере основывается на вышеперечисленных принципах демократии. Главная идея либерализма - идея индивидуальной свободы. В соответствии с ней либеральная демократия на первый план ставит гражданскую свободу как независимость личной жизни индивида от политической власти. Обеспечение гражданской свободы основывается на реализации прежде всего личных прав и свобод индивида: права на жизнь и неприкосновенность личности, права на свободу и на сопротивление насилию, права на собственность и свободную экономическую деятельность, свобод частной жизни - неприкосновенности жилища, тайны переписки, свободы передвижения и выбора места жительства и т.д. А наличие у индивида политических прав и свобод предоставляет ему возможность принимать участие в осуществлении государственной власти, влиять на государство с целью удовлетворения личных и общих интересов и потребностей.

Либеральная демократия не отрицает непосредственного волеизъявления народа, но предпочитает представительной демократии, которая дает возможность наиболее полной мере совместить идеал демократии и возможности его практического осуществления. Соответственно, демократию понимают как " ответственное правления, правительство, способен принимать решения и нести за них ответственность. Основными элементами представительной демократии определяются конституционность и ограничения политического господства. Поэтому либеральную демократию называют еще конституционной демократией, за которой воля народа проявляется не в полной мере и прямо, непосредственно, а делегируется представителям, которые в процессе принятия политических решений выражают эту волю самостоятельно и под свою ответственность.

Сущность либеральной демократии в концентрированном виде нашла свое отражение в предложенной президентом США Авраамом Линкольном формуле: government of the people, by the people, for the people (правление народа, избранное народом и для народа).

Либерализм возник и развивался как идеология буржуазии. В соответствии классическая либеральная концепция демократии и ее практическое воплощение отражали интересы прежде всего этого общественного класса. Присущая либерализма абсолютизация индивидуальной свободы влечет за собой социальную поляризацию общества, обострение классовой борьбы, порождает политическую нестабильность и т.д. Преодолеть эти и подобные недостатки призвана концепция плюралистической демократии (от лат. pluralis - множественный) как современный вид либеральной демократии. Такая демократия основывается на учете всей множественности, многообразия социальных интересов. Основным признаком ее открытый характер принятия решений через представительные органы власти. Принятию органами власти тех или иных решений в таких условиях является результатом взаимодействия и конкуренции различных политических сил, прежде всего политических партий и многообразных групп интересов.

В концепции плюралистической демократии политическая система общества рассматривается как механизм, который обеспечивает баланс интересов классовых, этнических, демографических, профессиональных, территориальных, религиозных и подобных групп и их организаций. Каждая из них влияет на формирование политики, однако ни одна не занимает монопольного положения. Происходит дробление политической власти между государственными и общественными институтами. Разнообразные социальные интересы, в том числе интересы трудящихся, таким образом полно учитываются. Если же какая-нибудь социальная группа считает, что проводимая политика не отвечает ее интересам, то она имеет возможность добиваться открытого обсуждения соответствующих проблем и принятия необходимых политических решений.

Концепция плюралистической демократии была найвпливові-конкретно и разделялась большинством политологов в 60-е - начале 70-х годов XX ст. На первый взгляд, плюралистическая демократия - это демократия для всех. Однако она не лишена ряда недостатков. Одним из них является то, что для удовлетворения интересов и потребностей определенных общественных групп, например молодежи, женщин или беднейших слоев населения, создание реальных равных возможностей для их участия в осуществлении государственной власти этим группам необходимо предоставлять определенные льготы и привилегии. Но закрепления каких-либо привилегий и льгот для тех или иных социальных групп противоречит одному из основных принципов демократии - равенства всех граждан перед законом. Расширение фактического равенства ставит под угрозу и такой основополагающий принцип демократии, как свобода.

Кроме того, концепция плюралистической демократии абсолютизирует возможности политического представительства социальных интересов через политические партии и различные организации как группы интересов. Рядовые члены партий и общественных организаций реально играют в них второстепенную роль, а основные решения принимаются их руководителями, причем не всегда в интересах тех же рядовых членов.

Наконец, нереальная сама установка концепции плюралистической демократии на то, что все население будет представлено в партиях и группах интересов, что эти объединения будут равными по своим политическим влиянием. Наибольшее влияние на политику в странах с развитой рыночной экономикой производят различные предпринимательские структуры, особенно национальные, отраслевые и межотраслевые объединения предпринимателей. Именно они имеют самые широкие материальные и финансовые возможности для влияния на органы власти. Ощутимое влияние на политику имеют и профсоюзы, которые являются наиболее массовыми организациями наемных работников.

Рост политического влияния объединений предпринимателей и профсоюзов привело к появлению концепции корпоративной демократии. Корпорация (от лат. corporatio - объединение) - это совокупность лиц, объединенных на основе цеховых, кастовых, коммерческих и других интересов. В странах Запада корпорациями называют, в частности, акционерные общества, профсоюзные объединения и организации местной власти (муниципалитеты). Согласно концепции корпоративной демократии политика должна осуществляться с участием государства и ограниченного количества самых массовых и влиятельных организаций, прежде всего, объединений предпринимателей и профсоюзов как выразителей интересов широких слоев населения. Такая политика получила название политики социального партнерства и трипартизма. Во многих странах Запада созданы основанные на представительстве предпринимателей, профсоюзов и государства специальные трипартист-венные органы, которые определяют основные параметры социально-экономической стратегии государства.

