Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Типология политического лидерства


Знания о политическое лидерство существенно расширяет и углубляет его типология, которая может осуществляться по разным признакам. Классической является типология политического лидерства М. Вебера, которая основывается на трех типах легитимности политического господства. По этому признаку выделяются в соответствии три типа политического лидерства - традиционное, харизматичное и рационально-легальное. Учитывая важность этой типологии обратимся к соответствующим соображениям М. Вебера. «В принципе, - отмечает ученый, - есть три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности... Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет обычаев, освященных изначальным значимости и привычной ориентацией на их соблюдение - «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримоніальний князь старого типа».

Традиционное лидерство, итак, основывается на авторитете обычаев. Лидер этого типа получает и осуществляет власть не благодаря собственным достоинствам и заслугам, а согласно традиций и обычаев. Традиционное лидерство характерно для доіндустріаль-ного, то есть рабовладельческого и феодального общества. Власть традиционных лидеров - это прежде всего власть аристократической знати. В современных обществах традиционное лидерство проявляется, например, в наследовании престола в странах с монархической формой государственного правления. Ярким примером лидерства этого типа является членство в верхней палате парламента Великобритании пожизненных и наследственных лордов. Членство последних, правда, недавно было прекращено в законодательном порядке.

Следующий тип легитимности политического господства, за М. Вебером, это «авторитет незаурядной личной дара... (харизма), полная личная преданность и личное доверие, которые вызываются наличием качеств вождя у некоего человека: откровений, героизма и других, - харизматичное лидерство, как его осуществляют пророк, или - в сфере политического - избран князь-военачальник, или плебисцитарный повелитель, великий демагог и политический партийный вождь»6.

Харизматичное лидерство вызывает особый интерес исследователей. Основывается оно на вере в необычные качества и способности лидера, его исключительность. Греческое слово «харизма» (charisma) означает «милость», «благодать», «божий дар». В период утверждения христианства ним характеризовали проповедников, которым приписывали дар непосредственного общения с Богом вне официальными религиозными учреждениями. В политической практике под харизмой понимают такие черты индивида, которые окружение воспринимает как необычные, недоступные другим, а потому признает его за правителя.

За М. Вебером, харизмой обладают великие полководцы, пророки, выдающиеся политики; харизматическими лидерами были основатели мировых религий - Будда, Христос, Магомет, великие завоеватели - Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. В XX в. стали известными такие харизматические лидеры, как В. И Ленин, И. В. Сталин, А. Гитлер, Б. Муссолини, Ш. де Голль, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Ф. Кастро и др.

Харизматичное лидерство возникает в обществе, как правило, в кризисные периоды. Побудительным мотивом к передаче власти харизматичному лидеру является осознание широкими массами, а также значительной частью правящей элиты неспособности имеющихся в стране представительных институтов вывести страну из кризиса, консолидировать общество вокруг той или иной цели общественного развития. Это вызывает потребность в резком усилении влияния исполнительной власти и поиска политического лидера как мессии, способного вывести страну из глубокого и затяжного кризиса.

Со своей стороны, чтобы стать харизматическим лидером, политический деятель должен быть наделен особыми психологическими и социальными качествами: ярко выраженным волевым характером, целеустремленностью, способностью оказывать значительное влияние на большие группы людей, умением внушать людям надежду на лучшее будущее, чутко улавливать настроения масс и выражать общую волю. Однако создают харизматического лидера все-таки не его черты, а массы, которые хотят видеть лидера именно таким.

В наше время харизматичный тип политического лидерства наиболее характерно для отсталых стран или тех, что становятся на путь радикальных общественных преобразований. Как правило, харизматичное лидерство отличается авторитарным стилем политического руководства, жестким политическим курсом. Некоторое время такой курс дает положительные результаты и пользуется активной поддержкой широких масс населения. В одних случаях харизматичное лидерство растягивается на десятилетия, в других - оно не является долговременным. В относительно благоприятные периоды общественного развития харизматичное лидерство трансформируется в более демократический тип лидерства - рационально-легальное.

Концепция харизматического типа политического лидерства М. Вебера лежит в основе его теории плебисцитарной демократии. По мнению ученого, с помощью этой теории можно было бы избежать тирании бюрократов. В рамках плебисцитарной демократии народа и отдельным индивидам отводится роль пассивных участников политического процесса. Единственной формой политического участия для масс является участие в выборах и реализация права на голосование.

