Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Коммунизм


Идея общественного строя, при котором все люди будут равноправными тружениками и владельцами общественного богатства, является давней мечтой человечества. Разрозненные, близкие к социализму и коммунизму идеи в той или иной форме высказывались еще в докапіталістичну эпоху. Возникновение социализма и коммунизма как идейного течения принадлежит к эпохе зарождения капитализма периода першопочат-кового накопления капитала. Тогда происходила экспроприация мелких производителей, вследствие чего создавались крупные сельскохозяйственные предприятия, как это было, например, в Англии, которая одной из первых стала на путь капиталистического развития. Поэтому закономерно, что именно в Англии впервые появились систематизированы коммунистические идеи как отражение протеста масс против капиталистического гнета. Возник утопический социализм, родоначальником которого является выдающийся английский гуманист, политический и религиозный деятель Т. Мор. Его «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», известная под сокращенным названием «Утопия» (1516), и дала название домарксистському этапу социалистических учений. В ней рассказывается об острове, на котором существует республика, где нет ни богатых, ни бедных, а все жители одинаковой мере обеспечены материальными благами. Граждане республики, руководители которой избираются демократическим путем, всем владеют совместно, в них нет никакой личной собственности.

Подобные коммунистические идеи высказывали также другие представители раннего утопического социализма - Т. Кампанелла, Дж. Уінстенлі, Же. Мельє, Г. Мабли.

Следующим этапом развития утопического социализма был критический утопический социализм, представлен тремя большими критиками капитализма - А. Сен-Симоном, Ш. Фурье и Г. Оуэном.

Они фактически выражали интересы рабочего класса, но не осознавали классового содержания своего учения. Более того, критические социалисты-утописты отрицали любую свою партийность, утверждая, что выступают от имени разума, всего человечества, которое в их лицах впервые осознало свои задачи.

Благодаря критическом утопическом социализме появился сам термин «социализм» (от лат. socialis - общественный, socius - товарищ, societas - общество). Впервые этот термин был использован 1827 г. в США в журнале «Кооператив мэгэзин» для обозначения взглядов последователей Г. Оуэна. Учение о социализме как общественный строй, основанный на колективістських, товарищеских началах, было реакцией на либеральный индивидуализм.

В отличие от социалистов-утопистов К. Маркс и Ф. Энгельс открыто и четко заявили о своей позиции защиты интересов рабочего класса. Опираясь на учение А. Сен-Симона, III. Фурье и Г. Оуэна, они создали целостную теорию социализма и коммунизма, которая получила название «научный социализм», или «научный коммунизм».

Принципиальное значение для развития научного коммунизма имеет «Манифест Коммунистической партии». Маркса и Ф. Энгельса, в котором изложены важнейшие идеи научного коммунизма - об исторической роли рабочего класса как могильщика капитализма и строителя коммунизма, социалистическую революцию и диктатуру пролетариата, коммунистическую партию как политический авангард рабочего класса.

Эти основные идеи К. Маркс и Ф. Энгельс развили в следующих работах. Особенно важное значение для исторической судьбы социализма и коммунизма труд имеет К. Маркса «Критика Готской программы» (1875), написанная в форме критических замечаний в Проект программы Немецкой рабочей партии. В ней выдвинуто положение о переходный период от капитализма к социализму, две фазы коммунистического общества - ниже (социализм) и высшее (коммунизм). Эти положения конкретизированы Ф. Энгельсом в трудах «Анти-Дюринг» и «Развитие социализма от утопии к науке».

По учению К. Маркса и Ф. Энгельса, коммунизм - это бесклассовое общество, основанное на принципах коллективизма (отсюда происходит и его название: латинское слово communis означает «общий»), общественной собственности на средства производства, планомерному развитию, распределении по потребностями. По социализма вследствие недостаточно высокого уровня развития производительных сил распределение осуществляется с трудом. Государство в форме диктатуры пролетариата сохраняется лишь на низшей фазе коммунизма, а на высшей - отмирает.

Сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом теоретические положения о социализм и коммунизм легли в основу представлений В. Ленина об новое общество. Основываясь именно на этих положениях, он руководил Российской социал-демократической рабочей партией в осуществлении Октябрьской революции и строительстве социализма. Об этом наглядно свидетельствует написанная им накануне революции - в августе-сентябре 1917 г. - труд «Государство и революция», в которой на основе детального анализа, в частности положений о переходный период и две фазы коммунистического общества с работы К. Маркса «Критика Готской программы», делаются выводы о революции и строительства социализма.

