Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Влияние власти на лицо


В проблеме соотношения политики и морали есть еще один аспект, который касается влияния власти на моральный облик человека. Идеальных людей, как известно, нет. В характере и поведении каждого человека сочетаются (правда, в разной степени) как положительные, так и отрицательные черты. Первые из них она пытается проявить, вторые - скрыть. Давно замечено, что власть проявляет истинную сущность человека, его как положительные, так и отрицательные черты. И это закономерно. Наделенное властными полномочиями человек всегда на виду, ей приходится принимать ответственные решения, что более отчетливо проявляет черты ее характера и особенности поведения. Важно учесть и такое: власти негативно влияет на человека, усиливает ее отрицательные черты. Еще Н. Макиавелли писал, что власть развращает человека. Позже известный английский историк и политический деятель Джон Актон (1834-1902) сформулировал знаменитый афоризм: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».

Поскольку в политику идут далеко не всегда лучшие люди, к тому же власть оказывает на них негативное влияние, то для общества всегда актуальной является проблема защиты от деструктивного влияния на него политиков и властей. Неоспоримый на Западе авторитет, английский философ Корл Раймунд Пожрал (1902-1994) центральным вопросом политики считал не то, кто должен править, а то, в каких условиях это будет делаться. Поскольку нет уверенности в том, что в государстве будут достойные правители, отмечал он, главным является вопрос о том, как свести к минимуму вред, который могут нанести недостойные правители, которые институты и механизмы нужно создавать, чтобы избежать возможных потерь.

В современном демократическом обществе такими механизмами и институтами является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, система сдержек и противовесов различных ветвей власти, выборы, опросы и обнародования общественного мнения, институты гражданского общества - политические партии, общественные организации и движения, независимые от государства средства массовой информации и т.д. Эти механизмы и институты делают возможным контроль общественности за осуществлением политической власти, способствуют тому, чтобы правящая элита как можно меньше злоупотребляла властью, не відривалась от народа, заботилась о его интересы, в конце концов, чтобы политика и власть отвечали требованиям морали.

Особенно бдительным в демократических странах является контроль за доходами тех, кто наделен властью. Почти повсеместным является ежегодное декларирование не только доходов, но и имущественного состояния власть имущих, особенно членов парламента и правительства. Так, в Великобритании депутаты парламента, в том числе и министры, обязаны декларировать свои интересы, в частности, относительно: директорства в частных или публичных компаниях; оплачиваемой работы, консультаций, профессиональной деятельности; имен клиентов; участия в спонсорстве; заграничных командировок, связанных с депутатской деятельностью, но оплаченные посторонними лицами; средств или льгот, полученных от зарубежных правительств, организаций, лиц; земли или собственности, которые дают значительный доход; названия компаний или других организаций, в которых больше одной сотой части капитала принадлежит депутату, его жене или детям. Соответствующий перечень интересов издается и распространяется ежегодно, и депутаты обязаны подавать подробности об изменениях в их интересах в течение четырех недель.

В США решение конгресса относительно повышения заработной платы парламентариев или введения для них каких-либо льгот вводится в действие лишь начиная со следующего состава парламента, то есть законодатели не могут принимать решения об улучшении собственного материального положения. Членам конгресса, а также их помощникам запрещено, в частности, угощаться в ресторанах за счет лоббистов, совершать поездки на курорты, спортивные соревнования и проживать во время отдыха в гостиницах за счет компаний. Ценные подарки разрешается принимать только от родных и близких друзей, но вещи на сумму свыше 250 долларов можно получать только с согласия комитета конгресса по этике.

Подобные законодательные и этические ограничения действуют во многих других странах. К сожалению, этого нельзя сказать о сегодняшнюю Украину, где пока что нет действенных механизмов контроля граждан за осуществлением власти и ответственности ее перед народом, где злоупотребление служебным положением в корыстных целях и коррупция стали распространенным явлением.

Глубоко ошибочной является достаточно распространена в нас мысль о том, что стоит людям, наделенным властными полномочиями (от рядового милиционера до высших должностных лиц государства), дать достойную заработную плату и они перестанут злоупотреблять служебным положением в корыстных целях и брать взятки. Такой зарплаты, которая бы полностью удовлетворяла потребности человека, нет и в принципе быть не может. Потребности человека никогда не могут быть удовлетворены полностью, потому что каждая удовлетворена потребность порождает другую, более высокую. Науке известен общесоциологический закон возрастания потребностей. На практике имеют место многочисленные случаи, когда за взяточничество к уголовной ответственности притягались даже первые лица государства - президенты и премьер-министры, не говоря уже о министров и других высокопоставленных государственных служащих, которым грех жаловаться на зарплату. Следовательно, дело не в зарплате, а в потребностях и их законодательные и моральных регуляторах. Наработки соответствующего законодательства и выработка этических норм, которые бы регулировали политическое поведение, делали бы ее моральной и ответственнее, для Украины является насущной необходимостью.

Политическое поведение лица, ее мотивы, законодательные и нравственные регуляторы являются важными показателями демократизма любого общества.



Назад