Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

6.1. Общественный строй


Польская экспансия наложила определенный отпечаток на социальную и государственно-правовое развитие украинского общества. Господствующая верхушка общества (магнаты и шляхта) представляла собой социальную базу полонизации украинских земель. После Люблинской (1569 г.) и Брестской церковной уний (1596 г.) процесс присоединения украинских феодалов к польского панства и польской культуры происходит еще интенсивнее.

Экономической основой этих процессов был перераспределение земельных богатств в пользу группы польских, литовских, а также украинских феодалов (магнатов), которые, несмотря на национальное происхождение, принадлежали к польской политической элиты и представляли собой высший социальное положение Речи Посполитой. По постановлениям сейма и королевскими универсалами магнатам-землевладельцам раздают земельные богатства Брацлавщины, Волыни, Киевщины и Левобережной Украины. На этой территории в XVI в. создаются огромные латифундии, где бесконтрольно царили магнаты, которые считали себя “вице-королями” и “короликами”. Магнаты, в том числе и украинского происхождения, входили в состав сената в сейме Речи Посполитой, где пользовались правом “вето”. Третьим Литовским уставом им предоставлялось право юрисдикции не только крестьян, но и зависимых от них феодалов. Сами же они пользовались правом широкого судебного иммунитета и подлежали юрисдикции лишь королевского суда. Следовательно, в их среде сформировался самый высокий социальный слой (магнаты-сенаторы), который был решающей политической силой в государстве. Из представителей этого состояния сенатом каждые два года предназначались 16 сенаторов-резидентов, с которыми король должен был согласовывать свои действия.

Самой многочисленной группой феодального состояния на украинских землях была шляхта. Социальное положение шляхты долгое время было неопределенным и постоянно менялось. Разрозненность и недостаточная образованность объединила значительное количество ее представителей с низшими социальными слоями - зажиточными крестьянами и мещанами. В течение первой половины XVI в. неоднократно осуществлялись попытки, направленные на то, чтобы выделить шляхту и повысить ее социальный статус (1522 г. - постановление сейма о “вывод” шляхты; 1528 г. - перепись шляхты; 1545, 1552 pp. - составление списков шляхты во время ревизий-люстраций замков и старосте).

Конечном же формированию благородного состояния способствовала аграрная реформа, проведенная за “Уставою на волоки”(1557 г.). Теперь лица, которые не имели возможности документально подтвердить свое благородное происхождение, лишались шляхетства. Экономической основой процесса отделения шляхты от других состояний стал развитие хозяйственных фольварков. Фильварки представляли собой хозяйства шляхтичей, которые обрабатывались закрепленными за ними крестьянами. Шляхтичи оседали на лучших угодьях за счет насильственного захвата общинных земель, принудительной экспроприации или уменьшение размеров крестьянских наделов.

Усиление политической роли и экономико-хозяйственных функций шляхты привело к установлению режима “шляхетской демократии”. Постановлениями сейма в 50-60 годах XVI в. шляхту фактически уравняли в правах с магнатами. Вводятся представительские сословные органы шляхты - уездные сеймики, которые выбирали местные органы управления и послов на Тельный (общегосударственный) сейм. Принадлежность к благородного состояния отныне передавалась по наследству. Дарить шляхетство имел право лишь сейм, потеря же благородного состояния происходила по приговору суда или когда шляхтич поселялся в городе и занимался там ремеслом или торговлей. Вводится единый для магнатов и шляхты порядок прохождения военной службы. Постановлением сейма (1564 г.) введены общие для шляхты и магнатов выборные земские суды, в юрисдикции которых принадлежал рассмотрение всех гражданских дел. После Люблинской унии шляхетские права и привилегии были распространены и на верхушку украинских феодалов. Большинство же мелких феодалов, которые не смогли доказать свое благородное происхождение, были порабощены королевскими наместниками и старостами. Некоторые из них получил статус “замковых слуг” или “служилых бояр” и, обладая небольшими особняками, был обязан выполнять военные, административные и полицейские функции.

Духовенство составляло отдельную общественную категорию, к которой принадлежали не только священники, но и их семьи, весь церковный люд. Все они подлежали суду епископа. Принадлежность к социальной слои духовенства была наследственной. По образованию Речи Посполитой православная церковь потеряла привилегированное положение, а после Брестской церковной унии оказалась под угрозой полного уничтожения. Польская власть контролировала назначения на высшие церковные должности, отдавая предпочтение “послушным” священнослужителям. Православных отстранили от участия в управлении государством, их не назначали на высшие административные должности на местах. В условиях усиления католической экспансии православная церковь взяла на себя миссию политической репрезентации украинского народа, охранника национальных прав и традиций.

На украинских землях жили преимущественно крестьяне, которые по правовым положением делились на государственных, так как жили на королевских землях, и частновладельческих землях - феодалов или церкви.

Последних было больше, и по степени зависимости от феодалов они делились на три социальные группы. Первую составляли лично свободные крестьяне, которые имели право безусловного выхода от феодала после выполнения своих обязательств. Второй была группа полусвободных крестьян, которые еще имели право перехода, но с определенными ограничениями (выплаты выкупа, предоставление вместо себя “крестьянина-заместителя”). Это были и крестьяне-данники, они платили феодалу натуральные и денежные налоги. К третьей группе крестьян, которые полностью потеряли волю (право выхода), принадлежали “тяговые” и “работни” крестьяне. Они были лично зависимыми от господина и отбывали повинности преимущественно в форме барщины. Количество крестьян этой группы постоянно росла, увеличивалась их эксплуатация.