Итак, Октябрьская революция и строительство социализма осуществлялись в соответствии с разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом общей теоретической схемы. Однако при этом ни В. И. Ленин, ни возглавляемая им партия большевиков в целом не имели более-менее четких представлений о конкретные пути, методы и средства построения социализма. Утверждение о том, что после победы Октябрьской революции В. И. Ленин разработал четкий план построения социализма в России, который предусматривал проведение индустриализации, коллективизации и культурной революции, является изданием желаемого за действительное, потому что ни в одной его труды о такой план не идет, если, конечно, не учитывать отдельных тезисов, высказываний или лозунгов. Этим объясняется экспериментирования в ходе социалистического строительства, действие по методу проб и ошибок.

В первые годы после победы Октябрьской революции реализация марксистских теоретических положений о социализме осуществлялась в России в форме политики «военного коммунизма». Суть ее заключается в том, что с помощью продроз-верстки у крестьян принудительно забирались так называемые излишки продовольствия. Защитники этой политики обосновывают ее необходимость условиями гражданской войны и экономической разрухи. И на самом деле это была практическая реализация взглядов многих революционеров, которые считали, что с помощью командно-административных методов можно решать не только военные, но и хозяйственные задачи, обеспечив высокие темпы построения нового общественного строя. По их убеждению, государство должно взять на себя полностью все функции, связанные с организацией производства и распределения.

В рамках политики «военного коммунизма» были национализированы не только все крупные и средние промышленные предприятия, но и большая часть мелких предприятий. Были также осуществлены централизация промышленного производства и распределения, полный запрет частной торговли, снабжения населения через карточную систему, введена всеобщая трудовая повинность и зрівняльність в оплате труда.

Пагубность этих преобразований не замедлила дать о себе знать: резко сократились объемы производства, особенно сельскохозяйственной продукции, закрылись много заводов и фабрик, население России, особенно крупных городов, жило впроголодь, во многих регионах произошли вооруженные выступления крестьян, недовольных реквизицией хлеба.

В. И. Ленин пришел к выводу о необходимости изменения политики на селе, некоторых взглядов на проблемы социалистического строительства вообще. Разработанная им новая экономическая политика, принятая в 1921 г. X съездом РКП (б), заменила продразверстку продовольственным налогом, позволяла частную торговлю и мелкие капиталистические предприятия, предполагала государственный капитализм в виде концессий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под контролем государства. Натуральная оплата труда была заменена денежной за количеством и качеством труда. Крестьянство получило возможность продавать хлеб и покупать промышленную продукцию.

По сути, новая экономическая политика означала некоторое возвращение к капитализму, но ее положительные экономические результаты сказались сразу. Однако с конца 20-х годов партия большевиков под руководством Иосифа Виссарионовича Сталина (1879-1953) сделала ставку на свертывание новой экономической политики, товарно-денежных отношений, унижения материальных стимулов к труду, применение командно-административных методов, особенно на селе. В результате реализации этой политики, ценой огромных лишений и жертв в СССР был «построен социализм». Политическим орудием осуществления сталинской политики выступала диктатура пролетариата, которая фактически означала неограниченную власть партийного руководства, его главы и использовали террористические методы управления страной. «Построен социализм» оказался обществом казармового типа, в котором все сферы и стороны жизнедеятельности жестко регламентувались государством. Стремление к социальной равенства привело к ликвидации свободы.

В то же время неоспоримыми есть и достижения социализма. В экономически отсталой, аграрной стране, какой была Россия до Октябрьской революции, в обстановке враждебного окружения, в сжатые сроки был осуществлен индустриализацию, ликвидирована безработица и массовая неграмотность, введено бесплатное образование, здравоохранение, государственное обеспечение жильем и т.д. В социальном отношении социализм выгодно отличался от тогдашнего капитализма. Это способствовало еще большему распространению идей социализма и коммунизма, особенно популярных с конца XIX ст.

Коммунистическое движение стал влиятельной политической силой. Особенно возрос его влияние во время Второй мировой войны, в которой коммунисты проявили себя последовательными и самоотверженными борцами с фашизмом. После войны в ряде стран Европы и Азии были установлены коммунистические режимы, которые осуществили социалистические социально-экономические преобразования. Образовалась мировая социалистическая система. При этих условиях Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), которая претендовала на авангардную роль в коммунистическом движении, особое значение придавала укреплению его единства, выработке единой политической линии на основе ее наставления и приобретенного опыта. До Второй мировой войны это задача розв'язувалось в пределах Коммунистического Интернационала (1919-1943), после войны - в пределах международных совещаний коммунистических партий.

В 1957 г. состоялось Международное совещание коммунистических и рабочих партий социалистических стран. В принятой на ней

Декларации на основе обобщения опыта строительства социализма в СССР и других странах были сформулированы главные закономерности социалистического строительства: руководство трудящимися массами со стороны рабочего класса и марксистско-ленинской партии; установление диктатуры пролетариата; союз рабочего класса с основной массой крестьянства и другими слоями трудящихся; обобществления собственности на основные средства производства; социалистическое преобразование сельского хозяйства; планомерное развитие народного хозяйства; культурная революция и др.! Эти закономерности было провозглашено общими для всех стран, которые строят социализм. По сути, советская модель социализма провозглашалась универсальной, а любые отклонения от нее вправо или влево, как это произошло в Югославии, Чехо-Словакии или Китае, резко осуждались как ревизионизм, отступничество от марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма.