Главной фигурой в системе плебисцитарной демократии выступает харизматичный лидер, избранный прямым голосованием народом, перед которым он несет ответственность. Такой лидер стоит над бюрократической администрацией. За М. Вебером, харизматичный лидер, который стоит вне классами, статусами и демагогической политикой, имея независимое от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи сильно интегрированным бюрократической иерархической структуры, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида от наступления бюрократии. Главное назначение плебисцита, то есть всеобщих прямых выборов, Г. Вебер видел в том, чтобы в результате прямого участия всего народа в голосовании создать харизматичный авторитет7.

С веберівської теории плебисцитарной демократии следует важный вывод о наличии рис харизмы у общенационального политического лидера, избранного на руководящую должность путем всеобщих выборов. Таким лидером является глава государства - президент в странах с президентской и смешанной республиканской формой правления. Всенародно избранный президент никогда не имеет всех тех положительных качеств, которые ему приписывают. Черты харизмы - имидж «отца нации», «спасителя», «защитника народа», «демократа», «реформатора», «независимого руководителя» и т.д . - это создает победа на всеобщих выборах с использованием избирательных технологий и средств массовой информации.

Всенародно избранный общенациональный лидер с чертами харизмы может сыграть как позитивную роль в жизни страны, как это сделали, например, Ф. Рузвельт или Ш. де Голль, так и крайне негативную, установив террористическую диктатуру со всеми ее пагубными последствиями, примером чего могут служить А. Гитлер и Б. Муссолини. В політологічній литературе, посвященной веберівській теории плебисцитарной демократии, не без оснований высказывается мнение о причастности Г. Вебера к краху Веймарской республики и установления гитлеровской диктатуры. А Именно. Гитлер стал тем плебісцитарно-харизматичным лидером, который, согласно теории М. Вебера, призван был «защитить» массы от бюрократии.

Всенародное избрание общенационального политического лидера и наделение его таким образом чертами харизмы потенциально содержит в себе угрозу установления авторитарного правления.

Рационально-легальный тип политического лидерства, по М. Вебером, - это «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установка... и деловой «компетентности», рационально обоснованной созданными правилами, то есть ориентации на подчинения при выполнении установленных правил - господство в том виде, в котором его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении».

Рационально-легальное лидерство, следовательно, базируется на убеждении в законности и рациональности установленных порядков и в праве на господство органов, которые осуществляют власть. Эти органы и их руководители - политические лидеры - избираются через демократические процедуры. им предоставляются полномочия, за злоупотребление которыми они несут ответственность перед избирателями.

Рационально-легальное лидерство, которое основывается на законе и называется иногда еще бюрократическим, является основным типом лидерства в современных демократических государствах. Лидеры этого типа приобретают политическую власть, как правило, на основе выборов.

Распространенной в политологии есть типология политического лидерства в зависимости от содержательного смысла стиля политической деятельности лидеров. Рядом с харизматичным эта типология предусматривает выделение еще цезаристського, плутократичного, популистского и профессионального типов политического лидерства.

Цезаристський тип политического лидерства характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках лидера (как это было во время правления Юлия Цезаря). Лидер этого типа имеет неограниченную свободу принятия решений, широкие возможности для осуществления огромного влияния на окружение. Такой тип лидерства может быть оправдан в экстремальных условиях, но неприемлем в демократическом обществе.

Плутократичний тип политического лидерства основывается на богатстве и представляет интересы богатейших общественных слоев (отсюда и его название: греч. plutos означает «богатство»). Он также предусматривает пользование лидером всей полнотой власти. Присущ всем этапам общественно-исторического развития, но наиболее характерен для индустриального общества.

Популистский тип политического лидерства основывается на популизме. В своем первоначальном значении термин «популизм» (от лат. populus - народ) означал борьбу за права и интересы народа. Впоследствии противники популизма предоставили этом срочные отрицательного значения: им стали обозначать деятельность, направленную на достижение популярности в массах цене необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. В современной политике лидер-популист - это деятель, который заигрывает с массами.

В контексте теории политического лидерства лидер-популист выступает как харизматический лидер демагогического толку. Для популистского типа характерны: ставка на простые политические решения, которые основываются на низкой общей культуре участников политического процесса; акцент на значимости малых, но конкретных политических дел, которое сводит всю политику к множеству конкретных мелочей; навешивания ярлыков политическим противникам; заигрывание с массами, раздача необоснованных обещаний; эксплуатация политических чувств простых людей в собственных интересах.

Еще один тип политического лидерства из приведенного ряда - профессиональный. Это лидер-профессионал постиндустриального общества, уважение и доверие к которому базируются на его компетентности и личном поведении. Он органично сочетает в себе высокий интеллект, волевое устремление, развитую способность генерировать оригинальные свои и воспринимать чужие идеи, высокую нравственность. Такой лидер умеет определять приоритетные цели, проводить научный анализ тех или иных проблем и определять способы их решения. Иногда он использует харизматические качества для того, чтобы привлекательно изложить свои идеи и планы, убедить окружающих в их преимуществах и привлечь его к реализации этих идей и планов. Лидер-профессионал не только использует свои способности, но и охотно советуется с подчиненными, создавая атмосферу сотрудничества.