Процесс закрепощения украинского крестьянства стал еще интенсивнее после “Волочної” (аграрной) реформы 1557 г. За этим актом вводились одинаковые земельные налоги - для того, чтобы увеличить поступления в государственную казну; следовательно устанавливались и одинаковые земельные участки (волоки). Как уже отмечалось, основная часть волок оказывалась под хозяйственные фольварки, остальные - крестьянам. Остатки общинной крестьянской земли изымались. Вследствие этого значительно возросло число безземельных и малоземельных: загородників, которые имели небольшие усадьбы; халупників, которые имели лишь домик и огород; коморників и підсусідків, которые жили в чужих дворах. Стала более длительной барщина: с двух недель в год она возросла до двух дней в неделю.

За третьим Литовским уставом (1588 г.) крестьянин, который прожил на земле господина десять лет, приобретал статус крепостного. Вдвое, с десяти до двадцати лет, увеличивался срок розыска крепостных-беглецов. Феодалы получили право продавать, покупать, дарить, передавать по наследству, отдавать в залог, судить и наказывать своих крестьян.

Государственным крестьянам сначала жилось сравнительно легче. Но с появлением на королевских землях во второй половине XVI в. фольварков на них было накинуто иго тех же повинностей, что и крестьян барских.

Городское население по своим социальным положением составляло три основные группы: городской патрициат, собственно мещанство и городские низы.

На высшей ступени социальной иерархии находился небольшой по численности городской патрициат: влиятельные семьи богачей, богатейшие купцы и владельцы ремесленных мастерских. Аристократический прослойка городов образовывали преимущественно иностранцы. К тому же власть предоставляла иностранным колонистам широкие социально-экономические права, льготы и привилегии.

Собственно мещанство (“простонародье”, “бюргерство”) составляли обычные полноправные жители городов: средние и мелкие торговцы, ремесленники, мастера, владельцы небольших промыслов и мастерских. Бюргерство, недовольно привилегированным положением городской аристократии, находилось в оппозиции к ней и стремилось расширить свои права. Мещане-украинцы подвергались также национально-религиозных притеснений. Они были ограничены в праве заниматься торговлей и некоторыми прибыльными видами ремесленничества. И проживать могли только в определенном районе (в Львове это была Русская улица), как правило, в пригороде, а то и за пределами города.

Большинство населения городов составляли городские низы - “работные люди”, “партачи”, ремесленники, разорившихся подмастерья, ученики, голота, плебс. Усиление социального, национального и религиозного угнетения, эксплуатации городских низов заставляло голоту сопротивляться; время от времени через это возникали даже локальные конфликты.

Интенсивное развитие ремесла вызвал появление в городах объединений - цехов. Члены этих своеобразных профессиональных корпораций по социально-правовым состоянием не были равными. Полноправными считались лишь мастера; они имели высокую квалификацию и владели мастерскими, где работало несколько наемных подмастерьев и учеников. Возглавляли эти объединения цеховые старосты (“цехмейсте-ри”), которых выбирали из-посреди самых влиятельных мастеров. Они распоряжались имуществом, управляли делами цеха, осуществляли в ремесленных общинах судебные полномочия по гражданским, хозяйственным и мелких уголовных дел.

Социально-правовое положение городского населения зависело также и от категории города, где оно проживало. Скажем, жители королевских городов выполняли общегосударственные и городские повинности (рекрутировали пленников к королевского войска, строили и ремонтировали сооружения и пути, удерживали администрацию, городскую стражу и т.п.). Жители частновладельческих городов, кроме того, выполняли определенные повинности в пользу владельца и не могли без разрешения администрации покидать город. Жители самоуправляющихся городов, хотя и были юридически свободными, но также не освобождались от повинностей и налогов.

Казачество возникло как реакция на усиление крепостного права, ограничения национальных и религиозных прав украинского народа, основу которого составляли крестьяне-беглецы; они считали себя свободными людьми и селились в безлюдных степях Северной Украины. Казаки занимались земледелием, скотоводством, промыслами, ремеслами, их слободы и хутора, по сравнению с селами крестьян-крепостных, отличались большим благосостоянием. Но казачество не было однородным социальным слоем. На новые земли переселялись не только беглецы, но и зажиточные крестьяне, мещане и даже мелкие дворяне, которые имели широкие возможности для эксплуатации бедняков. Хотя формально каждый беглец, который прибывал на казацкие земли, доставал равные с другими права пользоваться общественными землями, участвовать в самоуправлении. Общественной организацией казачества была “громада”, которая, несмотря на доминантную роль состоятельного казачества, в основном базировалась на демократических принципах. Казацкие земли играли роль своеобразного буфера между Крымским ханством и владениями польских феодалов.

Реестровое казачество составляли приняты на государственную службу казаки, которых заносили в отдельный список (реестр). Численность их не была значительной и менялась в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств. Реестровые казаки освобождались от юрисдикции феодалов, старост, городских магистратов, підлягаючи исключительной юрисдикции реестрового войска. За службу они получали денежное жалованье и ряд привилегий (право на землю, на промыслы и торговлю, освобождение от налогов). 1638 г. была издана “Ординация реестрового войска Запорожского”, по которой верховное руководство реестровцами принадлежало коронному гетману. Военная и судебная власть сосредоточивалась в руках комиссара, которого выбирал сейм из числа шляхтичей. Есаулы и полковники назначались из шляхтичей, а сотники и атаманы избирались из числа казаков, которые имели заслуги перед польскими властями. Численность реестра составляла 6 тыс. человек. Используя реестровое казачество не только для охраны границ и военных походов, но и для подавления сопротивления народных масс, польская власть пыталась таким образом расколоть украинское общество.



Назад