Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

3.3. Характерные черты древнерусского права


Право собственности. Содержание права собственности в Киевской Руси зависел от того, кто был субъектом и что рассматривалось как объект права собственности. Учитывая низкий технико-юридический уровень еще не было создано специального термина для обозначения права собственности. Но, исходя из того, что Русская Правда определяла порядок возврата вещи настоящему владельцу с неправомерного владения можно утверждать о применении в древнерусском праве институтов права собственности и права владения. Охрана права собственности феодалов-вотчинників - одно из главных назначений правовой системы Киевской Руси. Уже Статьи древнейшей Краткой редакции Русской Правды были направлены преимущественно на защиту феодальной собственности, движимого и недвижимого имущества. Впрочем, чтобы избежать восстаний, древнерусское право в определенной степени защищало от феодального произвола и отдельные интересы зависимого населения. Так, в период особого обострения социальных отношений в начале XII в. для умиротворения страны Владимир Мономах пошел на некоторые уступки закупам и смердам, ограничив ростовщические проценты (резы).

В Русской Правде Ярослава еще речь не идет о собственности на землю. Упоминается только движимое имущество, которое принадлежало дружинникам: боевой конь, оружие, одежду. Первое упоминание о княжеское землевладения содержится в Русской Правде Ярославичей. Да, она устанавливает штрафы 3 гривны за повреждения борту в княжеских владениях, 12 гривен за запашки пределы, уничтожение “перетеса” - межевого знака, сделанного в лесу на дереве.

Среди форм земельной собственности преобладали княжеский домен, боярское и монастырское землевладение, земля крестьянских общин. Источниками приобретения земли сначала были в основном освоения свободных земель, получения их у князя за службу. Позже приобретает распространение прямое ее захвата в крестьянских общин, соседей (“окняження”, “обоярення”). Расширенная редакция Русской правды признавала право вотчинників на захват лесов, охотничьих угодий и т.д.

Постепенно происходит дифференциация норм охраны частной собственности. Если Короткая Правда определяла размер штрафа в зависимости от вида и того, сколько украденного стада, то по статьям 38, 39 Расширенной редакции штраф зависел также от места преступления.

Существование права частной собственности способствовало развития наследственного права. Договор Руси с Византией 911 p., а позже и Русская Правда отличают наследования по закону и по завещанию. Наследственное право соответствовало сословной дифференциации общества. Согласно закону боярскую вотчину наследовали не только сыновья, а при их отсутствии и дочери. Позже эта норма распространяется на белое духовенство и ремесленников. Имущество умершего смерда, у которого не было сыновей, считалось вимороченим и переходило к князю. В наследственном праве действовал принцип мінорату, за которым родительский двор переходил к младшего сына. Остальные наследия распределялась между старшими сыновьями. Дочери получали только приданое, а на наследников возлагалась обязанность выдать их замуж. Пока наследник не достиг совершеннолетия, имуществом распоряжалась мать-вдова. Когда же во второй раз она выходила замуж, - опекун из числа ближайших родственников. Внебрачные дети наследственных прав не имели, однако если их мать была рабыней, то они вместе с ней получали свободу.

Обязательственное право развивалось ради отношений собственности. Первые обязательства возникали в связи с причинением вреда. Как отмечается в Правде Ярослава, лицо, что сломала чужой копье или щит, испортила одежду, была обязана возместить их стоимость (ст. 17 Корр. ред.).

Обязательства возникали и из договоров. Характерно, что невыполнения стороной обязательств не только приводило к имущественным взысканиям, но и предоставляло потерпевшему право на личность, которая не выполнила своих обязательств. Среди древнейших видов сделок были договоры (“ряды”) купли-продажи. Они регулировали общий порядок торговых отношений, а также отдельные важные процедуры купли-продажи (челядина, продажи себя в рабство, установление добросовестного приобретения вещи). Если кто продавал чужую вещь, то договор считался недействительным. Она переходила к владельца, а покупатель подавал иск на продавца о возмещении убытков.

Найврегульованішими были договоры займа (денег, вещей, продуктов). Когда заем составляла сумму свыше три гривны, то при заключении таких договоров требовалось присутствие послушаний. Должники должны были платить значительные проценты (“резы” - для денег, “присоп” - когда занимали рожь, “наставу” - в случае займа меда). Русская Правда установила ограничения в уплате только для долгосрочного займа в размере 50 процентов суммы долга ежегодно (ст. 51 Розш. ред.). Но если кредитор успел получить проценты за три года (150 процентов долга), обязательства по возврату займа должником считались выполненными (ст. 53 Розш. ред.).

В условиях развитой внутренней и внешней торговли право Киевской Руси подробно регулирует вопросы банкротства и различает три его виды. В случае банкротства “без вины” (стихийное бедствие, разбойное нападение и т.д.) купцу предоставлялась отсрочка в уплате долга. В случае когда “купец проп'є, проигрывает” чужой товар, то по усмотрению кредиторов он или продавался в холопы, или получал отсрочку в уплате (ст. 54 Розш. ред). В случае злостного банкротства, когда неплатежеспособный купец одалживал у гостя из другого города или иностранца и не возвращал долг, он продавался вместе со всем его имуществом.(ст. 55 Розш. ред.).

Брачно-семейное право до принятия христианства регулировалось обычным правом, которое допускало многоженство, похищения невест. Известно, что князь Владимир Великий имел пять жен и наложниц. После принятия христианства семейное право развивалось в Киевской Руси в соответствии с византийского канонического права. Устанавливалась единобрачие (моногамия). Церковь запрещала заключения брака с представителями других конфессий, уклонялась освящать браки между людьми, которые принадлежали к разным социальным состояний. Осложненной была процедура развода. Оставляя жену без достаточных на то причин, человек должен был предоставить ей значительную материальную компенсацию, а также выплатить штраф в пользу церкви. Размер его зависел от социального положения супругов.

