Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

5.3. Государственный строй


Во второй половине XIV в. после вхождения украинских земель в Литву и образования Великого княжества Литовского некоторое время здесь хранился старый удельный устройство. Во главе государства стоял Великий князь. Взаимоотношения между Великим князем и местными князьями имели васальний характер. Местные имели широкую автономию во внутренних делах, но на требование Великого князя должны были участвовать в военных походах со своим войском и платить дань (підданщину). По правления Витовта и его преемников в первой половине XV в. местные княжества стали провинциями единого государства; устранены удельных князей, которые с вассалов превратились в слуг Великого князя и постепенно смешались с верхушкой служилого дворянства. Привилегия 1434 г. окончательно закрепил урон государственнических прав местных князей и превратил их в подданных Великого князя.

В XV в. власть Великого князя значительно усиливается. Он имеет широкие полномочия в вопросах внутренней и внешней политики объявляет войну и заключает мир, назначает и освобождает с должностей высших должностных лиц; он - верховный главнокомандующий войска, распорядитель государственного имущества и денежных средств, а также выполняет функции высшего суда. Однако, в конце века расширилась компетенция другого важного органа государства господ-совета, который сформировался из самых влиятельных вассалов Великого князя (удельных князей, магнатов, бояр, господ, в том числе и украинских, церковных иерархов) и действовал сначала при нем как совещательный орган. За привилегией 1492 г. важнейшие государственные дела князь решал совместно с господами-советниками. Это касалось вопросов внешней политики, издание и отмены законов, назначение и увольнение высших чиновников, осуществление расходов из государственной казны, судебных решений. Возросло не только компетенция, но и количественный состав господ-совета, который насчитывал уже 80 человек. Привилегия 1506 г. еще больше укрепил правовое положение совета. Теперь, если мысли господ-советников не совпадали со взглядами князя, последний должен был подчиниться совету. За отсутствия Великого князя рада должна управлять всей внутренней и внешней политикой, - с правом объявлять войну включительно.

По примеру Польши появился новый коллегиальный, более представительный орган - Тельный (общий) сейм. Первоначально так называли съезды феодалов, а также литовской, украинской и белорусской шляхты. В 1507 г., по поводу сбора средств на войну с Россией впервые состоялся сейм, где, кроме магнатов и чиновников, принимала участие шляхта. С 1512 г. шляхта начала выбирать на сеймы по два представителя от уезда. Первый Литовский статут 1529 г. признал Большой Тельный сейм как государственный орган. Совет стала одной из палат сейма - “лавицею”, до второй палаты - “круга” - входили представители шляхты.

Центральное управление осуществляли высшие чиновники. Сначала Великий князь назначал их лично, потом - по согласованию с господами-советом и сеймом. Важнейшими из них были маршалки: маршалок земский (ведал княжеским двором и председательствовал за отсутствия князя на собрании господ-совета), маршалок дворовый (ведал княжеским двором), маршалок из судебных дел, маршалок дипломатии. Государственной канцелярией ведал канцлер, а его заместителем был подканцлер. Заведовал финансами подскарбий земский, а его заместителем был подскарбий дворовый. Войском командовал гетман земский, а его заместителем был гетман польный. Были и другие правительственные чиновники (стольник, ловчий, кухмистер, кравчий, кравчий и т.п.), которые кроме придвірських функций выполняли государственные поручения - административные, судебные, дипломатические.

Местное управление после ликвидации удельных княжеств в землях и волостях осуществляли наместники, а позже - старосты и воеводы, которых назначал Великий князь. Они собирали налоги, творили суд, организовывали оборону территорий, следили за порядком. Аппарат местного управления составляли служащие с древнерусскими названиями (тиуны, дітські). Позже появились возни, которые были помощниками старост и выполняли судебные решения, хорунжие, городничі, мостівничі.

Суд сначала был аналогичный суда Киевской Руси, но в конце XIV в. очертилась несколько иная судебная система. Высшей судебной инстанцией считался великокняжеский суд, который имел неограниченное компетенцию. Дела по обвинению князей, бояр, чиновников, дела о лишении феодалов чести, обвинения в антигосударственных преступлениях, а также жалобы на решения нижестоящих судов князь рассматривал единолично и сам выносил решение. Позже важные дела начали рассматриваться князем совместно с господами - советом.

Иногда паны-рада судили без князя, однако этот суд так и не сформировался в отдельное судебное учреждение. Через большое количество дел князь поручал служащим из ближайшего окружения творить суд, но эти суды (маршалу, асесорські) имели временный характер. Существовала звено территориальных судов, где судопроизводство осуществляли наместники, старосты, воеводы. Действовали также церковные суды и суды феодалов - над зависимым населением. Привилегией 1457р. феодальные (доменіальні) суды были официально узаконены, а Судебник Казимира 1468 p. урегулировал их компетенцию. От времен Киевской Руси на великокняжеских землях существовали “копні" (общественные, или бывшие “вервні") суды.” Население определенной территории в такой способ об'єднувалось для разрешения гражданско-правовых споров и самозащиты от преступных элементов. В Литовсько-Русский государстве шляхта очень быстро освободилась из-под юрисдикции этого суда, и он превратился в собственное крестьянское суд. Существовало три вида копных судов: малые (копи соседей), большие (копи общины) и згромаджені (из жителей нескольких сел, а то и городков). Право принадлежать к членов копы имели только главы семей. Количественный состав суда не был четко определен и составлял, как правило, 10-20 человек. Заседание копного суда происходили в присутствии священника (во время составления участниками присяги) и представителя государственной администрации - возного. Копні суды рассматривали гражданско-правовые, семейные дела, а также дела об уголовных, преимущественно имущественные преступления. Судили, керуючися обычаями (здравым смыслом), а в случае необходимости могли опираться на закон. Характерно, что копні суды самостоятельно разыскивали обвиняемого, выносили судебные решения, которые были окончательными и выполнялись немедленно. Наибольшее развитие копных судов приходится на первую половину XVI ст. После Люблинской унии 1569 г. и юридического закрепощение крестьянства Третьим Литовским уставом 1588 г. копні суды постепенно были заменены доменіальними судами феодалов.

Однако, как свидетельствуют многочисленные источники, они существовали еще и в XVII - начале XVIII в., в частности, на Правобережье.

В середине XVI в. была проведена судебная реформа. На Бельскому сейме 1564 г. под натиском шляхты магнаты отреклись от права на привилегированную подсудность. Была создана новая система государственных судов:

• Гродские (или замковые), где рассматривались уголовные дела всех свободных состояний (шляхтичей, мещан, крестьян). Судопроизводство осуществлял единолично наместник, староста или воевода. За соблюдением формальной стороны судебной процедуры следил замковый судья, судебные книги вел судебный писарь. Апелляционной инстанцией для этих судов был суд Великого князя.

• Земские шляхетские суды (или шляхетские трибуналы) избирались шляхтой в каждом уезде. В их состав входили судьи, підсудки и писцы. Они судили шляхтичей во всех делах, кроме значительных уголовных (убийство, разбой, поджог, изнасилования и т.п.); заседания проходили три раза в год и длились две недели. Апеллировать на их решение можно было до суда Великого князя.

• Подкоморских суды, которые рассматривали земельные дела. Судопроизводство осуществлял подкоморий, который предназначался Великим князем. Заместителем его был коморник. Подкоморских суды согласно Второму Литовского устава 1566 г. создавались в каждом уезде.

 



Назад