Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Будничная и теоретическая политическое сознание


В политическом сознании розрізняютьтакож два уровне - будничную и теоретическую сознание.

Обыденное политическое сознание - это несистематизированная массовые представления о политике.


Она возникает стихийно, непосредственно из повседневной практики и отражает политические явления и процессы поверхностно, не проникая в их суть. Но и на этом уровне сознание имеет познавательную ценность, является одним из источников теоретической сознания. Большинство людей воспринимает политику именно на уровне обычного сознания.

Обыденное политическое сознание тесно связана с политической психологией. Она имеет такие ярко выраженные социально-психологические черты, как чувства, настроения, эмоции и т.д.

Непосредственная связь с практикой и социально-психологическая оформленность предоставляют политическом сознании особой гибкости и динамизма. Именно на уровне обычного сознания происходит быстрая реакция людей на политические события, а их отношение к политической власти формируется прежде всего через факты повседневной жизни.

Поскольку главным источником формирования будничной политического сознания является повседневная практическая деятельность, то нередко ее называют еще эмпирической политическим сознанием. Однако обыденное сознание не сводится к эмпирической, потому что, кроме приобретенных в практической деятельности знаний, в ее состав входят такорк элементы знаний идеологических и теоретических.

Теоретическая политическое сознание - это совокупность идей, взглядов, ученик, которые возникают на основе научного исследования политических явлений и процессов.

Теоретическая политическое сознание имеет много общего с политической идеологией, однако они не являются тождественными. Систематизированы, теоретические знания составляют основное содержание идеологии, но кроме этих знаний идеология содержит еще и ценностный аспект, связанный с выражением ней классовых интересов. Если теоретическое знание основывается прежде всего на фактах, то идеология - на ценностях, отражающих интересы того или иного класса.

Ценности как один из важнейших элементов политической культуры - это такие политические знания и представления, которые рассматриваются субъектами политики как неотъемлемые от их существования, ориентируют их политические действия. Ценности является мотивационным базисом политической культуры, они предопределяют соответствующие политические ориентации и поведение, а их потеря означает разрушение самой политической культуры.

Выражение идеологией интересов общественных классов, ее ценностный аспект порождают критическое отношение к ней как к неістинного, искаженного знания. В идеологии видят оппозицию рациональном, научному исследованию социальной действительности. Еще К. Маркс называл ее «искаженным сознанием». Подобные оценки идеологии позже давали итальянский социолог В. Парето («кристаллизация порочной сознания»), немецкий философ К. Манхейм («добровольная мистификация»), американский социолог Д. Белл («секуляризована религия»), французский философ Б. -А. Леви («неопознанный ложь») и др.

Однако наличие в идеологии ценностного аспекта не унижает, а, наоборот, повышает ее роль в жизни общества.

Именно этот аспект делает идеологию не только приемлемой, но и необходимым для того или другого общественного класса. Идея «конца идеологии», которая стала основой влиятельной в 60-е годы XX в. концепции деидеологизации, себя не оправдала. Идеология оказалась необходимой. В конце концов, в любом политическом документе существующие сроки идеологического порядка, которые не являются собственно научными понятиями, как «свобода», «равенство», «справедливость», «братство», «равенство возможностей», «общее благосостояние» и др.

Каждая из различных форм политической идеологии претендует на истинное и полное отражение действительности, хотя приближенные они к истинному, научного знания неодинаковой степени. Из-среди других систематизированных взглядов и идей - религиозных, философских, эстетических и др . - политическая идеология в наибольшей степени ориентирована на практику.

Основные различия между обыденным и теоретической сознанием заключаются в их познавательных возможностях. За восприятие политики на научном уровне расширяется сфера достоверных политических знаний, научный анализ дает возможность выяснить глубинные причины политических явлений и процессов, закономерностей их развития. Будничная же сознание воспринимает политику поверхностно, приобретенные им знания имеют конъюнктурное, личностную окраску. Многие из ориентаций, которые составляют политическую культуру, заложенные в людях подсознательно и часто оказываются в них невольно, без предварительных размышлений. Сохраняясь в подсознании, эти ориентации существенно влияют на поведение людей и содержание политической деятельности. Рядом с неосознанными реакциями ориентационной порядке политическое поведение содержит и сугубо импульсивные действия.

Политическое поведение большинства граждан любой страны определяется не столько теоретической, сколько обычным политическим сознанием, а то и подсознательными мотивам, что негативно отражается как на политике, так и на судьбы самих граждан и делает особенно важными политическое образование масс, формирование высокого уровня их политической культуры.



Назад