Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Консерватизм


Название доктрины консерватизм происходит от латинского слова conservare, что означает «охранять», «сохранять». Правда, она появилась несколько позже, чем сама доктрина, а именно 1818 p., когда французский писатель, выразитель идеологии дворянсько-монархических кругов Шатобриан Франсуа (1768-1848) начал издавать журнал «Консерватор».

Возникновение консерватизма как идейно-политического течения связано с эпохой Просвещения и Великой французской революцией XVIII ст., которые ознаменовали начало эпохи крушения феодализма и развития капитализма. Консерватизм стал своеобразной реакцией феодально-аристократических кругов на угрозу основам феодализма, традиционным ценностям, привычному образу жизни и мышления, которая шла от революции.

Родоначальником консерватизма был английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Берк (1729-1797), который в своих многочисленных трудах осуждал Французскую революцию. Его книга «Размышления о революции во Франции» (1790) стала своеобразной Библией консерватизма. Главная идея книги - традиционализм, преклонение перед святостью традиций. Рациональным идеям просвещения Е. Берк противопоставляет традиции, соблюдать которые, по его мнению, значит поступать в соответствии с естественного хода явиш, вековой мудрости, которая аккумулированная в традициях.

Воплощением традиций Е. Берк считал английскую конституцию, в естественном развитии которой сложилась целая система элементов, взаимно уравновешивают друг друга. Очень важно, чтобы это равновесие в дальнейшем не возбуждалось, а тот, кто заинтересован в сохранении спокойствия и порядка, имеет, подобно садовнику, время от времени бережно удалять из вечнозеленого дерева конституции сухие побеги и ласкать новые-Так. медленная, постепенная эволюция сочетается с принципом сохранения.

Е. Берк признавал неизбежность общественных изменений и реформ, но считал, что они не должны нарушать традиционные устои. Он разделял изменения и реформы: если первые изменяют сущность объектов, то вторые их сущности не задевают и является вынужденным средством, которое, к большому сожалению, приходится применять. Е. Берк предпочитал превентивной реформам, которые призваны предупреждать революции.

Самыми известными сторонниками и последователями Е. Берка в тогдашней Европе были французские политические деятели, публицисты и философы Луи де Бональд (1754 -1840), Жозе де Местр (1753-1821), австрийский канцлер Клеменс Меттерних (1773-1859), а в США - «отцы-основатели» этого государства Джон Адамс (1735-1826), Александер Гамильтон (1757-1804).

Ж. де Местр и Л. де Бональд понимали, что вернуться в дореволюционные времена невозможно. Великую французскую революцию они считали заслуженной карой аристократии, которая морально разложилась. Путь к спасению оба видели в усилении роли религии как в духовном, так и в светской жизни. Они начисто отрицали республику, как форму государственного правления; образцу «конституційова-ного общества» считали феодализм. В отличие от Е. Берка, который предполагал реформы, но соединял их с традицией, они противопоставляли традиции и авторитет реформам. По их мнению, новации всегда вносят большую смуту в общественную жизнь.

К. Меттерних исходил из идеи эквилибриума как сбалансированной системы европейских государств, основанной на соблюдении баланса между наймогут-нішими государствами. Такую систему он усматривал в Священном союзе, созданном 1815 г. в Париже монархами Австрии, России и Пруссии. Внешнеполитический эквилибриум теснейшим образом связан с внутриполитическим господством консервативных сил.

Таким образом, идеям индивидуализма, прогресса, рационализма, выдвинутым европейским Просвещением и Великой французской революцией, учредители консерватизма противопоставили взгляд на общество как на органическую и целостную систему. Реализация этих идей, думали они, предусматривает обесценения унаследованных от предков традиций, бездумное разрушение моральных и материальных ценностей общества. А потому существующим институтам нужно отдавать предпочтение даже перед самыми совершенными теоретическими схемами.

Если либерализм сразу возник как буржуазная политическая идеология, то консерватизм сначала отражал интересы феодально-аристократических кругов в их борьбе против буржуазии и лишь впоследствии стал все больше использоваться буржуазией для защиты собственных интересов. Наполнение консерватизма буржуазным содержанием началось после революций

1848-1849 гг. и четко проявилось в политике первого рейхсканцлера Германской империи Отто фон Бисмарка (1815-1898), премьер-министра Великобритании, лидера Консервативной партии Бенджамина Дизраэли (1804-1881) и др.

О. фон Бисмарк социальную базу своей консервативной политики видел прежде всего в социальных слоях с сильными пережитками сословных представлений - крестьянах, ремісниках, торговцам. Он пытался доказать, что крупные землевладельцы являются естественными союзниками этих слоев в их борьбе с крупной буржуазией. Б. Дизраэли выдвинул идею «одной нации», которая объединяет представителей всех общественных классов и социальных слоев и должно стать основой консервативной партии.

