Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

2.1. Формирование и развитие древнерусского государства


Археологические памятники (черняховская, зарубинецька, корчуватська культуры) свидетельствуют о том, что предками украинцев были восточные славяне, которые на протяжении i тысячелетия н. есть. прошли путь от военно-демократической организации племен к раннефеодального государства. На этом пути прослеживается по крайней мере четыре этапа.

В конце старой эры завершается эпоха первобытного строя в восточных славян. Наступает этап разложения родового строя и зарождения “военной демократы" (II в. до н. есть. - II в. н. э.). В письменных источниках тех времен (римские историки Плиний Старший, Тацит) славяне упоминаются под названием “венеды”. Венеды составляли единый, устойчивый и самый многочисленный массив, что заселял просторы Центральной и Восточной Европы. Венедську единство праславян разрушило вторжения германского племени готов.

Следующий этап (II-VI вв.) характеризуется как этап расцвета “военной демократы" - переходной формы управления обществом, сочетающей элементы общественного самоуправления и публичной власти. Восточные славяне, которые назывались антами, по свидетельствам готского историка Иордана и византийского историка Прокопия Кесарийского в IV в. населяли территорию от Дуная до Азовского моря. Выдающийся украинский историк М. Игру-сапожный считал объединение антов попыткой предков украинского народа создать государственность с организованным войском и участии населения в политической жизни. Этого же мнения придерживается и немало современных исследователей, отмечая, что объединение антов состояло из княжеств (княжений). Нашествие аваров в конце VI в. не разрушила их как основы восточнославянской государственности. Позже в “Повести временных лет” они будут названы полянами, древлянами, дреговичами, бужанами, волынянами, уличами и тиверцами, белыми хорватами, северянами, радимичами, кривичами, словенами, в'ятичами. Именно на этом этапе появляются такие элементы государственности, как территория, разделение населения по территориальному признаку, публичная власть с ее еще несовершенным аппаратом, отчуждена от народа военная жена.

В письменных источниках VII вв. уже не встречается название “анти”, зато все чаще - “славяне”, “склавени”, “склавіни”. Начинается следующий этап истории восточных славян: этап образования ядра древнерусской государственности - своеобразной федерации княжеств под названиями “Русь", " Русская земля”(VП-IX вв.). Отметим, что в древнерусских летописях интенсивные процессы построения на наших просторах связываются с основанием Киева на землях союза племен полян в Среднем Поднепровье (вторая пол. V ст. - первая пол. VI вв.). Город расположился в выгодном географическом месте, где пересекались торговые пути, которые вели к могучей Византийской империи; позже Киев становится центром южной части восточных славян. Поэтому здесь развитие классовых отношений и становления государственности происходили быстрее, чем в других славянских племен. В VIII в., в условиях борьбы с кочевниками, вокруг него объединились несколько союзов племен. В иностранных источниках, в частности византийских и арабских, относительно этих объединений, особенно племен полян и северян, применяется название “Русь”. Каждая из племенных земель была независимым княжінням, которое платило Киеву дань и выставляло на его требование свои дружины. Военная демократия перерастает в военно-иерархическое правления. На рубеже VIII-IX вв. приднепровский союз союзов племен “Русская земля” объединял не только регионы Киевского, Переяславского, Черниговского княжества, а по утверждению академика Бы. Рыбакова, охватывал территорию около 120 тыс. кв. км. и достигал на север вплоть до Западной Двины. Правила в этом государственном объединении, согласно летописи, династия Кия, представителями которой в IX в. были Дыр и Аскольд.

Содержанием завершающего этапа формирования древнерусской государственности является объединение южного и северного раннегосударственных образований в Древнерусское государство с центром в Киеве. На севере также объединились ильменские славяне (словене, кривичи) и отдельные неславянские племена (меря, весь, мурома) вокруг Новгорода. Однако, по летописи, эти племена не смогли сами организовать государство и пригласили на княжение варягов. 882 года представитель новгородской знати Олег, родственник или военачальник варяжского князя Рюрика, захватил Киев, коварно убил Аскольда и Дира и утвердился на Киевском престоле. Этому способствовала политический кризис в киевский государству вследствие недовольства народных масс частыми военными походами и крещением правящей верхушки, в том числе и Аскольда. В результате династического переворота объединились два огромных славянские центры. Это событие традиционно считается датой образования одной из крупнейших стран Европы, найменованої историками “Киевская Русь”.

Конечно, Олег отнюдь не был создателем государства для русов. Он не удосужился даже ввести здесь республиканскую форму правления, которая существовала в Новгороде. Киевская монархическое государство на то время получила международное признание, утвердив себя в истории европейской цивилизации первым договором с Византией (860 г.).

Процесс консолидации славянских земель объективно обусловлен определенными внутренними факторами: общностью территории, тесными экономическими связями, родством материальной и духовной культуры, религии, сходством языка, традиций, общественного, государственного, военного устройства, судопроизводства, обычного права. Среди внешних факторов объединения ли не главной была необходимость совместной борьбы против экспансии соседних народов.