В 1961 г. КПСС принял свою третью программу - построения коммунистического общества, которая предусматривала решение трех основных задач коммунистического строительства: создание материально-технической базы, формирование коммунистических общественных отношений и воспитания нового человека. Решение этих задач должно означать достижение главной цели коммунизма - установление социального равенства.

Согласно программе коммунистическое общество в СССР должно было быть построено в основном до начала 80-х годов. Нереальность этого замысла оказалась уже в начале 70-х. КПСС была вынуждена вносить коррективы в свою стратегию, положив в ее основу концепцию развитого социалистического общества как исторически закономерного и длительного этапа на пути к коммунизму. С учетом этой концепции скорректировали свою стратегию коммунистические партии других социалистических стран. Однако это уже не могло предотвратить кризис коммунистических идей, распаду мировой социалистической системы и самого СССР.

Главная коммунистическая идея - идея социального равенства - оказалась не только недостижимой, но и утопической. Наверное, это тот идеал, к которому нужно двигаться, но которого нельзя достичь. Попытки ускорить это движение вращаются

1 См.: Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. М., 1964. С. 12-13.

время имеет делить государственную власть с буржуазией, а обобществления собственности должно осуществляться постепенно с временным хранением смешанной экономики.

Взгляды Е. Бернштейна вызвали острую полемику с марксистами, особенно с К. Каутським и В. И. Лениным. Последний назвал эти взгляды ревизионизмом и продолжал обосновать неизбежность социалистической революции. Ленинская концепция революции, сформулированная с учетом опыта революции 1905 г. в России и угрозы начала империалистической войны, предусматривала завоевания власти рабочим классом во главе с революционной партией путем вооруженной борьбы, установление диктатуры пролетариата и быстрое обобществления экономики.

Начало Первой мировой войны углубил раскол между социал-демократами и марксистами. В августе 1914 г. парламентская фракция немецких социал-демократов проголосовало за предоставление правительству кредитов на военные цели и тем самым поддержала его экспансионистскую политику. Вслед за этим правительства своих стран поддержали другие социал-демократические партии. II Интернационал как международное объединение социалистических партий прекратил свое существование. Во время войны социал-демократы провозглашали лозунги «классового мира» и «защиты Отечества». Российские же большевики вели борьбу сначала за прекращение войны, мир без анексий и контрибуций, а впоследствии - за поражение в войне царизма и пролетарскую революцию.

Победа Октябрьской революции в России обусловила усиление разграничения социал-демократов на правых, левых и центристов.

В целом перед Второй мировой войной социал-демократия была влиятельной политической силой. Как правящие партии или в коалиции с буржуазными партиями социал-демократы осуществляли власть во многих странах: Германии, Великобритании, Австрии, Швеции, Чехо-Словакии, Болгарии, Дании, Норвегии, Литве, Венгрии, Польши. Во Франции в 1936 г. социалисты совместно с радикалами образовали правительство Народного фронта, который поддержали коммунисты. В Западной Европе только итальянский, голландский и швейцарская социалистические партии не имели своих представителей в парламенте.

Мировой экономический кризис 30-х годов и наступление фашизма ослабили позиции социал-демократии. В ряде стран она потерпела поражение в борьбе с фашизмом, социал-демократические партии были запрещены. После войны деятельность социал-демократии активизировалась. Возросло количество социал-де-ческих партий, в странах Западной Европы их представители вошли в состав всех первых послевоенных правительств. С началом «холодной войны» большинство социал-демократических партий перешла на позиции антикоммунизма. Идейным обоснованием этого перехода стала концепция «третьего социальным экспериментированием, в жертву которому приносятся целые поколения.

Идейный кризис коммунизма обусловила его политический кризис. В начале 80-х годов коммунистические партии действовали в 97 странах мира, в 15 из них они были правящими. В рядах компартий насчитывалось около 80 млн человек. В начале 90-х годов коммунистические партии перестали быть правящими в 10 бывших социалистических странах, а некоторые из них, например КПСС (более 18 млн членов), вообще прекратили свое существование. Уменьшились количественный состав и политическое влияние коммунистических партий в капиталистических странах. Сегодня ни одна из коммунистических партий мира не выдвигает идей коммунистического строительства, большинство из них отказалась от формационного видение социализма и уже перешла или переходит на социал-демократические позиции. Социал-демократизм, зачатки которого также коренятся в марксизме, оказался более устойчивой и перспективной идейно-политической доктриной.



Назад