Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

2.3. Государственный строй


По форме правления Киевскую Русь можно считать раннефеодальной монархии. Бесспорно, Киевская Русь не была государством в современном понимании этого слова, а лишь периодически приобретала признаков “лоскутной” раннефеодального империи, міжкнязівської федерации или конфедерации под коллективным правлением династии Рюриковичей. Иногда - превращалась в конгломерат самостоятельных княжеств, связанных отношениями сюзеренітету-вассалитета и формальным признанием единства Киевской Руси и первенства Великого князя киевского. По мнению многих современных исследователей, Древнерусское государство было неустойчивым, в отношении единственным государственным образованием.

Центральное управление олицетворяли Великий князь, боярская рада, княжеские съезды (снеми) и вече. Каждая из этих институтов была проявлением соответственно монархической, аристократической и демократической тенденций в государственном устройстве Киева.

Во главе государства стоял Великий князь киевский. В IX-Х вв. его полномочия ограничивались руководством женой, организацией военных походов, сбором дани, охраной границ, дипломатической деятельностью, осуществлением судопроизводства на основе обычного права. Киевские князья тогда владели преимущественно киевской землей. Княжества племен сохраняли определенную автономию. Они платили Киеву дань и привлекались к участию в военных и внешнеполитических акциях. С конца X в., начиная с Владимира, Великий князь рассматривается как верховный властитель и распорядитель всей земли государства. В связи с усложнением структуры войска (жена, войска вассалов, ополчение) растет объем его воєначальницької деятельности. Обязанности защищать границы предусматривают организацию сторожевой службы, сооружения укреплений, установление и поддержание внешних связей. Появляются новые функции: хозяйственно-распорядительные (организация строительства путей, укреплений, мостов и др.), подавление народных восстаний, руководства сбором налогов, пошлины за торговлю, платы за судопроизводство, штрафов. Великий князь всячески способствовал распространению христианства в обществе. В XI-ХП вв. особенно весомой становится законодательная функция князя.

Процесс децентрализации власти связывается с реформой Ярослава Мудрого, по которой каждый представитель династии Рюриковичей, которая быстро росла, получал реальную или мнимую) долю владения. Вследствие этого статус Великого князя ограничивался до уровня титулованного главы династично связанного конгломерата княжеств. К тому же в попытке занять на киевском престоле многочисленные представители династии постоянно враждовали и воевали между собой.

Княжа (боярская) рада, позже боярская дума, была постоянным совещательным органом при князе. Она состояла из верхушки жены князя, больших бояр, представителей верхушки городов, высших церковных иерархов, а в военное время - и руководства союзников. Княжеская совет решала военные, административные, финансовые вопросы. Иногда она выполняла функции высшей судебной власти. Рада не имела упорядоченной организационной структуры, однако ее деятельность носила стабильный характер. Это объясняется прежде всего заинтересованностью князя в поддержке важнейших решений влиятельными лицами государства.

К структуры центральных органов власти принадлежали княжеские съезды (снеми), которые созывались Великим князем для решения вопросов войны и мира, изменений в государственном устройстве, порядка занятия столов, принятие важнейших законодательных актов. Так на снемах в 1072 г. в Вышгороде было одобрено “Правды Ярославичей”, в 1097 г. признана независимость отдельных князей, в 1101, 1103 гг. под Киевом решались вопросы войны и мира с половцами. В снемах, кроме Рюриковичей, принимали участие местные князья, их союзники (братья), вассалы (сыновья), мощнейшие бояре, иногда - церковная знать. Когда власть Киева не ослабла, значение княжеских съездов выросло, но они не смогли остановить процесс феодальной раздробленности.

Вече было демократическим элементом в системе органов власти Киевской Руси. Как один из найархаїчніших институтов народовластия оно выросло из племенных лестницы древних славян. В вечевым собрании принимали участие все свободные жители города, которые имели собственное хозяйство (главы семей), но решающая роль принадлежала городской феодальной верхушке. В компетенции вече было приглашение князя на престол, комплектования ополчений и выборы главарей. Оно могло могли выполнять функции суда, добиваться изменения должностных лиц княжеской администрации. Вече созывалось перед началом военных действий, во время осады, иногда - в знак протеста против политики князя. На вече заключались “ряды” (договоры) с князьями, избранными населением, и эту практику можно считать истоками отечественного конституционализма.

В Киевской Руси вече не стало постоянным органом власти, за исключением Новгорода и Пскова. Впервые в летописи о вече в Киеве упоминается в 1068 г., а в последнее - в 1202 г.

