Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

3.1. Источники древнерусского права


В целом источник права - это средство существования и проявления правовых норм как определенных установок в поведении людей, которые характеризуются властностью и поддерживаются государственным принуждением. Источники права неотделимы от понятия юридической нормы. Они являются формой выражения правовых норм. Источники права всегда есть более или менее определены.

В древнерусском государстве были распространены обычное право, договоры Руси с Византией, княжеское законодательство, каноническое (церковная) законодательство, Русская Правда.

Среди них доминировали нормы, возникшие на основе обычаев. В летописях и сообщениях зарубежных авторов содержатся данные о обычаи восточных славян еще до образования Киевской Руси. Они регулировали порядок осуществления кровной мести, проведение некоторых процессуальных действий (присяга, ордалії, оценка показаний свидетелей и др.). В процессе становления классового общества обычаи, которые использовались в интересах господствующего класса, постепенно трансформировались в нормы обычного права. Поскольку их санкционировала государство, они становились общеобязательными для выполнения. Государство обеспечивало их соблюдения, но они действовали преимущественно в сфере общинного суда.

Нормы обычного права были тесно связаны с нормами морали, и они воспринимались как справедливые, моральные; с ними была вынуждена считаться и господствующая верхушка.

Важными источниками права были русско-византийские договоры 860, 907, 911, 944 гг. Хотя тексты договоров 860 и 907 гг. не сохранились, они упоминаются в последующих договорах. Исследователи считают, что в них отражены нормы древнерусского права “Русский закон”. Так, договор 944 г. упоминает не только о обычай, но и о “устав”, то есть закон писан русский. Закон русский описывается как основательное, самобытное законодательство, что охраняет личность, собственность. На этом основании можно предположить, что законодательство древнерусского государства существовало задолго до Русской Правды. Следует отметить, что существует также договор 971 p., но в нем представлены только византийское право.

Содержание договоров свидетельствует о том, что они регулировали торговые отношения, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии. В них можно найти нормы гражданского, уголовного, международного процессуального права. Например, договор 911 г. содержит статьи, регулирующие порядок наследования имущества русов, которые были на службе в Византии, именно русскими потомками. Статьи данного договора содержат нормы уголовного права, что трактуют ответственность за убийство: “...если кто убьет, христианина русин или христианин русина, - пусть умрет там, где совершит убийство”. Договор 944 г. позволяет и другой вариант действий - убийца может быть задержан и лишен жизни близкими родственниками убитого. Договоры содержат также ряд других норм, которые устанавливают ответственность за кражу, телесные повреждения, разбой, грабежи и т.д. Некоторые из них позже воссоздан в Русской Правде.

В отдельных случаях нормы русско-византийских договоров опережают тогдашнее международное право. Скажем, договор 911 г. устанавливал взаимные обязанности русов и византийцев, связанные с сохранением имущества разбитого о берег чужеземного корабля, пока не появится законный обладатель. В Западной Европе в таком случае имущество принадлежало обладателю берега. До норм международного права принадлежит также обязанность сторон по выдаче преступников.

Среди источников древнерусского права видное место занимает княже законодательство (договоры князей между собой, договоры князей с народом, княжеские уставы, грамоты и уроки). Договоры князей между собой содержали обязательства, связанные с совместным обороной от внешнего врага, воздержание от действий против сторон, заключивших соглашение. Договоры (“ряды”) князей с народом заключались, как правило, на вече, чтобы контролировать деятельность князя, и опирались на традиции и обычаи старины. Тексты договоров не сохранились, но о них упоминается в летописях. Княжеские грамоты также мало сохранились, старейшая из них - грамота Мстислава I (1130 г.).

Уставы - это распоряжение князя, что действовали длительное время и касались вопросов гражданского, семейного, наследственного, опекунского, уголовного права. Уроки представляли собой конкретные постановления о пошлины и другие налоги в пользу князя. Они, как правило, действовали временно. Характерно, что грамоты, уставы и уроки воспроизводят процессы дифференциации общества, взаимоотношений государства и церкви, регуляции земельной собственности.

Отдельное место среди источников права занимает церковное законодательство. Оно содержало нормы канонического (церковного) права, регулировало отношения между церковью и государством, внутри церкви, между церковью и паствой. Для защиты своих интересов церковь добилась получения княжеских церковных уставов. Известные церковные княжеские уставы Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого. Уставом Владимира юрисдикции церкви подлежали дела людей церковных, а также брачно-семейные. Источником материального обеспечения церкви было определено десятину от таможенных поступлений, приплода скота и собранного урожая. Устав Ярослава воспроизводит характерно для феодального общества право привилегии дифференциации наказания (в зависимости от социального положения потерпевшего). Они содержат меры по борьбе с остатками язычества и нарушением христианской морали: запрет браков между родственниками, двоєженства, самовольного расторжения брака, принуждения к заключению брака и др.

Как источник права использовались также византийские номоканони (в переводе с греческого: закон и церковное правило), которые с принятием христианства попали в Движении через Болгарию. В киевском государстве номоканони получили распространение в переводе на старославянский под названием “Кормча книга”, которая состояла из “Эклоги” и “Прохірона”. Эклога содержала выдержки из институтов, дигест, кодекса и новелл Юстиниана и некоторые приложения, сделанные под влиянием обычного права народов, завоеванных Византией. “Прохірон” очищал византийские законы от обычая, приближал их к римского права. Указанные источники содержали в основном нормы гражданского права (о браке, дарение, наследство и опекунство, о обязательства и др.). Приводятся и некоторые нормы уголовного права, а также порядок распределения военных трофеев. Кроме “Эклоги” и “Прохірона” “Кормча книга” включала также сборник права под названием “Закона судного людям”, положения которого граничили со статьями Русской Правды. Следует отметить, что все византийские сборники при переводах испытывали значительных изменений. Тексты дополнялись с учетом местных обычаев и условий судопроизводства, что приближало данные источника к древнерусского права.

Среди источников древнерусского права выдающееся место принадлежит Русской Правде.



Назад