Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Сущность политической культуры


В политологии существуют различные подходы к понимание сущности политической культуры и ее определение. Эти различия связаны прежде всего с неоднозначностью самого понятия «культура». Как отмечается в энциклопедическом словаре, культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей1.

Как видно из приведенного определения, культуру можно понимать как феномен материальной и духовной жизни общества и, как проявление лишь его духовной жизни. Это различие дает о себе знать и в понимании политической культуры. В одних случаях ее трактуют только как феномен сознания, духовной жизни общества, социальных общностей, индивидов, в других - понимают шире. Рассмотрим эти различия подробнее.

Термин «политическая культура» впервые ввел в научный потребления немецкий философ-просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). Концептуальное осмысление политической культуры как составляющей политической жизни и объекта изучения политологии было осуществлено лишь в 50-60-е годы XX века. Интерес к политической культуры был обусловлен прежде всего осознанием западными исследователями необходимости выяснения влияния глубинных, эмоциональных и социально-психологических факторов на стабильность политических систем. Значительный вклад в становление и развитие теории политической культуры сделали американские политологи Г. Алмонд и С. Верба. Они же начали подход к пониманию политической культуры как совокупности ориентаций индивидов относительно политических объектов. Такие ориентации оказываются на трех уровнях. Это, во-первых, познавательные ориентации, которые охватывают знания о политической системе и ее функционирования. Во-вторых, эмоциональные ориентации, которые выражают чувства по отношению к политической системы, участников политического процесса. В-третьих, это - оценочные ориентации, которые выражают личное отношение к политической системы, ее участников и их действий. «Понятие «политическая культура», - писали Г. Алмонд и С Верба в работе «Гражданская культура» (1965), - указывает на конкретные политические ориентации - установки относительно политической системы и ее отдельных частей и установки относительно собственной роли в системе. Это совокупность ориентаций относительно особой совокупности объектов и процессов. Когда мы говорим о политической культуре общества, мы имеем в виду политическую систему, інтеріоризовану в знаниях, чувствах и оценках его членов».

Следовательно, авторы ограничили политическую культуру лишь сферой политического сознания. Наряду с этим, традиционным подходом к пониманию политической культуры существует другой подход, который рассматривает политическую культуру как органическое единство политического сознания и политического поведения. Так, по мнению польского политолога. Вятра, «политическая культура - это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, которые касаются взаимоотношений власти и граждан». Такой подход, что основывается на признании органического единства в политической культуре двух сторон - духовной, идеологической и практической, деятельной, довольно распространен. Очевидно, он полнее раскрывает сущность политической культуры, чем предыдущий, потому что поведение - это способ существования культуры, без которого она невозможна.

Из приведенного выше определения культуры вообще видно, что она охватывает не всю многообразие проявлений материального и духовной жизни общества, а только типы и формы организации жизни и деятельности людей, создаваемые ими материальные и духовные ценности. Это же касается и политической культуры. Она охватывает не все проявления политического сознания и политического поведения, а лишь то в них, что является наиболее распространенным, типичным для общества, социальной общности или индивида. Российский политолог М. X. Фарук-шин определяет политическую культуру как «совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих данной социальной общности».

Третий подход к пониманию политической культуры близок ко второму. Согласно этому подходу наряду с политическим сознанием и поведением в политической культуры приобщаются также способы функционирования политических институтов.

Итак, политическая культура в широком понимании - это совокупность устойчивых форм политического сознания и поведения, а также характера и способов функционирования политических институтов в пределах определенной политической системы.



Назад