Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Структура международных политических отношений


Основными элементами структуры международных политических отношений является їхсуб'єкти. В современной научной литературе есть разные подходы к определению таких субъектов, в том числе два крайних - узкий и широкий. В узком понимании главным субъектом международных отношений считается государство. Один из самых известных сторонников этого подхода, французский социолог и политолог Г. Арон, отмечает, что главное содержание международных отношений составляют отношения между государствами, которые символизируются фигурами дипломата и воина.

Сторонник широкого подхода, известный американский специалист в области международных отношений Д. Розенау, думает, что структурные изменения, которые произошли в международной политике в последние десятилетия, вызвали коренные изменения в структуре международных отношений. их главным действующим лицом становится уже не государство, а конкретная личность. Результатом изменений в сфере международных отношений является достижение так называемого международного континуума, символическими фигурами которого выступают турист и террорист.

Промежуточным является подход, сторонники которого основным субъектом международных политических отношений предлагают рассматривать национальную политическую систему в целом. Такой подход дает возможность включить в систему международных политических отношений не только собственное государство, но и ряд других национальных политических институтов - политические партии, общественно-политические организации, органы местного самоуправления и др.

Во формально-юридическим углом зрения вопрос о субъекты международных отношений решается через определение субъектов международного права. Международное право - это «система договорных и обычных норм и принципов, которые выражают в отношении согласованную волю государств и регулируют отношения между государствами, созданными ими международными оранізаціями и некоторыми другими субъектами международного общения (державоподібними образованиями, национально-освободительными движениями)». За этим определением есть три основных группы субъектов международного права и международных отношений в их формально-правовом смысле. Это государства, международные организации и международные движения.

Государства были и остаются главными субъектами международных отношений. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот государств. В их разграничении для марксистского обществоведения длительное время характерным был формаційний подход, который предусматривал разделение государств на социалистические, капиталистические и развивающиеся. Капиталистические государства, в свою очередь, подразделялись на индустриально развитые (государства Западной Европы, Израиль, США и Канада, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Южно-Африканская Республика) и государства среднего уровня развития капитализма (в основном страны Латинской Америки). Развивающимися, считались страны освободившихся от колониальной зависимости и стали на путь самостоятельного развития (главным образом Азии и Африки). их называли еще «странами третьего мира» («первым миром» был социалистический, «вторым» - капиталистический). Развивающиеся страны, в свою очередь, подразделялись на те, что выбрали капиталистический путь развития, и страны социалистической ориентации.

Теперь такое деление в значительной степени устарел. От социалистического мира, в котором насчитывалось 14 государств, остались только четыре - Китай, Северная Корея, Вьетнам и Куба, причем Китай и Вьетнам эволюционируют в сторону рыночной экономики. Прекратила свое существование крупнейшая и наймо-гутніша в мире социалистическая страна - СССР, на территории которого образовалось 15 независимых государств. Потеряла перспективу ориентация на социализм развивающихся стран. В индустриально развитых стран вплотную приблизилась ряд еще недавно экономически отсталых стран - Таиланд, Филиппины, некоторые арабские государства и др.

В современном мире ведущую роль играют государства так называемой " Большой семерки " - США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония, главы которых на регулярных встречах определяют основные параметры внешней политики своих государств. В последнее время Большая семерка стала превращаться в Большую восьмерку - к ее работы все активнее участвует Россия.

Вторую группу субъектов международных отношений составляют разнообразные международные организации. К ним относятся международные организации глобального и регионального масштаба, межправительственные и неправительственные организации, интеграционные группировки и военно-политические блоки.

Международные организации как объединение государств характеризуются следующими общими признаками: договорная основа образования; наличие определенных целей; организационная структура; самостоятельные права и обязанности; образование в соответствии с международным правом. Международные организации возникли еще в середине XIX в. и имели неполитический характер. Одной из таких организаций был, например, Всемирный почтовый союз, созданный 1874 г. Первой постоянно действующей международной политической организацией была создана в 1919 г. для развития сотрудничества между народами, содействие предотвращению военных конфликтов, поддержания международного мира и безопасности Лига Наций, которая просуществовала до 1946 г.

