Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Сущность политического лидерства


Конечно лидерами (англ. leader - ведущий руководитель) называют тех, кто находится впереди, влияет на других для интеграции групповой деятельности с определенной целью или возглавляет какую-либо организацию или движение. В общем виде лидер может быть определен как «лицо, способное влиять на других с целью интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества». В соответствии лидерство определяется как «один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, то есть объединяет, направляет действия всей группы, которая принимает и поддерживает его действия».

Политическое лидерство является одним из разновидностей лидерства вообще. Оно может быть определено как «процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого обладают реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимный влияние на общество (или определенную его часть), которая добровольно отдает им часть своих политико-властных полномочий и прав». Политическое лидерство является высшим уровнем лидерства вообще, поскольку оно отражает властные отношения в обществе на самом высоком - - государственном уровне.

По определению самого феномена политического лидерства среди ученых особых разногласий нет. Сложнее ситуация с определением политического лидера. Традиционно он определяется как «глава, руководитель политической партии, общественной организации и т.п.». Это определение четко говорит о том, что лидерами являются руководители политических партий и общественных организаций. Однако такая его конкретность порождает ряд вопросов. Есть ли, скажем, лидером глава государства, который возглавляет политическую партию? Если избран на всеобщих выборах президент государства, безусловно, выступает общенациональным политическим лидером, то есть ли ним монарх, наследует власть, или генерал, который стал президентом в результате совершенного им военного переворота? А ЕСЛИ такой генерал прекратил гражданскую войну в стране и привел ее экономику от глубокого кризиса к процветанию? Остается невыясненным вопрос о том, является ли политическими лидерами члены парламента, депутаты и руководители органов местного самоуправления. Скажем, может ли считаться политическим лидером сельский председатель, избранный на эту должность жителями села?

В поисках ответов на эти и подобные вопросы будем исходить прежде всего из того, что нет никаких оснований считать политическими лидерами только руководителей политических партий и общественных организаций. Во-первых, потому, что политическое лидерство выходит за рамки политических партий и общественных организаций и может существовать в неформальных объединениях, на местном, региональном и общенациональном уровнях, причем независимо от партийности лидеров. Во-вторых, потому, что далеко не все общественные организации являются субъектами политики, а их руководители - политическими лидерами. Политическое лидерство постоянно есть только в общественно-политических объединениях: молодежных, женских, профессиональных союзах и т.п., а в неполитических общественных организациях оказывается лишь ситуативно - тогда, когда они, взаимодействуя с политическими институтами, выступают как группы интересов.

Выведя феномен лидерства за пределы политических партий и общественно-политических организаций и движений, нужно конкретизировать признаки лидерства и лидера как человека (или группы людей), которая консолидирует усилия окружения и активно влияет на него для достижения определенных целей.

Лидером может быть только лицо, пользуется авторитетом среди окружения, оправдывает их доверие. Механизм реальной власти опирается либо на полномочия субъекта, или на его авторитет, или на то и другое вместе. Власть, основанная на полномочиях, предусматривает обязательное подчинение субъекту, обусловлено наличием у него права и возможности принуждать. Все полномочия обычно отражены в законодательных актах и должностных инструкциях, их объем определяется местом субъекта в иерархии политической власти и не зависит от индивидуальных способностей того лица, которое его занимает. В отличие от полномочий авторитет дает возможность осуществлять власть без принуждения, влиянием самой лица субъекта.

Лидерство, следовательно, является не проявлением авторитета власти, а власти авторитета. Поскольку лидера создает авторитет, он никем официально не назначается и даже не утверждается. Лидерство фиксирует такие морально-психологические отношения между субъектом и объектом политики, суть которых заключается в сознательном и добровольном подчинении лидеру всех тех, кто за ним идет. Признание авторитета лидера окружением и добровольное подчинение ему является одним из основных признаков лидерства.

Указанное дает возможность выяснить соотношение между лидерством и руководством в политике. В их рамках осуществляется практически одинаковый процесс развития субъект-объектных отношений, когда в обществе существуют отношения подчинения и один субъект имеет возможность влиять на других. Руководство и лидерство различаются мере использования авторитета. Под руководством понимают управления, которое осуществляется в пределах официальных полномочий, исполнение воли руководителя происходит благодаря его власти.

В отличие от руководства лидерство - это влияние личного авторитета лидера на сознание и поведение определенной общности людей на базе их ценностей и норм жизнедеятельности. Политический руководитель, который не пользуется авторитетом, не является лидером, какую бы высокую должность он занимал. В то же время политическим лидером может быть и такое лицо, которое формально не занимает руководящих должностей ни в политических партиях и общественно-политических организациях, ни в органах государственной власти, но получила признание своей политической деятельностью, например борьбой за демократию, права человека, государственную независимость.

Поскольку лидерство предполагает признание авторитета того или иного лица, следует признать наличие отношений лидерства между кандидатом в депутаты и его избирателями во время выборов в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. В основном это лидерство имеет ситуативный характер и после выборов сохраняется лишь в том случае, когда депутат активно работает с избирателями своего округа, укрепляет свой авторитет, добивается переизбрания. В системе властных отношений между органами местного самоуправления и гражданами политическими лидерами в масштабах соответствующих территориальных общин на момент их избрания, а в дальнейшем - в зависимости от сохранения авторитета есть, например, сельский председатель, мэр, губернатор и т.д. Сам факт избрания их на соответствующие должности означает признание избирателями их лидерства.

Нет никаких оснований ограничивать политическое лидерство лишь высшим руководством государства и лидерами политических партий и общественно-политических организаций. Феномен лидерства бывает на всех уровнях политических отношений - от высших органов государства в органы местного самоуправления, а также внутри политических партий и общественно-политических организаций как в общенациональном, так и в региональном масштабе.

В политологии существует несколько подходов к объяснению природы политического лидерства. Однажды лидерство рассматривается как влияние на других людей. Такое влияние имеет ряд особенностей: во-первых, он должен быть постоянным; во-вторых, воздействие должно осуществляться на все окружение лидера, которым в зависимости от масштаба лидерства может быть группа, организация, социальная общность или общество в целом; в-третьих, политического лидера отличает явное преимущество в воздействии по сравнению с влиянием других лиц; в-четвертых, влияние лидера опирается на его авторитет или по крайней мере на признание правомерности его руководства.

В другой раз феномен политического лидерства объясняется на основе структурно-функционального подхода. Общество рассматривается как сложная, иерархически организованная система социальных позиций и ролей, а лидерство - как управленческий статус, руководящая должность, положение в обществе, связанное с принятием властных решений, организацией коллективных действий.

В теории политического менеджмента и маркетинга лидерство рассматривается как своеобразное предпринимательство, осуществляемое на специфическом - политическом рынке. Как на экономическом рынке производитель предлагает потребителю товар в обмен на деньги, так и на политическом рынке лидер в обмен на руководящую должность в государстве предлагает избирателям специфический товар - программу, способы решения тех или иных общественных проблем, конкурируя с другими претендентами на лидерство.

Каждый из этих подходов раскрывает определенный аспект политического лидерства.

В целом политический лидер может быть определен как авторитетное лицо, осуществляющее преимущественное влияние на других людей с целью интеграции их деятельности для достижения общих политических и других целей.



Назад