Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Моральная дилемма в политике


Макіавеллівське решения проблемы соотношения политики и морали является одним из вариантов решения так называемой моральной дилеммы в политике. Суть ее заключается в соотношении цели и средств в политике, в том, что в политике случаются ситуации, когда провозглашаемые положительные под этическим углом зрения цели достигаются с помощью этично негативных средств. Н. Макиавелли решил эту дилемму однозначно на пользу цели, считая, что благая цель оправдывает любые средства ее достижения.

Противоположным макіавеллівській есть позиция, представители которой считают, что в ходе достижения каких-либо политических целей необходимо исходить из безусловного приоритета нравственных соображений. Известными представителями этой позиции были, в частности, Г. Ганди и М. Л. Кинг.

Мохандас Карамчанд (Махатма) Ганди (1869-1948) - один из лидеров и идеологов индийского национально-освободительного движения. Исходил из возможности достижения независимости только мирными, ненасильственными средствами, путем привлечения к борьбе широких народных масс. В период подъема массовой борьбы против английских колонизаторов (1919-1922) Индийский национальный конгресс принял предложенную им программу насильственной отказа от сотрудничества, которая стала одной из основных форм освободительного движения в Индии. Часто использовал такую форму борьбы без применения насилия, как голодный протест. Считал, что отказ от насилия преподносит морально обе стороны, которые ведут борьбу. В политической позиции М. Ганди ни одно из соображений, кроме моральных, вообще не принималось во внимание.

Мартин Лютер Кинг (1929-1968) - один из руководителей борьбы за гражданские права негров в США. Как и Г. Ганди, он придерживался тактики ненасильственных действий, думал, что достичь поставленных политических целей можно лишь с помощью высоконравственных средств. Будучи баптистским пастором, проповедовал свободу и социальный мир.

В решении моральной дилеммы в политике есть и третья позиция - политического реализма. Она постулирует выбор меньшего зла в ситуации столкновения моральных ценностей. То есть считается, что в политике, выбирая между большим и меньшим злом, предпочтение нужно отдать последнему, а ради достижения высоконравственной цели пригодны и аморальные средства. За пример этой позиции обычно приводят взгляды. И. Ленина на проблему революционного насилия, которое он оправдывал как ответ на насилие и средство достижения положительных под моральным углом зрения целей. Однако к морали. И Ленин подходил с классовых позиций, считая моральным то, что служит задачей классовой борьбы пролетариата, построения коммунистического общества.

Позиция политического реализма в решении моральной дилеммы в политике является наиболее рациональной и целесообразной. Однако она таит в себе опасность полного игнорирования моральных норм ради достижения идеологизированных политических целей. Так произошло в СССР, где политическая целесообразность оказалась в форме «революционной целесообразности», которая вызвала появление «революционной законности» и как следствие - игнорирование прав и свобод человека, массовые репрессии, политическое произвола во имя построения коммунизма.



Назад