Одной из крупнейших по количеству членов (190 государств по состоянию на 01.11.2000 г.) и влиятельной современной международной политической организацией глобального масштаба является Организация Объединенных Наций (ООН). Создана в 1945 г. по инициативе ведущих держав антигитлеровской коалиции (СССР, США, Китая, Великобритании и Франции) как универсальная международная организация безопасности, преемница Лиги Наций, она имеет следующие основные цели: поддержание международного мира и безопасности; принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира; разрешение международных споров мирными средствами; развитие дружественных отношений между народами; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; поощрение и развитие уважения к правам человека.

Важнейшим органом ООН является Совет Безопасности, в состав которой входят 15 государств-членов, из них 5 - постоянных (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция) и 10 - непостоянных, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года. Решение Совета Безопасности являются решающими в международных спорах и могут предусматривать использование как экономических санкций, так и военной силы против страны-агрессора. Генеральная Ассамблея, что также является одним из главных органов ООН, состоит из всех государств-членов и наделена широкими полномочиями. Она может обсуждать любые вопросы, в том числе и те, что относятся к полномочиям и функциям любого из органов ООН. По рекомендации Совета Безопасности Генеральная Ассамблея назначает Генерального секретаря ООН, принимает в ООН новых членов, решает вопрос о приостановлении осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН.

Кроме Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, в главных руководящих органов ООН принадлежат также Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Международные межправительственные организации создаются с целью развития международного сотрудничества в областях экономики, культуры, здравоохранения, образования. Заключая соглашение с ООН, такие организации приобретают характер ее специализированных учреждений. К системе ООН входят почти 20 таких специализированных учреждений, в частности: Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Всемирная организация здравоохранения; Всемирный банк, который включает Международный банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию и Международную ассоциацию развития; Международный валютный фонд; Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ); Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО); Международный фонд сельскохозяйственного развития; Всемирный почтовый союз; Всемирная организация интеллектуальной собственности и др.

Самыми известными международными организациями регионального масштаба являются: Организация американских государств, Организация африканского единства; Лига арабских государств; Организация центральноамериканских государств, Ассоциация государств юго-восточной Азии, Центральноевропейская инициатива; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и др.

Но наибольшую роль в Европе играет Совет Европы - образована еще в 1949 г. первая европейская межправительственная организация, которая объединяет более 40 государств. Целями Совета Европы являются: обеспечение все более тесных связей между государствами-членами для защиты и реализации их идеалов и принципов; содействие превращению Европы в демократический и безопасное пространство; защита и укрепление плюралистической демократии и прав человека; развитие и укрепление европейского самосознания для формирования европейской культурной идентичности. Структуру Совета Европы образуют: Комитет министров; Парламентская ассамблея; Совещания отраслевых министров; Секретариат.

В последние десятилетия все более заметную роль в международных отношениях стали играть интеграционные группировки, которые образовались в результате интернационализации экономической, социальной и политической жизни государств определенного региона. Ярким примером является Европейский союз (ЕС), в состав которого сегодня входят 15 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швеция. Претендентами на вступление в ЕС есть ряд бывших европейских социалистических стран и советских республик. ЕС наиболее интегрирована в экономическом и политико-правовом отношении международная организация. Его высшими органами является парламент, правительство, комиссия, суд.

Интеграционным группировкам является образована в декабре 1991 г. Содружество независимых государств (СНГ), которая в настоящее время объединяет 12 бывших республик СССР: Азербайджан, Беларусь, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину. Правда, Украина не ратифицировала соглашение о создании СНГ и формально не стала участником ее устава. Согласно соглашению о создании СНГ и ее устава целями объединения являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли и других, содействие широкому информационному обмену. Основными консультативными и координирующими органами СНГ являются: Совет глав государств. Совет глав правительств, Исполнительный секретариат, Межгосударственный экономический комитет, Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ.

