Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

6.3. Государственный строй


После Люблинской унии 1569 г. государственный строй Речи Посполитой распространялся на украинские земли, принадлежавшие Польше (Галичина с Холмщиной), а также на те, которые ранее входили в состав Литвы (Волынь, Подолье, Киевщина с Задніпрянщиною).

Законодательная власть принадлежала Вальному (общем) сейма, который состоял из трех состояний: короля, сената, и посольской избы (сборные).

Государство возглавлял король, его, начиная с 1386 г., выбирали на особых сеймах. Итак, по форме правления это была дворянская республика во главе с королем. Государственный статус королевской власти определялся “Артикулами” Генриха Валуа, французского принца, избранного в 1572 г. королем Речи Посполитой. Он отказывался от наследования власти, обязывался вопросы войны и мира решать, учитывая мнения сената. Каждые два года король должен был созвать сейм, а если нарушал права и привилегии шляхты, она могла не повиноваться ему.

Сенат во главе с королем объединял высших должностных лиц Речи Посполитой. Сенаторы в сейме не голосовали, а лишь высказывали свое мнение, относительно обсуждаемого. Следовательно, сам король или, по его поручению, - канцлер формировали “конклюзію” - общий вывод сенаторов. Посольская изба состояла из 170 послов (делегатов), которых избирали на благородных уездных сеймиках.

Сейм имел исключительное право принимать законы, устанавливать налоги, определять направления внешней политики, санкционировать созыве ополчения. Постановления сейма могли приниматься только единогласно, потому что действовал принцип “свободного вето”.

Центральное управление осуществляли король и высшие должностные лица государства. Так, коронный маршал ведал королевским двором, коронный канцлер - королевской канцелярией, коронный подскарбий - сокровищницей короны; коронный гетман возглавлял польское войско.

Местное управление, судебная и военная власть на местах находились в руках господ и шляхты. Система органов местного управления создавалась в соответствии с административно-территориального деления. По Люблинской унии, Речь Посполитая была разделена на три провинции: Великую Польшу, Малую Польшу, в состав которой вошли украинские земли, и Литву. Провинции имели воеводства и поветы. В некоторых воеводствах, кроме уездов, хранились и такие административно-территориальные единицы, как земли. На украинских землях, входивших в состав Литвы, продолжали существовать волости, из которых складывались уезды. Своеобразный статус имели староства; они были как административно-территориальными, так и хозяйственными единицами, их предоставлял король за службу. Местными руководителями остались преимущественно воеводы. Дела уездов вели старосты, а центральных уездов, или комендантских замков, - кастелян. Во всех звеньях местного управления работал многочисленный штат должностных лиц - чиновников, писцов и т.д. Росту роли чиновничьего аппарата препятствовала шляхта, которая хранила значительное влияние на местное управление, прежде всего через шляхетские сеймики в волостях, земствах и уездах. На селе некоторое время продолжал действовать сельской лестниц, который выбирал сельского старосту, но с усилением феодальной эксплуатации исчезли и эти остатки общественного самоуправления. Воеводами и старостами в селах назначались управители. По частновладельческих земель, то здесь сами владельцы назначали на села управителей.

Управление городами было довольно пестрое и строилось в зависимости от категории города. В королевских городах администрацию формировала королевская власть, в частновладельческих - магнаты, шляхта, церковь, которым принадлежало город или городок. Местами мещанам позволялись некоторые элементы самоуправления: верхушкой мещан могли избираться одно - или двухпалатные ратуши, “радовці”, что помогали войту. В целом же владельцы городов - феодалы, а также королевская администрация вмешивались в социально-экономическую жизнь городов, обкладывали населения непомерными налогами и повинностями, а иногда и просто грабили. Поэтому мещане всячески (за определенное вознаграждение) добивались перевод королевской властью их городов на самоуправление на основе Магдебургского права.

