Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

2.2. Общественный строй


По социальной структурой и правовым статусом населения Киевской Руси делилось на три категории: феодалы, лично свободная слой, феодально зависимое население.

Самое высокое место в общественной иерархии занимали Великий князь и многочисленные представители различных ветвей династии Рюриковичей. В конце X в. сложились великокняжеский домен и домен местных князей, которые стали административными и хозяйственными центрами феодальных владений. Княжеские воины, дружинники и местная знать образовывали класс бояр, которых еще называли “княжескими мужами”. Феодалы были связаны между собой системой вассальных отношений. В отличие от Западной Европы, где феодальное землевладение узалежнювалося службой своему сюзерену, на Руси бояре, как об этом свидетельствует Распространенная редакция Русской Правды, пользовались правом наследственного владения вотчинами. Боярское наследования вотчин могло сохраняться даже с переходом от одного князя к другому. Бояре во многих случаях имели свои военные жены, принимали участие в княжеских советах, занимали высшие должности в княжеской администрации. Наряду с крупными феодалами вырастал класс мелких феодалов, которые получали жалованные земли без права наследования, дарения или продажи. Такие временные владельцы земель могли жалованные или другие земли выкупить и таким образом стать владельцами пожизненными. Слой бояр не была замкнутой кастой. За выдающиеся заслуги перед князем (государством) в нее мог войти представитель низших слоев или иностранец.

На ступень ниже бояр стояла городская знать (“старца градські”, “нарочиті мужи”), выдающимися представителями которой были крупные купцы (“гости”), занимающиеся международной торговлей, вступали в родственные связи с боярами и доминировали в городской политике. Городская верхушка часто становилась союзником боярства, которое проживало в городах, в борьбе против усиления власти князя. При таких обстоятельствах с XII в. князья вынуждены были заключать “ряд” (договор) с вечем.

С введением христианства на Руси началось формирование духовенства, верхушку которого составляли митрополит, епископы, игумены монастырей. Духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (мирское). Значительную роль играло черное духовенство, среди которого было немало выходцев из высших слоев населения. Довольно часто князья и бояре становились основателями монастырей.

Свободное население Киевской Руси позначалось общим термином "люди”. Самой многочисленной социальным слоем были свободные общинники (крестьяне), которых называли смердами. Свободный крестьянин имел право переезжать с места на место, обращаться в суд. Основной обязанностью смердов была уплата князьям, боярам и другим владельцам дани, а также отбывания воинской повинности во время войны. Однако в XII в. появляются признаки растущего порабощения крестьянства феодалами, что проявляется в более широком применении “уроков” (отработка на пользу владельца земли), захвате феодалами общинных земель. Увеличение боярских землевладений приводит к возникновению многочисленной группы смердов, которые работают на боярской земли, оставаясь дочасу лично свободными. В случае смерти такого крестьянина и отсутствия наследника по мужской линии (сына) эта земля вместе со всем имуществом возвращалась феодалу.

К лично свободной социального слоя также принадлежала большинство городского населения: ремесленники, которые делились на мастеров и подмастерьев и объединялись в ремесленные корпорации (цеха), а также мелкие торговцы, лавочники, рядовое духовенство. Ремесленники и торговцы несли основную тяжесть городских повинностей. Они платили налоги деньгами, платили натурой (хлебом, пшеном, солодом), отрабатывали на строительстве и ремонте городских укреплений.

Феодально зависящее населения, по Русской Правдой, составляли полузависимая и полностью зависима слои. К первой относятся рядовичи, которые находились во временном феодальной зависимости на условиях “ряда” (договора). Численным разновидностью рядовичів были закупы - крестьяне, которые разорившись, брали у феодалов “кучу” (заем) и за это должны были работать в их хозяйстве. Заимодавец имел право физически наказывать закупа “в вину”. В случае невозврата кучи он превращался на холопа. Холопы, челядь полностью зависели от феодалов и их собственностью. Они не имели ни личных, ни имущественных прав. За зло-чины холопа отвечал феодал, он же получал вознаграждение (“урок”), если кто неправомерно убивал холопа. Русская Правда устанавливала ответственность за оказание помощи холопу-беглецу и обязанность способствовать его поимке. Источниками холопства были: плен, самопродаж, поступление на службу к феодала “без ряда”, рождение от холопов, женитьба на рабыне, продажа должника, который обанкротился, наказания за преступления. Однако холопы могли сами выкупить себя на волю или быть уволенными феодалом за верную службу.

Отдельный слой населения, по Русской Правдой, составляли изгои - люди, которые выбыли из одного социального слоя и не попали в другой. Чаще всего на изгоев превращались смерды, которые в процессе феодализации потеряли связь с общиной, и холопы, которые викупилися ли были отпущены на волю. Материально необеспеченные, они вынуждены были проситься под власть господина или под патронат церкви и впоследствии становились зависимыми от землевладельцев. Изгоями могли стать и выходцы из высших слоев общества: обанкротившиеся купцы, дети священников, которые не научились грамоте, князья-сироты, которые потеряли “причастность” к русской земле. Такие изгои считались свободными до тех пор, пока не попадали к кому в услужіння.



Назад