Важными субъектами международных отношений военно-политические блоки. Они выступают организациями коллективной безопасности государств-членов, инструментом совместной разработки их внешнеполитической стратегии, координации деятельности на международной арене. Найвпливо-вішою такой организацией является Организация североатлантического договора (НАТО). Бывшие военно-политические блоки Организация центрального договора (СЕНТО), Организация договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) и Организация варшавского договора по разным причинам прекратили свое существование. В состав образованного в 1949 г. блока НАТО входят: Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, США, Турция, Венгрия, Франция, ФРГ, Чехия. Франция в 1966 г. вышла из военной организации НАТО, оставаясь участником договора о его создании. До роспуска Организации варшавского договора блок НАТО противостоял ей как военно-политическую группировку. Теперь он выполняет в основном координирующую, интегративную и миротворческую функции в пределах Европы. В Европе действовала также военно-политическая организация Западноевропейский союз в составе Бельгии, Великобритании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и ФРГ, который был тесно связан с НАТО и не играл серьезной самостоятельной роли в политической жизни Европы. В ноябре 2000 г. государствам и-участница мы было принято решение о его роспуске.

Международные организации играют значительную положительную роль в развитии международных отношений. Однако их деятельность не стоит идеализировать. Содержание таких организаций, особенно ООН, довольно дорого обходится налогоплательщикам стран-членов. Как и любым крупным организациям, им присуща тенденция к олигархизации структуры и деятельности, о которой говорил еще Г. Михельс. Аппарат международных организаций, который состоит из многочисленных високооплачу-мых представителей, советников, консультантов, экспертов и т.п., в значительной мере работает на себя. Формируется он в основном закрытым путем из представителей приближенных к власти элитарных групп населения и не контролируется общественностью.

Значительную роль в развитии международных отношений играют также международные неправительственные организации к которым относится любая международная организация, созданная на основе межгосударственной соглашения. их признаками являются: неприбыльный характер; признание по меньшей мере одним государством; наличие консультативного статуса в международных межправительственных организациях. В настоящее время существует несколько тысяч международных неправительственных организаций. Это различные молодежные, женские, профсоюзные и другие организации.

Неправительственные организации, а также некоторые межправительственные организации является частью неформализованных международных общественных движений - антивоенного, экологического, молодежного, женского, профсоюзного, национально-освободительного и т.д., которые также являются субъектами международных отношений.

В структуре международных отношений различают три основных уровня: глобальный, региональный и двусторонний. Они отличаются по масштабам, объемом решаемых вопросов, степенью сложности.

В международных отношениях есть проблемы, которые затрагивают интересы и потребности всех государств и народов. Это так называемые глобальные проблемы современности, к которым, в частности, относятся проблемы: предотвращение ядерной войны, разоружения, мирного разрешения вооруженных конфликтов; преодоление экономической и культурной отсталости народов; поиск путей решения мировой энергетической, сырьевой и продовольственного кризисов; оптимизация демографической ситуации, особенно в развивающихся странах; социально-экологические проблемы, обусловленные дальнейшим ухудшением среды обитания людей; проблемы человека, в том числе обеспечение его прав и свобод, ликвидация голода, эпидемических и тяжелых заболеваний и т.д. Для определения таких проблем, разработки стратегии и тактики их решения необходимо объединение усилий всех государств и народов и создание соответствующих международных институтов. Ведущими международными организациями, способными решать проблемы на глобальном уровне, прежде всего ООН и ее специализированные учреждения.

Глобальный уровень международных отношений, при всей его значимости, не в состоянии учесть все многообразие и сложность общественной жизни. Поэтому выделяется региональный уровень международных отношений, который учитывает политические, экономические, социальные, культурные и иные особенности того или иного региона. Субъектами отношений на этом уровне государства и различные международные организации регионального масштаба, о которых говорилось выше.

Самым распространенным является двусторонний уровень международных отношений, который характеризуется наличием двусторонних связей между государствами. Приоритет в международных отношениях на этом уровне должны интересы отдельных конкретных государств. Политика в сфере двусторонних отношений основывается на принципах, разработанных ООН.



Назад