Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Украина в системе международных политических отношений


Место Украины в системе міжнароднихвідносин определяется ее геополітичнимположенням, экономическим потенциалом и внешней политикой. Украина является самой большой по территории (603,7 тыс. кв. км) чисто европейским государством. По численности населения она занимает пятое место в Европе, уступая ФРГ, Франции, Великобритании и Италии. Расположена в центральной части Европы. Граничит с Молдовой, Румынией, Венгрией, Словакией, Польшей, Беларусью, Россией. Имеет выход к Черному морю. От СССР Украина унаследовала значительный экономический потенциал, большую часть которого, правда, по разным объективным и субъективным причинам - разрыв хозяйственных связей с бывшими советскими республиками, конверсия, непродуманные реформы в угоду зарубежным наставникам, растяжения общенационального достояния через непутевую приватизацию и даже откровенное его хищения высокими должностными лицами государства, неблагоприятный инвестиционный климат и т.д . - уже потеряно. В целом географическое расположение, размеры территории, численность населения, потенциальные экономические возможности Украины дают ей возможность иметь статус великой европейской державы с собственной геостратегической ориентацией.

В составе СССР Украина не была самостоятельным субъектом внешней политики. Хотя формально она была членом ООН, даже одним из государств-основателей этой организации, имела собственное внешнеполитическое ведомство, ее действия на международной арене определялись союзными органами. С получением Украиной независимости перед ней встала насущная проблема развития собственной внешней политики, нахождения своего места в системе международных отношений как их полноправного субъекта.

Исходя из геополитического положения Украины, можно выделить несколько возможных вариантов ее внешнеполитической стратегии: 1) ориентация на интеграцию в евразийское пространство; 2) ориентация на интеграцию в европейские и евроатлантические структуры (ЕС и НАТО); 3) избрание самобытного пути развития, ограничение влияния России и стран Запада на определение политики Украины; 4) балансирования между Западом и Россией, использование преимуществ сотрудничества на евразийском и западном пространствах.

Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки, своих сторонников и оппонентов как среди ведущих политиков, так и среди рядовых граждан. И ни один из них не может быть применен в, так сказать, чистом виде уже по объективным причинам. Ориентация на развитие отношений с Россией не может не быть одним из приоритетных направлений внешней политики Украины, Эта приоритетность определяется географическими, историческими, экономическими, социальными, культурными и другими факторами. Россия является ближайшим северо-восточным и крупнейшим соседом Украины, основным источником энергоносителей и главным рынком сбыта товаров. Украинский и российский народы на протяжении веков сосуществовали в пределах одного государства, между ними исторически сложились тесные социально-психологические и культурные связи. Гражданами Украины являются миллионы этнических русских, а миллионы этнических украинцев проживают в России. Поэтому не только добрососедские, но и всеобщие, прежде всего экономические связи с Россией является для Украины объективной реальностью и необходимостью. Однако чрезмерная зависимость от России ограничивает для Украины возможности на других геостратегических направлениях, делает ее заложницей политики России, расписания в последний политических сил.

Достаточно привлекательной для Украины является ориентация на интеграцию в Европейский союз и НАТО. Вступление в ЕС дало бы возможность Украине использовать благоприятные возможности - международного разделения труда, подняться до уровня экономического, социального и демократического развития передовых европейских стран. Интеграция в НАТО послужило бы укреплению безопасности Украины. НАТО отстаивает принципы стабильности и неприкосновенности границ государств-членов, гарантирует им территориальную целостность, что особенно важно для Украины, учитывая наличие определенных территориальных претензий к ней со стороны отдельных политических сил некоторых государств-соседей. Однако через свою отсталость Украина не готова к вступлению в эти организации в экономическом, социальном, политическом и военном отношении. Близкой перспективы такого вступления нет. Возможны только партнерские отношения. Кроме того, сближение Украины с НАТО наталкивается на решительное сопротивление России, которая видит в этом угрозу своей безопасности.

При таких условиях наиболее вероятным вариантом внешнеполитической стратегии Украины является ее балансирования между Западом и Россией, использование преимуществ сотрудничества на евразийском и западном пространстве. И чтобы это балансирование не выглядело как попытка сидеть одновременно на двух стульях, оно должно осуществляться с ориентацией на постепенную - по мере накопления соответствующих предпосылок - интеграцию в европейские и евроатлантические структуры для того, чтобы не остаться на задворках Европы и не выступать в роли заложницы политики России. Именно такой, по нашему мнению, по своим основным содержанием является внешняя политика независимой Украины.

Исходными принципами внешней политики являются национальные интересы Украины, к которым относятся: обеспечение суверенитета, государственной независимости, самостоятельности; поддержания территориальной целостности и нерушимости границ; достижения надежной безопасности во всех ее измерениях: военно-политическом, экономическом, гуманитарном и т.д.; преодоление экономического кризиса и интенсивное развитие народного хозяйства, достижение высокого стабильного жизненного уровня населения; создание правового демократического государства, которая интегрировалась бы в европейское и мировое сообщества; обеспечение национального согласия, политической и социальной стабильности, гарантий прав человека, национальных меньшинств и наций; налаживание нормальных добрососедских отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья, соблюдение правил международного сосуществования, проведение политики мира и сотрудничества, активное участие в борьбе за реализацию общечеловеческим интересов.