О. фон Бисмарк и Б. Дизраэли признавали необходимость социальных реформ и стояли у их истоков. Особенно наглядно эта необходимость оказалась с перерастанием капитализма в империалистическую стадию, когда обострилась классовая борьба, окреп рабочее движение. При этих условиях, отстаивая единственную цель - укрепление экономического и политического господства буржуазии, консерваторы расходились относительно путей и средств ее достижения. Сторонники реформистского направления признавали необходимость сотрудничества с либералами и распространение влияния на рабочий класс. Традиционалисты, выражая интересы землевласницької аристократии, зажиточного крестьянства, а также ремесленников и мелких торговцев, которые терпели притеснения от монополистических конкурентов, отстаивали старые ценности.

За всех различий между различными направлениями консерватизма аксиомой консервативной идеологии и политики было и есть признание естественного и социального неравенства людей. Социальное равенство консерваторы считают врагом свободы, j Через то они, как и представители классического либерализма, выступают против вмешательства государства в экономику и 1 социальные отношения. Но если для либералов государство - это т «ночной сторож», надкласовий арбитр-примирювач, то И для консерваторов - это полицейский, который твердо стоит на страже интересов капитала, навязывает его волю трудящимся, в случае необходимости - жесткими, репрессивными средствами.

Идеи консерватизма относительно необходимости соблюдения традиций, порядка, жесткой государственной политики были < заимствованные фашистами. Поэтому Вторая мировая война, которая завершилась разгромом фашизма, существенно ослабила позиции консерваторов и заставила их приспосабливаться к новой обстановке в мире. После войны центр международного консерватизма переместился в США, где произошло сближение консерваторов с либералами и достижения между ними консенсуса.

Социально-экономическая политика консервативно-либерального консенсуса опиралась на методы государственно-монополистического регулирования, предложенные Дж. Кейнсом. Согласие между консерваторами и либералами США на почве буржуазного реформизма отвергали правоконсервативні силы, которые отрицали любое вмешательство государства в экономику и социальные отношения, всячески превозносили свободное предпринимательство. Подобное разграничение было и в Европе, где сложился своеобразный консенсус между консерваторами, либералами и социал-демократами. Экономический кризис середины 70-х годов, которая ослабила позиции социальных либералов и социал-демократов, способствовала подъему влияния правоконсервативних сил. Они пришли к власти в Великобритании, Франции, ФРГ, США.

Политика консерваторов предусматривает не только ограничение вмешательства государства в экономику, но и всемерное сокращение ее социальных расходов. В условиях экономического застоя, при избыточном давлении социальных расходов на производство и государственный бюджет, такая политика может оказаться весьма эффективной. Она способствует экономическому росту, потому что средства направляются на инвестирование производства, а не на социальные цели. Однако последовательно и более-менее длительное время проводжувана консервативная политика влечет за собой такие же социальные последствия, как и политика, основанная на принципах классического либерализма, а именно - углубление социального расслоения, рост относительной бедности и социального недовольства. В результате консерваторам приходится или вносить коррективы в свою социально-экономическую политику, или уступать место другим политическим силам.

Неоднородность консерватизма как идейно-политического течения проявляется в наличии нескольких его разновидностей. Чаще всего выделяются три: традиционализм, лібертаризм и неоконсерватизм. Традиционализм делает ставку на сохранение социальных основ и соблюдение моральных традиций, присущих рыночной капитализма, а кое в чем и феодализма. Лібертаризм отличается приверженностью идеям крайнего антиетатизму (от франц. etat - государство), неограниченной свободы индивида. Теоретики этого направления считают, что права индивида имеют первенство над интересами коллектива, а государственное вмешательство в экономику недопустимо. Неоконсерватизм по своим подходом к решению важнейших социально-экономических и политических проблем близок к социального либерализма, у которого он воспринял идеи общественного развития, исторической, социальной и политической активности человека, демократизации политики и социальных отношений. Сторонники неоконсерватизма в принципе признают необходимость государственного вмешательства в экономику и принятие им на себя ряд социальных функций, однако требуют ограничения такого вмешательства и повышение роли рыночных механизмов.

В целом в основе консервативного подхода к решению общественных проблем лежит ориентация на экономическую, социальную и политическую неравенство людей, а в связи с этим - на поддержку тех общественных устоев, которые эту неравенство обеспечивают. К таким принципам относятся, в частности, частная собственность как гарант личной свободы, наличие социального расслоения на классы и слои, ведущая роль аристократии в государственном управлении и т.д.



Назад