Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Анархизм


Анархизм (от греч. anarchia - безвластие) - это идейно-политическое течение, которое провозглашает своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

В зачаточной форме идеи анархизма содержались еще в трудах некоторых античных и средневековых мыслителей. Как политическое течение анархизм сложился в 40-70-х годах XIX в. в Западной Европе.

Анархизм не является целостной идейно-политическим течением. В зависимости от различий в подходах его сторонников к вопросу о путях достижения провозглашенных целей в нем различают три основных направления: анархо-индивидуализм, анархо-коммунизм и анархо-синдикалізм.

В основу анархо-индивидуализма положена идея немецкого философа Макса Штірнера (1806-1856) о абсолютную свободу индивида, который в своих желаниях и поступках не должно быть связанным ни религиозными догмами, ни нормами права и морали. Отрицая государство, Г. Штірнер сводил социальную организацию общества к так называемой союза эгоистов, целью которой было бы налаживание обмена товарами между независимыми производителями на основе взаимного уважения.

Идея свободного обмена нашла свое обоснование в трудах французского философа Пьера Жозефа Прудона (1809-1865). На основании того, что источником социальной несправедливости является неэквивалентный обмен, он усматривал возможность ликвидации эксплуатации в реформах системы товарного обращения, отрицая при этом революционное насилие как средство перестройки общества. Организация эквивалентного безденежного обмена товарами между всеми членами общества, по мнению П. Же. Прудона, означала бы полную независимость индивида от государства, делала бы последнюю ненужной.

Учение П. Же. Прудона, названное «теорией взаимности», или «мютю-елізмом» (от франц. mutuel-взаимный), означало отказ от классовой борьбы, прогнозировало, что рабочий класс должен стать на путь взаимного соглашения с буржуазией. Наибольшее распространение оно получило в 60-х годах XIX в. По мере обострения классовой борьбы, распространения революционных настроений это учение было вытеснено анархо-коммунизмом, самыми известными теоретиками которого были русские революционеры Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) і Кропоткин Петр Александрович (1842-1921).

М. О. Бакунин считал, что государство в любой форме является орудием угнетения масс, а потому выступал за ее полное уничтожение революционным путем. Отрицая государственность как таковую, он высказывался как против участия рабочих в парламентских выборах и в деятельности любых представительных органов власти, так и против марксистского учения о

диктатуру пролетариата. Неосуществимость диктатуры пролетариата М. О. Бакунин объяснял тем, что весь рабочий класс одновременно быть диктатором не сможет. «Диктатура пролетариата» постепенно окажется властью меньшинства, которая будет отстаивать не общенародные, а собственные интересы.

Анархо-коммунистическое теория П. О. Кропоткина разработана на основе широких обобщений в области естественных и общественных наук. В основу своего учения П. О. Кропоткин положил сформулированный им «биологический закон взаимной помощи», который определяет якобы естественное стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе одних с одними. На основе добровольно заключенного между объединениями людей соглашения будет создана федерация, как общество «свободного коммунизма». Переход к федерации свободных коммун, которые основываются на коммунистических началах производства и распределения, в соответствии с П. О. Кропоткиным, возможен только через революционное разрушение всего того, что разъединяет людей, прежде частной собственности и государства.

Идеи анархизма в XIX в. получили некоторое распространение во Франции, Швейцарии, Испании, Италии, США. Однако попытки анархистов путем агитации подтолкнуть массы к восстанию закончились неудачей. Анархизм сделал поворот к тактике «пропаганды действием», которая призвана была за помощью террора к представителям господствующего класса спровоцировать массовые революционные выступления. Поражение анархизма и на этом направлении способствовала формированию принципиально новой тактической линии, которая предусматривала использование рабочих профсоюзных организаций в борьбе за уничтожение буржуазного государства и основала новое течение в международном рабочем движении - анархо-синдикалізм.

Анархо-синдикалізм (от франц. syndicat - профсоюз) ставит целью уничтожение капиталистического строя с помощью революционной борьбы профсоюзов. Исходя из того, что основной функцией буржуазного государства является защита интересов привилегированных слоев общества, анархо-синдикалізм рассматривает борьбу с ней как главную составляющую процесса разрушения капиталистического строя, движущей силой которого должен быть не политическая организация рабочего класса - партия, а экономическая - профсоюза.

Идеи анархо-синдикалізму получили распространение в последнюю треть XIX - начале XX в. главным образом во Франции, Италии и Испании. В России, а впоследствии и в Югославии анархо-синдикалізм вступил развития уже в период становления социалистического общества. По мнению анархо-синдикалістів, в социалистическом обществе профсоюза заменят государство, утвердится прямой обмен между свободными производителями, конфедерация профсоюзов через сеть профсоюзных организаций и объединений управлять обществом.

В 90-е годы XX в. анархизм активизировался в некоторых странах, возникших на территории бывшего СССР, в частности в России и Украине. Состоялись учредительные конференции и съезды Конфедерации анархо-синдикалістів и других анархистских объединений в Киеве, Харькове. Донецке, некоторых других городах Украины.



Назад