Летописная легенда о варяжское происхождение династии русских князей использована в так называемой норманській теории, представители которой отказывают восточным славянам в способности создать собственное государство. Норманізм еще в XVIII в. начали немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер. Они, кстати, работали в Российской академии наук, а в своих трудах искусственно преувеличивали роль варягов в судьбе Руси, считая норманнов учредителями восточнославянской государственности. В XIX в. их поддержали М. Карамзин, С. Соловьев, Г. Погодин. Научную несостоятельность норманізму убедительно доказали М. Ломоносов, Г. Игру-шевский, Б. Греков, Б. Рыбаков, и др. Историк права М. Владимирский-Буданов отмечал, что варяги-князья застали здесь готов государственный строй. Влияние варягов на Русь не имел решающего значения, потому что они находились на том же уровне развития, что и русичи. Норманська теория происхождения Древнерусского государства потеряла научное значение. Редкие проявления современного норманізму, преимущественно за рубежом, отражают сугубо политические или патриотические мотивы.

Не подтвердились также и попытки объяснить возникновение Древнерусского государства с позиции теории пантюркізму. Сторонники этой теории считают, что Древнерусское государство было образовано Хазарским каганатом, а киевские князья были, соответственно, тюркского происхождения. Активно отстаивает хазарскую гипотезу профессор Гарвардского университета (США) О. Прицак в своем труде “Происхождение Руси” (1992 г.). В этой связи можно отметить лишь то, что необходимость борьбы с набегами хозарських племен заставляла славян консолидировать свои силы и объединяться вокруг Киева. Следовательно, возникновение Древнерусского государства с центром в Киеве - закономерный результат внутреннего социально-экономического и политического развития восточных славян.

В дальнейшей истории Киевской Руси можно выделить три основных периода. Период консолидации государственности (конец IX-Хв.) связывается с княжением Олега (882-912), Игоря (912-945), Ольги (945-964) и Святослава (964-972). В процессе завершения политического объединения Руси происходило становления феодального общественного строя, образования аппарата власти. За это время возникло огромное хозяйственное и политическое объединение.

Самый длительный период развития государства (X - первая треть XII ст.) приходится на время правления Владимира Великого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1016, 1019-54), а также Владимира II Мономаха (1113-25) и Мстислава Великого (1125-32). В противовес территориальном росту предыдущего периода теперь преобладает внутреннее развитие, укрепление законопорядка. Чрезвычайно важным событием было принятие христианства, которое несло с собой новую культуру и духовность. Христианство, став с 988 г. государственной религией, своей поддержкой и освящением великокняжеской власти способствовало укреплению внутреннего и внешнего положения Киевской Руси. Утверждению сильного централизованного государства способствовало проведение во время правления Владимира административной реформы. Территория страны, значительно увеличившись за счет покорения вятичей, радимичей, соседних литовских племен, была разделена на восемь волостей. Во главе каждой из них стояли сначала наместники, а потом сыновья Великого князя. Реформа ликвидировала власть местных князей племен, отменил автономию земель. Таким образом Владимир укрепил власть Киева и предотвратил развитию центробежных тенденций, которые подогревались местной аристократией. Важное значение имела и военная реформа, в результате которой удалось создать сильное войско, состоявшее из великокняжеской дружины, жен местных князей, народного ополчения, наемных отрядов, а также построены крепостные укрепления. В результате судебной реформы произошло размежевание светского и церковного судов. Это была эпоха достижения Киевом политического могущества и стабильности, экономического и культурного развития.

Период развала и упадка государственности (вторая треть XII ст. - первая половина XIII в.) характеризуется обострением междоусобной борьбы, усилением нападений кочевников, экономическим застоем. Сильные центростремительные тенденции наблюдаются во время княжения Ярополка Владимировича (1132-39), Всеволода Ольговича (1139-46), Изяслава Мстиславича (1146-54) и Ростислава Мстиславича (1158-67). Упадок Киева начался с разгрома города в 1169 г. войсками владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Окончательное разрушение Киева монголо-татарами в 1240 г. ознаменовало собой завершение киевского периода в истории Украины. Древнерусское государство распалось на 15 отдельных земель, которые не признавали власти Киева.

Среди причин упадка Киевской Руси можно назвать такие:

• слишком большие для средневековья размеры государства за отсутствия защищенных природных границ, чрезвычайная плодородие земель, что притягивала завоевателей;

• развитие вотчинного землевладения, княжеские распри и междоусобицы;

• слабость государственного устройства, неустроенность права наследования великокняжеского престола при наличии огромного количества потомков;

• перманентный внешняя агрессия кочевых народов (с 1061 по 1210 половцы совершили 46 набегов на русские земли), татаро-монгольское нашествие;

• невозможность примирения с Владимиро-Суздальским княжеством, Польшей, Венгрией, Литвой.



Назад