Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

1.1. Скифская рабовладельческое государство и право


Первые ростки государственности на территории современной Украины появились в скифские времена. Большинство исследователей считает, что формирование скифов произошло вследствие взаимодействия местных (киммерийских) и прибывших (иранских) кочевых племен. Древнегреческий историк Геродот считал скифов одним народом, однако анализ их образа жизни и хозяйствования свидетельствует о другом.

В VII-V вв. до н. есть. образуется мощный союз скифских племен. Основу его составляли царские скифы - мощное и самое многочисленное племя, которое проживало на левобережье нижнего течения Днепра, а также в степном Крыму. До этого союза также входили скифы-кочевники (правый берег нижнего Днепра), скифы-земледельцы - между Ингулом и Днепром, елліно-скифы (в бассейне Северного Буга). В пределах степной полосы Украины жили скифы-земледельцы (пахари). Отдельные ученые именно их считают прапращурами украинского народа. По правления царя Атея (IV в. до н. есть.) Скифии принадлежала огромная территория Причерноморья от Дуная до Дона. Наибольшего подъема Скифия достигла во II в. до н. есть. за царя Скилура и его сына Палака. Столица государства Неаполис (близ Симферополя) представляла собой важный ремесленно-торговый и культурный центр. Власть скифов распространилась на всю Тавриду. Но этот процесс затормозило восстание рабов под предводительством Савмака.

На рубеже II-III вв. н. есть. скифское царство потерпело сокрушительный нападения готов и окончательно распалось.

Общественный порядок в скифском царстве характеризуется социальным расслоением. Раскопки курганов свидетельствуют о резкий контраст захоронений знати и простых людей. Правящую верхушку общества составляли: царская семья, военная аристократия, родоплемінна знать, богатые купцы, что постоянно обогащались за счет военных походов, работорговли, эксплуатации общинников и рабов.

По Геродоту, отделенной социальной группой, которая играла значительную роль в жизни общества, были жрецы.

Самую многочисленную категорию населения составляли свободные общинники, проходивших военную службу, платили дань, выполняли другие повинности.

В Малой Скифии (степном Крыму) среди городского населения преобладали свободные ремесленники и купцы.

Низшую ступень скифской социальной иерархии занимали рабы. Количество их была значительной, однако они не играли решающей роли в производстве, а использовались в домашнем хозяйстве, а также как товар в торговле с греческими городами. Главными источниками рабства были покорения других народов, военный плен, рождение от рабыни и др.

Государственный строй. Скифия была государством рабовладельческого типа. По форме правления - один из разновидностей рабовладельческой монархии. Государство возглавлял царь, которому принадлежала вся полнота законодательной и распорядительной власти. Он самостоятельно решал вопросы внутренней и внешней политики, осуществлял судебные функции. На представлении о божественное происхождение царской власти базировались также его функции жреца. К аппарата государственного управления входили ближайшие родственники, самые преданные слуги и военная верхушка. Наиболее влиятельные из них образовывали приближенный к царю совещательный орган - царскую совет. Во времена Геродота в скифском обществе существовал также демократический орган - народное собрание всех воинов, где обсуждались важные вопросы общественной жизни и престолонаследии. С укреплением царской власти, начиная от Атея, собрание потеряли свое значение.

Возникновение государственного аппарата не уничтожило полностью бывшей родовой организации, особенно в местном управлении, где хранились старейшины и вожди.

Государственная структура скифов в значительной степени отличалась от рабовладельческих и феодальных государств. Но за своими основными функциями она была политической организацией. Среди них:

• поддержание отношений землевладения и господства;

• укрепление верховной власти;

• накопление богатств в руках господствующей верхушки.

Право. Источниками права в Скифии были обычаи и правила, установленные царской властью. Определенное влияние оказывала религия. Скифы избегали заимствования иноземных обычаев, особенно от эллинов, тавров, невров и др.

Нормы права защищали государственную власть, жизнь, имущество и привилегии царской семьи. Верховная собственность на землю принадлежала царю. Скифское право защищало частную собственность на движимое имущество, скот, домашние и личные вещи, на рабов, оружие, орудия производства.

Действовало обязательственное право, которое регулировало отношения купли-продажи, дарения, мены. Обычно договоры скреплялись клятвой.

Осуществлялась правовая регламентация данницьких отношений. Так, отказ от уплаты дани считалась достаточным поводом для начала военных действий, которые сопровождались грабежом имущества, скота, захватом пленных (рабов).

Брачно-семейное право базировалось на принципах патриархата. Отсчет родословной велся по мужской линии. Практиковалось многоженство. Женщины не имели никаких прав на собственность и наследство. Если вдову после смерти мужа не был убит и похоронен вместе с ним, то она, как и имущество умершего, переходила по наследству к его старших родственников. Имущество после смерти отца унаследовал младший сын, а старшие сыновья наделялись частями движимого имущества при бракосочетании.

Уголовное право-но только зарождалось. Обычно существовала кровавая месть. Самыми опасными считались преступления против царя, покушение на жизнь богача, неповиновение царскому приказу, которые у скифов карались на смерть. Жестоко преследовалось попрание законов, нарушение обычаев и богоотступничество. Четко определенной системы наказаний не существовало. Судья сам определял наказание за преступления, среди которых, кроме смертной казни, были членовредительство, изгнание за пределы государства.



Назад