В более общем виде по стилю различаются авторитарное и демократическое лидерство. Авторитарное лидерство предусматривает единоличный направляющий влияние, которое опирается на угрозу применения принуждения. Для авторитарного стиля характерны жесткость мышления лидера, игнорирование информации или аргументов, которые не совпадают с его собственной позицией, единоличный выбор направлений и целей деятельности. Связи между членами ближайшего окружения лидера сведены к минимуму и проходят через лидера и под его контролем. Авторитарный лидер пытается достичь активности подчиненных административными методами. Чаще всего использует местоимение «я».

Лица с авторитарным стилем руководства могут стать лидерами в основном при условии, что они сначала займут ту или иную руководящую должность, а уже затем, используя свою административную власть, добиваться общественного признания. Авторитарный стиль лидерства является доминирующим по авторитарных и тоталитарных политических режимов. Лидеры авторитарного типа не стремятся к углублению демократии и придерживаются аппаратного способа выдвижения на руководящие посты в иерархии власти. Непосредственной социальной базой авторитарных лидеров является бюрократия.

Демократический стиль политического лидерства характеризуется гибкостью мышления лидера, его склонностью к получения наиболее полной информации, вниманием до тех аргументов, противоречащих его собственной позиции. Цели и направления деятельности лидер определяет не единолично, а совместно с окружением. Социально-пространственное положение демократического лидера - внутри группы, а местоимение, который он чаще всего использует, - «мы». Уважение к окружению, объективность в общении активизируют участие каждого в совместной деятельности, делегируют ответственность, распределяют ее между всеми и создают атмосферу сотрудничества.

Демократический стиль лидерства присущ тем политическим деятелям, которые сначала завоевывают общественное признание, а потом уже занимают руководящие должности. Они приходят к власти благодаря избирателям и испытывают зависимость от их реакции на свою деятельность. Лидеры такого рода считаются народными. Они проявляют заинтересованность в развитии политической активности масс, их деятельность открыта для общественности.

Отдавая безусловное предпочтение демократическому стилю политического лидерства (руководства) перед авторитарным, его, однако, нельзя абсолютизировать, ибо в своих крайних проявлениях он связан с мітингуванням, демагогией, анархией и безответственностью. В то же время авторитарный стиль лидерства всех его недостатков необходим в экстремальных условиях, когда нужны жесткая дисциплина, беспрекословное выполнение распоряжений, максимальная концентрация усилий и ресурсов и др.

Современный американский политический психолог М. Дж. Хер-манн в зависимости от характера лидера, свойств его конституентів, связи между лидером и его констатуєнтами и ситуации, в которой осуществляется лидерство, выделяет четыре сборных образы лидерства: «знаменосца» (или большого человека), «служителя», «торговца» и «пожарника».

Лидеров-«знаменосцев» отличает собственное видение действительности. У них есть идея, ради осуществления которой они нередко стремятся изменить политическую систему. Для понимания этой формы лидерства необходимо знать личные качества человека, который возглавляет своих сторонников в движении к некоторой цели. Такой лидер определяет характер того, что происходит, его темп, формирует политическую проблематику.

Образ «служителя» усваивает тот политик, который стремится выступать в роли выразителя интересов своих сторонников. Именно их желание выражает лидер и действует от их имени. На практике лидеры такого типа руководствуются тем, чего ожидают, во что верят и чего требуют их избиратели. Избиратели формулируют те задачи, которые становятся центральными для лидера.

Для лидера-«торговца» важной является способность убедить. Благодаря ей конституенти «покупают» его планы или идеи, привлекаются к их осуществлению. В этом случае лидерство основывается на взаимоотношениях, которые лидер устанавливает со своими избирателями. Особое значение при этом приобретают способности самого лидера и та стратегия, к которой он прибегает, чтобы добиться поддержки своей политики и ее осуществления.

Лидеры-«пожарники» «тушат пожар», то есть реагируют на те проблемы, которые окружающая среда предъявляет их кон-ституентам. Подобные лидеры отзываются на порожденные ситуацией события и проблемы их действия определяют насущные требования момента.

На практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в разном порядке и поєднанні9.