По своему содержанию концепция корпоративной демократии близка к концепции плюралистической демократии. Основное отличие между ними заключается в том, что плюралистическая демократия предполагает политическое представительство всего многообразия социальных интересов, а корпоративная демократия ограничивает это представительство лишь самыми влиятельными объединениями. Если сторонники плюралистической демократии считают, что оптимальный влияние на государственную политику оказывают разнообразные конкурирующие между собой группы интересов, то сторонники корпоративной демократии признают такое влияние лишь с ограниченным количеством организаций, которые не конкурируют между собой, а сотрудничают под контролем государства. При таких условиях корпоративные объединения приобретают монопольного права на политическое представительство интересов не только членов этих объединений, но и других слоев населения. Если учесть, что в странах Запада больше половины наемных работников не являются членами профсоюзов, то это означает, что они не имеют собственного политического представительства в системе корпоративной демократии.

Ограниченность концепций либеральной, плюралистической и корпоративной демократии побуждает политологов искать другие теоретические модели демократического осуществления государственной власти. Одной из них является концепция партисипітарної демократии (от франц. participer - участвовать). Партисипітарна демократия - это демократия участия. Если либеральная демократия ограничивается формально-правовым обеспечением равенства и свободы, то партисипітарна демократия направлена на достижение действенной свободы и равенства, обеспечения реального участия как можно более широких слоев населения в осуществлении власти.

Вопреки распространенным представлениям о недемократических настроения масс, способных содействовать установлению тиранического правления, сторонники партисипітарної демократии утверждают, что антидемократическая позиция масс - это не имманентно присущее им свойство, а результат их недостаточной образованности, низкой материальной обеспеченности, отсутствия возможностей реально влиять на политику. В связи с этим ставится задача повышения материального, образовательного и общего культурного уровня населения, особенно его низших слоев, привлечение их к решению общественных и государственных дел. А утверждению недемократического государственного правления должны предотвращать не отлучение невежественных масс от политики, а институциональные препятствия. Образованный и хорошо информированная общественность способна осуществлять демократический контроль через всеобщие выборы и представительное правительство.

Концепция партисипітарної демократии предполагает, что широкое привлечение образованных граждан к участию в осуществлении власти, децентрализация политических решений, общественный контроль над их принятием будут способствовать достижению подлинного равенства и свободы, как важнейших принципов демократии. Ввиду невозможности перехода к прямой демократии, сторонники партисипітарної демократии предлагают смешанную форму политической организации, в которой бы сочетались элементы прямой и представительной демократии. По их мнению, демократия участия - это пирамидальная система с прямой демократией в основе и представительной демократией выше нее.

Главной особенностью марксистского понимания демократии является рассмотрение ее в неразрывной связи с материальными условиями жизни общества и его классовой структурой. Марксизм считает, что в классовом обществе демократия является проявлением диктатуры экономически господствующего класса. В условиях эксплуататорского строя - рабовладельческого, феодального и буржуазного - институты демократии служили и служат тем классам, в руках которых находились и находятся средства производства: рабовладельцам, феодалам и буржуазии.

Марксизм в то же время считает, что буржуазная демократия является самым развитым историческим типом демократии эксплуататорского общества уже потому, что покончила с абсолютизмом и формально провозгласила важнейшие права и свободы личности.

Высшим типом политической демократии марксизм признает социалистическую, или пролетарскую, демократию. Главное отличие социалистической демократии от буржуазной усматривается в том, что она является властью большинства общества - трудящихся (диктатурой пролетариата), направленной против его эксплуататорского меньшинства, тогда как буржуазная демократия является властью незначительного меньшинства - владельцев средств производства. Социалистическая демократия базируется на общественной собственности на средства производства, которая выступает экономической основой утверждения социального равенства людей и их подлинной свободы как освобождение от капиталистической эксплуатации. Считается, что в отличие от буржуазной демократии социалистическая демократия не только провозглашает политические свободы и социально-экономические права, но и надежно гарантирует их. Рядом с представительной демократией по социализма используются различные формы непосредственной демократии, что находит проявление в деятельности общественных организаций, в системе народного контроля, в практике всенародного обсуждения проектов важнейших законов и т.п.

Реально же при социализме устанавливается не полновластия народа, а всевластия одной политической партии, которое вследствие недемократической построения самой партии перерастает в всевластия партийного руководства. Социалистическая демократия отрицает разделение властей. Представительные органы власти хотя и избираются населением, но находятся под жестким партийным контролем. Выборы имеют формальный характер уже хотя бы потому, что проводятся при наличии только одной кандидатуры на выборную должность. Общественные организации также действуют под жестким партийным руководством и используются прежде всего как средства партийного влияния на массы. Это же касается и средств массовой информации, которые находятся в государственной собственности и контролируются коммунистической партией.

