Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Этапы политической социализации


Социализация вообще, политическая социализация в частности, имеет конкретно-исторический характер и является результатом взаимодействия социально-экономических, социокультурных, психологических и других факторов. Процесс политической социализации продолжается в течение всей жизни человека. Политические ценности, традиции, образцы поведения и другие элементы политической культуры усваиваются индивидом непрерывно. Воспринимая одни идеи и навыки, индивид одновременно может терять другие. Поэтому уровень политической соціалізованості индивида не может оставаться неизменным.

В процессе социализации индивида выделяют четыре основных стадии: 1) раннюю (от рождения до поступления в школу); 2) обучение (с момента вступления в школы до окончания обучения); 3) социальную зрелость (от начала до окончания трудовой деятельности); 4) завершение жизненного цикла (от прекращения постоянной трудовой деятельности в пределах официальной организации к смерти). На каждом из этих этапов набор политических знаний, умений и навыков индивида зависит как от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей, так и от деятельности соответствующих общественных институтов. Институты социализации - это система специально созданных или таких, которые сложились естественно, учреждений и органов, функционирование которых направлено на развитие индивидов, прежде всего путем образования и воспитания. К первой группе институтов социализации принадлежат институты ранней социализации, ориентированные на первичный развитие природных свойств человека. В эту группу входят семья и дошкольные детские учреждения. Вторую группу институтов социализации составляют институты обучения, которые влияют на индивида в возрасте от 6-7 до 18-25 лет. Третью группу образуют институты, которые влияют на индивида в период его социальной зрелости. Это трудовые коллективы, политические партии, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Рассмотрим процесс политической социализации подробнее.

Политический мир ребенка начинает формироваться еще до того, как она идет в школу, самый значительный развитие происходит между 11 и 13 годами, собственно политическое «Я» в основном состоит до 18 лет, подъема политической активности наблюдается в ранней взрослости, доля участия в голосовании, а также идентификации с политическими партиями и движениями повышается в возрасте 20-30 лет, после чего либо еще более возрастает, или начинает заметно спадать.

Важнейшими для политической социализации личности является ее детские и юношеские годы. Приобретенный в детстве опыт имеет определяющее влияние на формирование личности, ее политические ориентации. В детские и юношеские годы большое влияние на социализацию личности имеют ее социальное происхождение и окружения.

Первичная социализация личности происходит в семье, где закладываются основы его политических взглядов и предпочтений. Родители и старшие члены семьи передают ребенку не только определенные политические знания и взгляды, но и примеры политического поведения. Семейный влияние в значительной мере зависит от социальной принадлежности родителей и места социальных общностей, к которым они принадлежат, в общественной иерархии, от уровня жизни семьи, степени осознания взрослыми членами семьи своего реального общественного положения и пути его изменения. Он играет важную роль в формировании таких важных для политической деятельности черт личности, как способность к согласованных действий, умение обсуждать спорные вопросы, доходить в них согласия, наличие или отсутствие агрессивных тенденций и т.д.

Если влияние семьи совпадает с действием других факторов политической социализации, то процесс социализации развивается гармонично. И наоборот, отклонения воздействий таит в себе зародыш конфликтов, угрозу неприспособленности лица к политического окружения.

Важным объективным условием существования человека и фактором ее социализации является социальное окружение. По мере взросления подростка сила семейного влияния ослабляется, зато возрастает значение окружения, которым является группа ровесников. Она создает возможность не только для усвоения и выражения чужих, как это происходит в семье, но и для формирования и выражения собственных взглядов путем сравнения их с взглядами других. В группе сверстников оказываются и усваиваются иерархия отношений и нормы солидарности, в том числе за примерами поведения, заимствованными у взрослых.

Вступая в самостоятельную жизнь, индивид испытывает влияния многочисленных объективных условий, среди которых главную роль играет его социальное положение. Прежде всего, это его принадлежность тех или иных социальных общностей и связанные с ней материальное положение, стиль жизни, нормы поведения и т.п. Если социальное положение не претерпит существенных изменений в течение жизни, то есть соответствует социальному происхождению и окружению в детские и юношеские годы, то происходит закрепление ранее приобретенных стереотипов политического сознания и поведения. Несоответствие между приобретенным социальным положением и социальным происхождением приводит к изменению политической культуры.

Итак, определяющими факторами политической социализации на разных этапах формирования и развития личности является ее социальное происхождение, окружение и социальное положение. Значительный непосредственное влияние на политическую социализацию лица осуществляют политические институты - государство, политические парты, общественно-политические организации. Государство влияет на процесс социализации через дошкольные воспитательные учреждения, среднюю и высшую школу, армию, средства массовой информации. Она также способствует развитию и функционированию таких важных факторов политической социализации, как молодежные организации, литература и искусство. Официальное политическое образование имеет целью создания благоприятных условий для принятия людьми существующей общественно-политической системы и ее ценностей. Школы и другие учебно-воспитательные заведения, средства искусства призваны передавать от поколения к поколению существующие социальные и политические отношения, ценности и нормы поведения.

Политические партии, в свою очередь, стремятся влиять на процесс политической социализации личности в интересах тех общностей, которые они представляют. Они создают молодежные организации партий, подконтрольные им средства массовой информации, поддерживают те или иные общественные организации, подчиняя их своему влиянию, и т.д.

Важную роль в политической социализации играют правовые нормы. Они определяют правовой статус лица, наделяют участников правоотношений конкретными правами и обязанностями, предусматривают привлечение к юридической ответственности лиц, нарушающих правопорядок, и тем самым стимулируют установки образцов общественно значимого поведения. Конечно, лицо не является пассивным объектом воздействия институтов и средств социализации. Политическая социализация личности включает и обретения ею опыта в результате практического участия в политической жизни, конкретного политического поведения.

Таким образом, политическая культура играет чрезвычайно важную роль в политической жизни общества. Она охватывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками политического процесса, влияет на формы организации государственной власти, строение ее институтов, дает возможность регулировать отношения между государством и гражданским обществом, обеспечивает социальный консенсус. В реализации функций политической культуры особенно важное место принадлежит политическом сознании как ее важнейшей составляющей. Значительную роль в формировании и функционировании политической культуры играет политическая социализация как процесс усвоения индивидом ее норм и ценностей.

Основной особенностью политической культуры переходного общества, которым выступает и современное украинское общество, является сочетание в ней элементов политических культур, характерных для прошлого и будущего общественно-политического строя. В отношении Украины - это сочетание элементов социалистической (тоталитарной) и буржуазной (либерально-демократической) политической культуры со всеми их положительными и отрицательными свойствами. Главная задача формирования нового типа политической культуры украинского общества заключается в том, чтобы сформировать демократическую политическую культуру, преодолевая, с одной стороны, стереотипы тоталитарного мышления и поведения, а с другой - крайности буржуазного эгоизма и индивидуализма. В этих условиях первостепенное значение приобретают формирования политического сознания широких слоев населения, приобретения ими опыта и навыков демократического политического поведения, постепенное преодоление фрагментарности политической культуры.



Назад