Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Средства внешней политики


Важное значение для достижения целей внешней политики имеют средства ее осуществления. В зависимости от сфер общественной жизни они делятся на политические, экономические и идеологические. Политические средства есть найбагатоманітнішими. Они охватывают прежде всего сферу дипломатических отношений - от традиционных форм (посольства, консульства) к дипломатии на уровне глав государств. Эти средства могут использоваться в форме переговоров, встреч, участия в международных организациях и т.д.

Особую группу политических средств внешней политики составляют военные средства, основными из которых является война и военное давление. Формами военного давления могут быть маневры, обучение, парады, публичные демонстрации новых видов оружия, концентрация войск в приграничных районах, провокации на границе, участие в миротворческих операциях под эгидой международных организаций и др.

Длительное время важнейшим средством достижения государством внешнеполитических целей считалась война. Под войной в международном праве понимают военные действия между государствами, а также между государствами и национально-освободительными движениями, которые сопровождаются полным разрывом между ними мирных отношений. До середины XX в. применение военной силы рассматривалось как законное средство разрешения споров между государствами. Аннексии и контрибуции считались приемлемыми способами расширения территорий и государственного обогащения. Только под влиянием пагубных последствий Второй мировой войны и в связи с появлением ядерного оружия огромной разрушительной силы в среде политиков ведущих стран мира утвердилась мысль о недопустимости использования войны как средства разрешения межгосударственных противоречий. (Что, однако, не привело ни к исключение войн с межгосударственных отношений, ни к отказу от ядерного оружия.) Войны с использованием обычных видов оружия в современном мире стали ли не повседневной реальностью, а само наличие ядерного оружия с ее огромным разрушительным потенциалом считается важнейшим фактором отвлечения как новой мировой войны, так и военных конфликтов между ядерными державами.

Различаются войны справедливые, или правомерны, и несправедливые, неправомерны. К первым относятся индивидуальная или коллективная самооборона против агрессии и национально-освободительные войны за осуществление права на самоопределение, ко вторым - агрессия и колониальные войны. Уставом ООН признается правомерность использования военной силы в двух случаях: с целью самообороны от вооруженного нападения на государство и по решению Совета Безопасности ООН как принудительные вооруженные санкции против агрессора. Несправедливые, неправомерные войны признаются международным преступлением, которое влечет за собой международную ответственность государства-агрессора и уголовную ответственность лиц, признанных военными преступниками.

Различение правомерных и неправомерных войн, кроме международно-правового, содержит также политический и моральный аспекты, которые всегда не столь очевидны, как международно-правовой. Даже ярый агрессор всегда найдет политическое и моральное оправдание своим действиям и будет иметь сообщников. В то же время решения международных организаций относительно применения вооруженных санкций не всегда являются взвешенными и лишенными политических страстей.

За будь-яких умов каждое, даже самое миролюбивое государство старается «держать порох сухим», то есть поддерживать на должном уровне свою обороноспособность, всемерно укреплять ее, в том числе путем заключения военных союзов или предотвращением угроз провозглашением внеблоковости или нейтралитета. Сила армии, ее численность, вооружение, подготовленность личного состава, его морально-психологическое состояние и другие показатели военного потенциала государства были и остаются весомым фактором ЕЕ внешней политики и международного престижа. Государства, не в состоянии защититься от агрессии, ставят под угрозу свой суверенитет, а значит, и само существование.

Экономические средства внешней политики означают использование экономического потенциала государства для влияния на экономику и политику других государств. Экономический потенциал является особенно важным средством внешней политике, поскольку в конечном итоге именно он определяет позицию государства в международных отношениях. Государство с мощным экономическим потенциалом занимает влиятельные позиции в мире. К экономического потенциала государства принадлежат ее промышленность, сырьевые ресурсы, состояние рабочей силы и др. Важным экономическим средством внешней политики является внешняя торговля, которая, с одной стороны, способствует увеличению экономического потенциала государства, а с другой - дает возможность влиять на политику других государств через мировые цены, установление режима наибольшего благоприятствования или введения эмбарго.

К идеологических, или информационно-пропагандистских средств внешней политики относятся разнообразные формы и средства пропаганды, информации, культурной политики, которые используются государством в отношениях с другими государствами, прежде всего с целью формирования позитивного внешнего имиджа и международного престижа данного государства. С этой целью в зарубежных странах открываются культурные центры, устраиваются различные выставки, презентации и т.д.

Внешняя политика, использование различных средств ее осуществления даже в демократических странах является одной из наименее контролируемых рядовыми гражданами сфер деятельности государства. И не только в силу закрытости деятельности некоторых ее составляющих, например вооруженных сил и спецслужб. Принятие большинства внешнеполитических решений, важнейшие кадровые назначения в этой сфере в государстве сосредотачиваются в руках одного лица - главы государства или премьер-министра. Это повышает риск принятия непродуманных решений вплоть до втягивания государства в затяжные кровопролитные войны, как это произошло с США во Вьетнаме или с СССР в Афганистане.



Назад