В зависимости от отношения к существующим общественных порядков лидеров можно разделить на консерваторов, реформаторов и революционеров. Лидеры-консерваторы выступают за сохранение существующих общественных порядков, допуская лишь минимальные изменения. Лидеры-реформаторы ориентируются на существенные изменения лишь некоторых из общественных порядков с сохранением основ общественного строя. Лидеры-революционеры настроены на радикальные и всеобъемлющие изменения в обществе вплоть до изменения основ общественного строя. Согласно ориентации лидеры используют те или иные методы и средства политического руководства.

По видам различают формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство - это руководство как реализация институционализированных властных полномочий. Оно связано с установленными правилами назначения руководителя и предусматривает функциональные отношения. Неформальное лидерство базируется не на формальных полномочиях, а на авторитете лидера, его признании окружением.

В политике формальный, институциональный аспект является главным. Поэтому очень важно, чтобы формальный руководитель был также авторитетным лицом. Но так бывает не всегда. Возможны три варианта сочетания лидерства и руководства. Первый: руководитель не является лидером, то есть не пользуется авторитетом у подчиненных. Такая ситуация может сложиться не только в масштабе группы или организации, но и страны в целом, причем не только когда неавторитетна лицо заняла руководящую должность, но и в результате потери руководителем бывшего авторитета.

Второй вариант: совпадение руководства и лидерства, за которого формальный руководитель выступает одновременно и авторитетным лицом. Это лучший случай.

Третий вариант: чисто неформальное лидерство, за которого лидер не является руководителем. В политике неформальное лидерство, как правило, недолго и вскоре дополняется занятием какой руководящей должности в общественных политических объединениях или органах государственной власти. В конце концов, именно занятие такой должности, особенно в высших органах государственной власти, является одной из основных целей деятельности политического лидера. Занята должность, в свою очередь, становится средством достижения других целей, далеко не всегда официально провозглашаемых.

По масштабам лидерство может проявляться на уровне группы, организации, социальной общности, населенного пункта, административно-территориальной единицы, региона, страны в целом. Оно может быть индивидуальным и коллективным (когда лидером выступает группа или организация, например партия). На уровне малой группы лидерство имеет индивидуальный характер и выступает как механизм интеграции групповой деятельности, в котором лидер направляет и организует действия группы. Здесь важную роль играют личные черты лидера, особенно его способность принимать решения, брать на себя ответственность, находить оптимальные пути и средства удовлетворения групповых интересов.

В лидерстве на уровне социальной общности принципиальное значение имеют не столько личные черты лидера, сколько его способность адекватно выражать интересы той или иной общности. Лидер должен уметь сформулировать такие интересы в виде конкретных политических требований, определить тактику и эффективные средства борьбы за их удовлетворения. Лидерство на этом уровне может иметь как индивидуальный, так и коллективный характер, когда выразителем интересов социальной общности выступает политическая партия или общественная организация. Лидер на уровне социальной общности зачастую является руководителем партии или общественной организации.

Индивидуальное политическое лидерство на общенациональном уровне характеризуется рядом особенностей. Это, во-первых, лидерство дистанционное, когда отсутствуют непосредственные контакты лидера с его конституентами. Общение лидера с массами опосредуется средствами массовой коммуникации, организациями и должностными лицами государственного аппарата. Главную роль в формировании имиджа такого лидера играют именно средства массовой информации, причем этот имидж может существенно отличаться от того, что есть на самом деле. Разрыв между имиджем общенационального политического лидера и реальностью зависит от уровня развития демократии, особенно политической культуры общества.

Общенациональное политическое лидерство, во-вторых, есть багаторолевим. Стремясь иметь всестороннюю поддержку, лидер ориентируется на различные социальные интересы: ближайшего окружения, социальных общностей, избирателей, политических партий, общественных организаций и др.

Третьей особенностью общенационального политического лидерства является его корпоративный характер. Лидер такого масштаба никогда не выполняет свои многочисленные роли сам. На него работает целая корпорация, которая состоит из ближайшего окружения, чиновников, аппарата и активистов политических партий, работников подконтрольных средств массовой информации и т.п. Общенациональный политический лидер в той или иной степени символической фигурой.

Еще одной особенностью общенационального политического лидерства является его нормативно-правовая ограниченность. Лидер такого масштаба, как государственный деятель, действует в четко определенном нормативно-правовом пространстве, который определяет реальные масштабы его власти и пути ее осуществления. Действия лидера подробно регламентируются нормативными актами, протоколами, правовыми традициями, обычаями и т.д.

Приведенная типология не исчерпывает всего многообразия проявлений политического лидерства. Кроме того, даже самый тщательный теоретический анализ не может охватить всей сложности и многообразии политической жизни. Политическая практика всегда богаче теории и порождает зачастую комбинированные типы лидерства и их различные модификации.



Назад