Кроме указанных, в теории демократии существуют также другие концепции демократии: рыночная, плебісцитарна, консенсусная, референдумное и др. Отдельную группу составляют концепции элитарной демократии как попытка совместить несовместимые, на первый взгляд, теорию демократии и теорию элит. Такие концепции рассматриваются ниже в контексте теории политических элит.

Многочисленность концепций демократии свидетельствует о том, что она является разнообразным общественным явлением, тот или иной аспект которого раскрывает каждая из них. Но несмотря на все многообразие концептуальных подходов к пониманию демократии суть ее остается неизменной и заключается в участии народа в осуществлении государственной власти. Степень этого участия определяет степень демократизма политического режима. Причем наличие демократических институтов - избирательного права, представительных органов власти, политических партий, групп интересов, независимых средств массовой информации и т.д . - и формальная реализация принципов демократии еще не означают реального народовластия. Демократические формы осуществления власти далеко не всегда наполняются соответствующим содержанием. Так, у многих молодых независимых государствах, возникших на территории бывшего СССР, наряду с формальным признанием принципов демократии утвердились авторитарные политические режимы и даже откровенно олигархическое господства. Демократические идеи и лозунги вообще нередко используются для прикрытия фактически олигархического правления.

Есть. Вятр предложил определять демократизм политического режима за такими тремя основными характеристиками. Первая - честные, соревновательные и регулярные выборы. Состязательность выборов предусматривает свободу выдвижение кандидатур. Выборы не будут соревновательными, если одни группы или индивиды имеют возможность участвовать в выборах, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и действует специальный механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, когда бюрократическая машина принадлежит одной политической партии, даже если эта партия терпимо относится к другим партий во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, правящая партия может влиять на общественное мнение в такой степени, что выборы уже нельзя назвать честными.

Вторая характеристика демократического политического режима заключается в том, что правительство (государственное правление) создается на основе выборов. Для демократии недостаточно регулярного проведения их, надо, чтобы демократия опиралась на выборный правительство. Необходимым условием демократии является смена правительства в результате выборов, а не по желанию отдельных лиц.

Третья характеристика демократического политического режима как сформированной в результате выборов к власти большинства - это защита прав меньшинства. Мнение большинства, выраженная демократическим путем во время выборов, является необходимым, но не достаточным условием демократии. Только сочетание правительства большинства и защита прав меньшинства составляют демократию.

Если в меньшинстве применяются дискриминационные меры, то режим становится недемократическим независимо от регулярности и честности выборов и изменения законно избранного правительства".

Таким образом, «власть большинства, которая уважает права меньшинства» - это еще одна важная формула демократии. Но вернемся к первой характеристики демократического политического режима - честных, соревновательных и регулярных выборов. Относительно регулярности и состязательности особых проблем нет. В большинстве стран выборы проводятся, как правило, регулярно и сопровождаются острой конкурентной борьбой. А вот честность выборов находится под растущей угрозой. И не только потому, что субъекты избирательного процесса обычно находятся в неравных условиях и имеют неодинаковые возможности для ведения предвыборной борьбы. Дело в том, что современные избирательные технологии, особенно те, что называются «черными» или «грязными» и реализуются с помощью средств массовой информации, позволяют как угодно манипулировать общественным мнением. По сути дела, при таких условиях происходит зомбирование избирателя в интересах тех или иных групп или лиц, что исключает его свободное волеизъявление, без которого нет собственно выборов, а значит, и демократии.

Демократия - предусматривает, что граждане имеют возможность влиять на политику, власти действуют в интересах народа, а политика государства отражает волю большинства, уважая права меньшинства. Проблематичен уже сам влияние граждан на политику, их контроль за органами государственной власти. Даже при идеальных выборов наивно полагать, что, голосуя раз в несколько лет, гражданин принимает участие в осуществлении власти, в управлении государством или осуществляет контроль над ней. Референдум как важнейшее средство прямой демократии также весьма далек от идеала народовластия.

Подобное можно сказать и о средствах массовой информации. Хотя они и считаются независимыми, но на самом деле служат не народа, а их владельцам, и как средства властного влияния используются, прежде всего, журналистами, оставаясь недоступными для абсолютного большинства граждан.

Указанное не ставит под сомнение демократию как принцип политической организации общества. Речь идет прежде всего о проблемах практической реализации демократических принципов и форм, потому что даже в тех государствах, которые выдают за образец народовластия, реальность демократии достаточно далека не только от ее идеала, но и от этого пропагандируемой образца.

Для демократической эйфории в любой стране нет реальных оснований. А у того, кто знаком с реальными механизмами борьбы за власть и ее осуществление, около знает политиков или хоть раз почувствовал собственные беззащитность и бессилие в отношениях с носителями государственной власти, вообще может сложиться небезосновательно впечатление, что теория демократии со всеми ее принципами, формулами и концепциями - не более, чем красивая сказка для простаков, с помощью которой политическая элита обманывает народ, осуществляя от его имени власть в собственных интересах. И это вовсе не означает необходимости отказа от демократии, потому что альтернативой может быть только диктатура. Трудно не согласиться со словами премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля: «Демократия - плохая форма правления, но ничего лучшего человечество пока не придумало».



Назад