Концептуальные основы внешней политики Украины как независимого государства было заложено еще в Декларации о государственном суверенитете Украины, принятой Верховной Радой 16 июля 1990 г. В разделе «Международные отношения» Декларации отмечается: «Украинская ССР как субъект международного права осуществляет непосредственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами, участвует в деятельности международных организаций в объеме, необходимом для эффективного обеспечения национальных интересов республики в политической, экономической, экологической, информационной, научной, технической, культурной и спортивной сферах.

Украинская ССР выступает равноправным участником международного общения, активно способствует укреплению всеобщего мира и международной безопасности, непосредственно принимает участие в общеевропейском процессе и европейских структурах.

Украинская ССР признает превосходство общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутригосударственного права».

В детализированном виде внешнеполитическая концепция независимого Украинского государства была сформулирована в принятых Верховной Радой 2 июля 1993 г. «Основных направлениях внешней политики Украины». В этом документе отмечается, что внешняя политика Украины направлена на выполнение следующих важнейших задач: утверждение и развитие Украины как независимого демократического государства; обеспечение стабильности ее международного положения; сохранение территориальной целостности государств и неприкосновенности ЕЕ границ; включение национального хозяйства в мировую экономическую систему для его полноценного развития, повышения благосостояния народа; защита прав и интересов граждан Украины за рубежом; распространение в мире образа Украины как надежного и обачливого партнера.

Главными сферами внешнеполитической деятельности Украины документ определяет: двусторонние межгосударственные отношения, расширение участия в европейском региональном сотрудничестве, сотрудничестве в рамках Содружества независимых государств, участие в ООН и других международных организациях. Принятая Верховным Советом концепция внешней политики Украины стала основой деятельности государства на международной арене. С момента одобрения Верховной Радой 24 августа 1991 г. Акта провозглашения независимости Украины и создание самостоятельного Украинского государства она признана более чем 150 странами мира, из 140 из них Украина поддерживает дипломатические отношения.

Как член ООН Украина принимает активное участие в работе ее специализированных учреждений, миротворческих мероприятиях. С целью выхода из экономического кризиса и реформирования экономики она активно сотрудничает с такими специализированными валютно-финансовыми учреждениями ООН, как Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. В годы независимости Украина стала полноправным членом ряда влиятельных европейских международных организаций - Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Центральноевропейской инициативы - регионального объединения стран Центральной и Восточной Европы. Стратегической целью Украины является вступление в Европейский союз.

Отношения Украины, как и ряда других центрально - и восточноевропейских государств, с НАТО осуществляются на основе программы «Партнерство ради мира», принятой этой организацией и подписанного соответствующими государствами. В рамках программы отношения с Украиной имеют характер «особого партнерства», которое признает международную значимость Украины и ее несомненный потенциал в европейской безопасности. В 1997 г. в Киеве был открыт Информационный центр НАТО, назначение которого состоит в том, чтобы оперативно предоставлять достоверную информацию об этой организации. В этом же году было подписано «Хартию об особом партнерстве между НАТО и Украиной», в которой, в частности, задекларированные гарантии безопасности Украины в новой системе европейского порядка. Одной из форм партнерства является проведение совместных военных учений, в том числе на территории Украины.

В разделе «Внешняя и внутренняя безопасность» Декларации о государственном суверенитете Украины отмечается, что «Украинская ССР торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия». Согласно этой установки Украина стала первой в мире страной, которая отказалась от ядерного оружия, имеющегося на его территории. Согласно московской Заявлением президентов США, России и Украины от 14 января 1994 г. Украина взяла на себя обязательства в течение семи лет ликвидировать всю находящуюся на ее территории ядерное оружие, получив соответствующее материальное возмещение и гарантии своей безопасности сначала от США и России, а затем и Китая. Отказ от ядерного оружия неоднозначно воспринимается в Украине, однако она остается фактом.

Тезис о нейтралитете в дальнейшем не нашла разработки ни в Конституции, ни в других законах. Основы внешнеполитической деятельности Украины Конституция определяет следующим образом: «Внешнеполитическая деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества по общепризнанными принципами и нормами международного права» (ст. 18).

Украина поддерживает дружеские отношения, пытается развивать взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами, образовавшимися на территории бывшего С ССР, государствами-соседями. Она стала одним из основателей в 1993 г. Парламентской ассамблеи черноморского экономического сотрудничества, в состав которой входят одиннадцать стран этого региона.

Спорным является положение Украины в Содружестве независимых государств. С одной стороны, существует объективная необходимость экономической интеграции государств, которые в прошлом были тесно связаны между собой как советские республики. С другой стороны, есть опасность превращения СНГ в надгосударственное образование с доминированием в нем России, с чем не может согласиться Украина. Поэтому она не присоединилась к ряду заключенных в рамках СНГ соглашений, выступает против предоставления ей статуса субъекта международного права. В целом степень интеграции государств-членов СНГ остается низким. По признанию самих руководителей этих государств, СНГ скорее напоминает клуб по интересам, чем межгосударственное объединение.

Внешняя политика независимой Украины, оставаясь неизменной в ее принципиальных аспектах, в то же время является динамичной, меняется в зависимости от изменений международной обстановки. Успехи этой политики, роль Украины в системе международных отношений в значительной мере будут зависеть от эффективности внутренних экономических, социальных и политических преобразований, потому что не может внутренне слабое государство быть влиятельной на международной арене.



Назад