Русская Правда и другие источники права не отличали уголовное правонарушение от гражданско-правового. Нанесение потерпевшему физического, материального или морального ущерба определялось как “оскорбление” (преступление). Субъектами преступления были только свободные люди. За холопов и челядинів материальную ответственность несли их владельцы, что, однако, не исключало применения к нему физического воздействия. Жизнь, честь и имущество представителей господствующих классов защищались санкциями строже, чем жизнь, честь и имущество простых людей. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 3 Розш. ред. Русской Правды: “если кто убьет княжеского мужа в разбое, а головніка не ищут, то вервену платит тот, в чьей верві лежит председатель - 80 гривен, а за простолюдина - 40 гривен”. Относительно возраста, с которого наступает уголовная ответственность, то таких данных источника древнерусского права не содержат. Русская Правда различает субъективную сторону преступления, умысел и неосторожность. Так, если убийство совершено в состоянии аффекта, случайно (“в пиру”), винный нес ответственность вместе с общиной (ст. 4 Розш. ред.). Когда же умышленное убийство (“стал на розбой”), “то за разбойника люди не платят, но відадять и всего с женою и с детми на поток и разграбление” (ст. 5 Розш. ред.). Достаточно просто решалась проблема соучастия: распределение функций не осуществлялся и все соучастники преступления отвечали поровну. Преступления делились на следующие виды:

  • против княжеской власти (восстания, перевіт - переход на сторону врага);
  • против церкви и христианской морали (вероотступничество, церковная татьба, уничтожение крестов, раскапывание могил, волшебство и т.п.);
  • против личности (убийства, телесные повреждения, избиение);
  • имущественные (разбой, кража, повреждение, незаконное пользование чужим имуществом, присвоение утерянных лошадей, оружия, одежды и т.п.);
  • против семьи и нравственности (разврат, многоженство, сожительство с монахиней, кума с кумой, изнасилование, сексуальные извращения и т.п.).

Наказание, по Русской Правдой, были достаточно мягкими. До монголо-татарского нашествия Русь (едва ли не единственная в Европе) не знала смертной казни как юридически санкционированного убийства. Правда, летопись свидетельствует ее применения в отдельных случаях за государственные преступления. Так, в 1068 г. были казнены через повешение участники восстания против княжеской власти. За обычай существовал и кровная месть, которую сыновья Ярослава Мудрого заменили на денежную веру (ст. 2 Розш. ред.). Высшей мерой наказания были поток и разграбление, когда имущество преступника конфісковувалося, а его вместе с семьей выгоняли из общины или превращали в холопов. Распространенными были денежные наказания (вера и продажа), которые взимались в пользу князя. Вера присуждалась за убийство и составляла 40 гривен, а продажи в размере от 3 до 12 гривен - за другие преступления. За убийство княжеского мужа, как уже отмечалось, уплачивалась двойная вера. Это были ощутимые материальные взыскания, если принять во внимание, что за 2 гривны можно было купить корову или до десяти баранов. Стоит отметить, что Владимир Великий, видимо, под влиянием византийского права, сменил веру на смертную казнь, но ненадолго, потому что это негативно отразилось на прибылях государственной казны. Известна и дикая вера, которую платила верв, когда на ее территории находили убитого, а убийцу по каким причинам община не выдавала (не удалось разыскать и т.п.). Деньги выплачивались родственникам убитого (головничество), а также пострадавшим от оскорблений (урок).

Судебный процесс носил соревновательный (обвинительный характер, стороны в нем были равноправными. Он начинался с заклича - публичного заявления потерпевшего о пропаже и ее приметы (ст. 32 Розш. ред.). Хотя четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом не было, определенные процессуальные действия могли применяться только в отношении уголовных дел. Например, гонение следа, - то есть поиск преступника по его следам. Если след вел к верви, она должна была выдать виновного или платить дикую веру. Специфической процессуальным действием был свод: когда лицо, в которой была найдена чужая вещь, объявляла себя добросовестным приобретателем. Приобретатель указывал на того, у кого он ту вещь приобрел (“пойди на свод, кде есть взял”, - ст. 35 Розш. ред.), тот в свою очередь мог указать на третьего и т. д.

Судебными доказательствами считались: показания видоків очевидцев (правонарушения), послушаний (свидетелей доброй или недоброй славы подозреваемого), внешние приметы, вещественные доказательства, собственное признание. В случаях, когда не было других доказательств, могла применяться присяга (рта), что сопровождалось целованием креста, а также суды божьи (судебный поединок, ордалії - испытание водой или раскаленным железом). При испытании водой подозреваемого бросали связанным в воду, и если он тонул, то считался невиновным. При испытании раскаленным железом, невиновным признавался тот, у кого не оставалось следов ожогов. Решение суда выносились в устной форме, а к их выполнению привлекались специальные должностные лица (верующие, например, собирали уголовные штрафы за убийство).

Право Киевской Руси создавалось и совершенствовалось в процессе эволюции Древнерусского государства. Среди основных его источников был обычай. На нормах обычного права базировались писаны источники права: международные договоры, княжеское законодательство, церковные уставы. Важнейшим памятником древнерусского права является Русская Правда, где наиболее полно представлены характерные для того времени правовые нормы. Право Киевской Руси было правом привилегий. Его нормы охраняли собственность и обеспечивали привилегированное положение господствующей феодальной слои. Феодально зависимое население находилось вне закона.



Назад