Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Специфика массового поведения в политике


Субъектами политических действий индивиды выступают не только как представители определенных социальных общностей, члены тех или иных общественно-политических объединений, но и как участники прямых действий, случайных и временных образований - собраний, митингов, демонстраций, шествий, пікетуваль и т.д. В зависимости от степени стихийности возникновения и организованности таких массовых образований они могут приобретать черты толпы, политическое поведение которого является разновидностью массовой поведения и имеет свои особенности.

Толпа возникает на основе физического взаимодействия людей, которые поддерживают между собой непосредственный контакт, например на митинге, на транспортной остановке, вообще во время задержки на одном месте какими-нибудь внешними обстоятельствами. Случайность образования, неоднородность состава определяют специфическую манеру политического поведения людей в толпе, которая проявляется в подавлении рациональности, резком преобладании чувств над разумом. На основе анонимности самого толпы и каждого его участника возникает чувство безнаказанности, исчезают ответственность и социальный страх, что, в свою очередь, вызывает агрессивные настроения и поведение.

По мере наращивания в политике стихийных основ она все меньше отвечает своему назначению, теряет способность быть регулирующим фактором социальных отношений, не управляет обществом, а дезорганизует его. Негативные последствия привлечения масс к непосредственному участию в политике, влияния на нее поведения толпы давно заметили философы. Еще Платон и Аристотель негативно относились к демократии, которая в те времена нередко приобретала формы охлократии - власти толпы, что находится под влиянием политических демагогов.

Скептически относился к участию масс в политике, в том числе в современных демократических формах, известный испанский философ X. Ортега-и-Гассет. По его мнению, масса множеством людей без особых достоинств, господство которых вращается торжеством повседневности и человеческой посредственности. Трагедия современной западной цивилизации заключается в присвоении массами функций способной и квалифицированной меньшинстве - элиты как носителя творческих и управленческих основ и традиций в любом обществе. В политике масса способна действовать единственным доступным ей методом прямого действия, постоянное использование которого приводит к постепенному нарастанию разрыва между сложностью проблем, которые необходимо решать обществу, и примитивностью средств, которые при этом використовуються2.

Очевидно, X. Ортега-и-Гассет правильно заметил некоторые негативные последствия участия масс в политике, но абсолютизував их. Без участия масс в политике нет демократии, взаимодействия гражданского общества И государства, без контроля со стороны масс правящая элита отрывается от народа и абсолютизирует собственные интересы. Более того, массовые выступления, прямые действия иногда оказываются не только эффективным, но и единственным средством решения тех или иных проблем, особенно в обществах с низким уровнем развития демократии, где плохо работает обратная связь между гражданским обществом и государством, отсутствуют или слишком слабые реальные рычаги влияния людей на государство.

Следовательно, задача демократического общества заключается не в ограничении участия масс в политике, а в минимизации негативных последствий этого участия, особенно в форме стихийных выступлений, избежании деструктивного влияния на политику толпы.



Назад