Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Международная и внешняя политика


Различия между внешней и международной политикой является не только терминологическими, но и содержательными. Связаны они прежде всего с различиями между субъектами этих видов политики. Когда речь идет о внешней политике, которую иногда называют еще зарубежной, то имеется в виду деятельность государства за пределами своих национальных границ. При этом государство может выступать и как территориально организовано и политически независимое общество, и как политический институт - система организаций и учреждений. В первом случае субъектами внешнеполитической деятельности, кроме государства как политического института, выступят также другие политические институты - политические партии, общественно-политические организации, общественные движения, органы местного самоуправления, средства массовой информации. Во втором случае субъектом внешней политики является лишь государство как политический институт.

Чаще всего во внешней политикой понимают только зарубежную деятельность государства как политического института. Связано это с тем, что государство является единственным общенациональным политическим институтом, уполномоченным осуществлять внешнюю политику, только она наделена правом официально представлять все общество во внешних сношениях, участвовать от его имени в отношениях с другими государствами и международными организациями, заключать договоры, объявлять войну и т.д.

Кроме государства и других национальных политических институтов, субъектами политики выступают также различные организации международного характера. Для обозначения многообразной деятельности всех субъектов внешнеполитической деятельности и международного политического жизнь используется термин «международная политика», тогда как термин «внешняя политика» обычно обозначает только зарубежную деятельность государства.

Другими словами, международная политика - это вся совокупность действий политических субъектов в отношениях между государствами и на международной арене в целом.

Этот вид политики называется еще «мировой политикой».

Внешняя политика в научной литературе обычно определяется через деятельность государства: «Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, которая регулирует отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: зарубежными государствами, партиями и другими общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями».

Указанное различие внешней и международной политики дает возможность, в частности, разграничить внешнеполитическую деятельность государства как выражение общенациональных интересов и действия отдельных национальных субъектов политики, например партий или средств массовой информации, на международной арене, которые могут противоречить общенациональным интересам и уже по этой причине не считаются составными внешней политики государства. Чаще всего такие противоречия между внешней политикой государства и отдельными действиями проявляются в сфере экономической политики, негосударственные субъекты которой, например биржи, банки, корпорации, могут действовать вопреки общенациональным интересам, следовательно, и внешней политике государства.

Таким образом, внешняя политика - это заграничная деятельность государства.

Действия всех других субъектов политики на международной арене являются составными не внешней политики государства, а международной политики.

В определении специфики внешней политики важное значение имеет выяснение ее соотношение с внутренней политикой. Существует несколько вариантов решения этой проблемы. Первый связан с теорией завоевания, которая объясняет возникновение государств завоеванием одних народов другими. Согласно этой теории внешняя политика, в результате которой возникают и существуют государства, является определяющей по отношению к их внутренней политики. Так, один из авторов теории завоевания польско-австрийский социолог и юрист Л. Гумплович утверждал, что внутреннее развитие государства определяется развитием ее внешних сил, что внутренняя история государства является простым приложением внешней, предопределяется последней.

Другой вариант трактовки соотношение внешней и внутренней политики предложил марксизм, который исходит из того, что внешнеполитический курс любого государства является продолжением ее внутренней политики, вызванного экономическим базисом и интересами правящих сил. Наконец, третий вариант заключается в том, что внешняя и внутренняя политика трактуются как равнозначные.

Каждый из перечисленных вариантов отмечает некой особенности соотношение внешней и внутренней политики, одновременно недооценивая другие. При определенных условиях внешняя политика действительно может стать определяющей в отношении внутренней. Так, во время ведения войны, которая на протяжении всей истории человечества была одним из главных средств внешней политики, все внутреннюю жизнь страны подчиняется достижению победы: экономика переводится «на военные рельсы», ограничивается действие отдельных конституционных положений, запрещается деятельность некоторых организаций, вводится цензура и т.д. Однако война является экстремальным, а не нормальным состоянием общества и она также направлена на удовлетворение определенных внутренних интересов и потребностей. Поэтому нельзя утверждать, что внешняя политика всегда и во всем определяет внутреннюю. Подобные утверждения отрывают внешнюю политику от внутренней и превращают ее в самоцель.

Так же неправомерно было бы считать, что внешняя политика является лишь простым продолжением внутренней. Внешнеполитическая деятельность государства - это взаимодействие с другими государствами и международными организациями, которые оказывают ощутимое обратное воздействие на субъект внешней политики. їноді это влияние заставляет государство корректировать, а то и существенно изменять ее внутреннюю политику. Зависимость внешней политики государства от других субъектов международной политики не позволяет одновременно утверждать, что и внутренняя политика во всем определяет внешнюю.

Казалось бы, наиболее приемлемым является третий вариант, который признает внешнюю и внутреннюю политику равнозначными. Однако и он является упрощенным трактовкой соотношение внешней и внутренней политики, которое не раскрывает их действительной взаимозависимости.

Внешняя и внутренняя политика находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Стороны этого единства имеют общие черты и качественные отличия, и внешняя политика не является простым продолжением внутренней. Особенность внешней политики заключается прежде всего в том, что она не имеет властного характера. Если внутренняя политика является деятельностью по осуществлению власти, субъектами и объектами внешней политики выступают государства как суверенные образования, ни одно из которых не может (не должно) навязывать свою волю другому. Конечно, в реальных международных отношениях случается доминирование одних государств над другими, однако оно не признается нормой международных отношений, а ее нарушением.

Второй особенностью внешней политики является ее обусловленность определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией на международной арене. Определение и реализация государством целей во внешней политике, особенно формирования программ и организация действий, должны осуществляться с учетом действий и целей других суверенных государств. Внутренняя политика имеет относительную автономию в отношении внешних факторов.

Третьей особенностью внешней политики является ее зависимость не только от государства, что ее осуществляет, но и от степени согласованности или конфликта интересов данного государства с интересами и устремлениями других государств; в зависимости от степени согласованности этих интересов проведения внешней политики облегчается или затрудняется.

Наконец, четвертая особенность внешней политики заключается в том, что она имеет собственное институциональное обеспечение. Полномочиями по осуществлению внешней политики наделяются высшие органы законодательной и исполнительной власти. Больше всего таких реальных полномочий в зависимости от формы государственного правления у главы государства или премьер-министра. В то же время в государстве существуют и специальные институты, назначение которых заключается в непосредственной реализации внешней политики. Главным таким институтом является министерство иностранных дел с сетью иностранных дипломатических представительств. Специальными внешнеполитическими институтами выступают также органы внешней разведки, министерства внешней торговли, внешнеэкономической деятельности и др. Задачей специальных органов внешнеполитической деятельности является реализация соответствующих решений высших органов государства, сбор и анализ данных об политические процессы в других государствах, анализ объективных и субъективных типов их внешней политики, выработка рекомендаций для практической деятельности правительства и других высших органов государства.

Следовательно, внешняя и внутренняя политика не являются равнозначными. В диалектическом единстве этих видов политики есть своя ведущая, определяющая сторона; это - внутренняя политика. Именно она определяет главные направления и цели внешней политики, а также обеспечивает средства ее реализации. Однако внешняя политика не является простым продолжением внутренней. Последняя определяет первую лишь в главном, наиболее существенной, первая производит ощутимый обратное воздействие на вторую. Внешняя политика влияет на другие государства, прежде всего с целью создания благоприятных условий для осуществления внутренней политики. С развитием международных отношений, усилением взаимозависимости государств растет и зависимость внутренней политики от внешней.



Назад