Жители самоуправляющихся городов ежегодно выбирали магистрат, который состоял из двух коллегий - совета и лавы. К городского совета входили избранные, преимущественно из богатых мещан, радці (советники, ратмани). Радці выбирали из своего состава бургомистров (бурмістрів), которые председательствовали на заседаниях совета. Совет выполнял функции городской власти и суда по гражданским делам. Городской совет также избранных или назначенных скамью. В состав этого судебного органа входили лавники во главе с войтом.

Судебная система основывалась на сословном принципе построения общества и зависела от административной власти.

Высшими судебными инстанциями были сеймовий и королевский суды, где судились магнаты и родовита знать. В судебной звене преобладали созданные в уездах земские, гродские и подкоморских суды.

В земских судах, которые собирались на сессии трижды в год, рассматривались уголовные и гражданские дела шляхты. Апелляционными инстанциями для них были Коронный и Литовский трибуналы. Должностные лица земского суда (судья, підсудок и писарь) избирались уездными благородными сеймиками.

Самые тяжелые уголовные дела шляхты и других людей рассматривали гродские (городские, замковые) суды, где главными судьями выступали воеводы и старосты. Здесь также судили преступников, зао-полученных на месте преступления, и рассматривали дела о возвращении челяди и зависимых крестьян. Гродские суды делились на высшие и низшие. Высший - суд второй инстанции, в его состав входили главные судьи. Ниже действовал в составе наместника главного судьи, шляхтича и писаря. Заседание градских судов проходили ежемесячно и продолжались первые две недели. На гродские суды возлагалось также исполнение приговоров, в том числе и других судов уезда.

Функции установки пограничных знаков, рассмотрения конфликтов относительно границ земельных владений феодалов полагались на подкоморский суд, который действовал на Правобережной Украине на основании Устава 1566 г. Дела здесь рассматривал единолично судья - помощник.

Важная роль в судебной системе уезда принадлежала замковым канцеляріям, которые оформляли преимущественно имущественные сделки, регистрировали заявления о совершении преступлений и т.д. Согласно Волынским привилегией 1569 г., судопроизводство в судебных учреждениях уездов осуществлялось преимущественно “русской”, то есть на русском языке.

Магнаты и шляхта имели вотчинні (доменіальні) суды, где они лично, или по их поручению - управляющие имений вершили суд над зависимыми крестьянами. Дела рассматривались с учетом воли феодала и местных обычаев. Разновидностью, по сути, доменіального суда были суды владельцев в частновладельческих городах.

В самоуправляющихся городах основными видами судов были текущий и виложений. Текущий рассматривал преимущественно гражданские и хозяйственные споры и собирался не позднее, чем на третий день после подачи заявления истцом. Он работал в составе заместителя войта, нескольких бургомистров, советников и лавочников. К юрисдикции виложеного суда принадлежали уголовные и гражданские дела, а также дела, которые передавались на его рассмотрение текущим судом. Сессии виложеного суда созывались трижды в год и продолжались до двух недель каждая. Председательствовал на них войт. Судебные функции осуществляли также магистраты и ратуши. Магистратские суды гражданские дела рассматривали в составе совета во главе с бурмістром, а уголовные - лавой во главе с войтом. К рассмотрению самых тяжких уголовных дел (убийство, разбой, посягательство на жизнь шляхтича и т.д.) привлекался городской староста. В ратушних городах судопроизводство осуществлялось при участии войта или бургомистра под председательством городского старосты или иного чиновника. Судом второй инстанции, где можно было обжаловать решение городских судов, выступал підвоєвода.

Церковные суды, роль которых на украинских землях была значительной, делились на духовные, доменіальні и монастырские. Духовные рассматривали дела о нарушении христианских канонов церковных обрядов, норм морали, о разводе, супружескую измену, имущественные споры между супругами, о наследство и т.п. Юрисдикции доменіального суда подлежали мелкие гражданские и уголовные дела подвластных церкви людей, крестьян, живших на церковных землях. Аналогичными правами пользовались суды монастырские. Судебные функции выполняли церковные иерархи (епископы, протопопи). Высшим церковным судом был консисторський суд митрополита.



Назад