Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Концепция политического реализма


В период после Второй мировой войны, когда противостояние двух мировых социально-экономических систем достигло состояния «холодной войны», изучение международных отношений происходило под значительным непосредственным влиянием практических задач внешнеполитической деятельности ведущих государств мира. Научной мыслью было предложено значительное количество соответствующих аналитических подходов и теоретических моделей, в частности: теория политического реализма Г. Моргентау, теория мира и войны Г. Арона, теория факторов К. Райта, теория международного эквилибриума (равновесия) Дж. Лиски, теория мировых систем И. Галтунга. Самой известной и влиятельной среди них стала концепция, или школа, политического реализма, возникшая в США во второй половине 40-х гг. как реакция на реалии «холодной войны». На длительный период эта концепция стала доминирующей за воздействием на внешнеполитические структуры индустриально развитых стран Запада. Среди ее поклонников были не только ученые, но и ведущие политики, в том числе С. Бжезинский и Г. Киссинджер. Общепризнанным основателем школы политического реализма считается Г. Моргентау.

Выходной в концепции политического реализма является тезис о том, что несовершенство положения в мире - это результат действия сил, заложенных в несовершенной природе самого человека. Поэтому нужно быть реалистом: не противостоять этим силам, а учитывать их в политике. Согласно концепции политического реализма важнейшим ориентиром, который помогает найти рациональный путь в сфере международной политики, есть интерес. Причем если в сфере внутренней политики в зависимости от характера и соотношение политических сил общий интерес может быть разным, то в международной политике он выступает прежде всего и главным образом как национальный интерес. Будь-яка внешняя политика должна строиться, опираясь на физическую, политическую и культурную реальность, которой является нация. В мире, разделенном конкуренцией и борьбой за власть различных суверенных наций, внешняя политика любой нации должна обеспечивать удовлетворение ее первоочередной потребности, которая заключается в том, чтобы выжить. Все нации согласно имеющихся у них возможностей стремятся к одному - защиты своей физической, политической и культурной идентичности перед угрозой внешнего нападения.

По Г. Моргентау, национальный интерес в международных политических отношениях содержит постоянную и переменную составляющие. Постоянная составляющая национального интереса определяется тремя факторами: природой интереса, который должен быть защищенным; политическим окружением, в котором действует интерес; рациональной необходимостью, что ограничивает выбор целей и средств для всех субъектов, задействованных на международной арене. Переменная составляющая определяется обстоятельствами. Рациональная внешняя политика есть тогда, когда она минимизирует риск и максимизирует прибыль. Через ориентацию внешней политики на получение выгоды концепцию политического реализма еще называют теорией прагматизма и политического реализма.

Особое внимание в концепции политического реализма уделяется соотношению нравственности и целесообразности во внешней политике. Сторонники политического прагматизма и реализма осознают моральное значение политических действий, неизбежность столкновений между требованиями эффективной внешнеполитической деятельности и моральными нормами. Однако при этом они отмечают, что в оценке действий государств и наций моральные принципы должны применяться не абстрактно, а лишь в конкретных обстоятельствах места и времени. В связи с этим политический реализм отвергает стремление отдельных наций идентифицировать себя с моральными законами всего мира.

Все нации стремятся связать свои частичные стремление с общечеловеческими моральными нормами, и это не означает, что все они правы. Истина не всегда совпадает с общественным мнением. Интерес, который воспринимается в категориях реалистичной международной политики, создает шансы справедливой поведения для всех народов, поскольку предостерегает от моральных претензий и политического давления со стороны любой нации. Как отмечает Г. Моргентау, «беззаботная предположение, что носителем и выразителем морального блага есть некая одна нация, а такая, что исповедует зло, - другая, не в состоянии не только морально, но и интеллектуально»3.

Если тезис об определяющей роли национального интереса во внешней политике государства в концепции политического реализма служила обоснованием экспансионистской внешней политики США, то утверждение о недопустимости идентификации любого государства с общечеловеческими нравственными ценностями было направлено против СССР, который провозгласил себя авангардом общественного прогресса, защитником всех угнетенных, носителем общечеловеческой морали. Пройдет несколько десятилетий, и роли этих государств американские политики поменяют местами: Президент США Г. Рейган провозгласит СССР «империей зла», а США - носителем высших моральных ценностей, против чего именно и предостерегал Г. Моргентау.

Согласно концепции политического реализма сути международных отношений является борьба за власть между суверенными государствами, стремящимися к глобального или регионального доминирования. Именно эта борьба является основным детермінуючим фактором международной политики. В процессе борьбы за реализацию национальных интересов в сфере международных отношений каждое государство занимает место, что соответствует ЕЕ силе. При этом сила государства определяется как ее экономическим и военным потенциалом, так и союзническими отношениями с другими государствами, авторитетом на международной арене.

Основным механизмом, регулирующим отношения между государствами на международной арене, с помощью которого различные элементы их могущества приводятся к единому знаменателю, является «баланс сил» между блоками и союзами во главе с могущественными государствами мира. Центры силы поддерживают баланс в определенном равновесии, которая имеет динамический характер. Война или активная подготовка к ней является следствием нарушения рівноваги.Ідеї политического реализма, баланса сил были отражением реального противостояния между главными военно-политическими блоками во главе с США и СССР, борьбы за
достижения военного превосходства или равновесия и стратегического паритета между двумя общественными системами. Концепция политического реализма, защиты национальных интересов и до сих пор остается определяющей во внешней политике США, хотя противостояние двух систем уже нет.



Назад