Верв - орган местного крестьянского самоуправления - возник сперва как родовая, а впоследствии территориальная община, объединявшей самостоятельных хозяев одного или нескольких сел. Члены верви совместно владели неделимыми землей, лесами, випасами, другими земельными угодьями. Они были связаны круговой порукой и несли взаимную ответственность за уплату дани, за совершенные на территории общины преступления. Функции управления в верві осуществляли “копні” собрание, судопроизводство на основе норм обычного права вершил вервний суд.

Управление землями до X в. осуществлялось на основе десятичной системы, которая хранилась от периода военной демократии. В центрах вассальных княжеств киевские князья ставили свои гарнизоны - тысячи, в городах, меньших по значению - сотни, десятки. Тысяцкие, соцкие, десятники выполняли, кроме военных, административные, судебные, финансовые и другие функции. С развитием феодализма десятичную систему вытесняет двірсько-вотчинная система, при которой управление территориями осуществлялось через бояр-вотчинників и служащих княжеского двора. Центром управления был княжеский двор. Разницы между органами государственного управления и управления личными делами князя не существовало. Центральные управленческие функции осуществляли лица из окружения князя и его личные слуги (тиуны). Самыми уважаемыми должностными лицами были дворецкий, который руководил двор князя и выполнял важные государственные поручения; печатник возглавлял канцелярию; в обязанности стольника входило снабжение княжеского двора продовольствием; тиун конюший отвечал за княжескую конюшню. На местном уровне властные функции осуществляли воеводы, посадники, волостелі, старосты, которым помогали мечники, верующие, мостники и т.д. Княжеские служащие не удерживались из центра, а использовали на свои нужды часть налогов и поборов, которые взимались с населения (система кормления).

Судебные органы как особые государственные структуры в Киевской Руси не существовали. Суд не был отделен от администрации и защищал в первую очередь интересы высших слоев населения. Суды делились на светские и церковные.

Самой низкой судебной инстанцией, под юрисдикцию которой находились члены крестьянских общин, были общественные суды (суды сен-вы). Они рассматривали дела, что не требовали вмешательства княжеского суда. В состав общественного суда входили вервний староста и авторитетные члены общины (“добрые люди”).

К судов светских принадлежал суд князя, княжеской администрации (посадников, волостелей). Дела, где хотя бы одной из сторон были феодалы, подпадали под юрисдикцию исключительно княжеского суда. О князе как судью Русская Правда вспоминает довольно часто. В княжеском судопроизводстве принимали участие отдельные процессуальные лица: ”ябетник” (обвинитель), “метатель” (писарь), “істці” (следователи). Учитывалось мнение представителей общественности - “старцев”. Су-дови решение о важных дел могли приниматься вместе с боярами и даже на сходах. Для решения имущественных споров (распределение наследства, споры за границу и т. п.) князь посылал своих “отроков”, или “дітських”.

С утверждением феодальных отношений и ростом крупного землевладения на Руси возникли вотчинні суды. Это были суды землевладельцев над феодально зависимым населением (покупками, холопами). В деле холопа решение суда феодала было окончательным и обжалованию не подлежало. Закупы имели право обжаловать решение вотчинного суда в княжеском суде.

Церковные люди (население, зависящее от монастырей) и духовенство подлежали из всех дел церковному суду, где функции судей выполняли архимандриты, архиепископы, епископы, митрополит. Церковный суд имел большое влияние на жизнь населения. К его исключительной юрисдикции принадлежали дела, возникающие на почве брачно-семейных отношений, дела о нарушении морали, разврат, двоеженство, вероотступничество, святотатство, колдовство, знахарство, осуществление языческого культа, дела, связанные с церковным имуществом.

Мощная Киевская Русь занимает значительное место во всемирной истории. Возникновение и развитие Древнерусского государства обуславливалось интеграционными политико-экономическими процессами в результате действия ряда внутренних и внешних факторов. Киевская Русь явила собой центр объединения восточнославянских народов. Это была удельный раннефеодальное династический монархия во главе с Великим князем. Аристократическую тенденцию в государственном устройстве олицетворяла боярская совет. Она, как и демократические институты - княжеские съезды и вече, должным образом не развились и не превратилась в соответствующие истоки парламентаризма. В процессе укрепления феодализма состоялся переход из десятичной системы управления государством, которая сформировалась из дружинної организации, на новую - двірсько-вотчинную.



Назад