Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

7.2. Общественный строй


Освободительная война во многом изменила социальное лицо украинского общества. Вместо польской элиты господствующее положение занимают украинские феодалы, так называемая новая шляхта. До этого состояния входила и часть старой шляхты, которая не была окончательно полонізована и поддержала борьбу украинского народа за независимость. Права этой шляхты на земельные владения были подтверждены гетманскими универсалами. Хотя ее роль в обществе была достаточно влиятельной, через свою мало многочисленность она не создала отдельного господствующего положения. Ярким свидетельством победы элитизма стало возникновение “знатного военного общества" в результате социального отделения казацкой старшины от основной массы казачества.

Это был новый аристократический слой, состоящий из трех разрядов или уровней, каждый из которых наделялся соответствующими привилегиями и льготами. Его верхушку составляло “бунчукове общество”, к которому универсалами гетмана заносятся особо заслуженные представители казацкой верхушки. Это были лица из непосредственного окружения гетмана (“находились под бунчуком”). Они подлежали исключительной юрисдикции гетмана или генерального суда. их должности и собственность впоследствии становятся наследственными. К категории знатного принадлежало “военное общество” членов военной канцелярии и тех, которые выполняли его поручения, а также “значково общество", члены которого находились при генеральных старшинах и полковникам. Благодаря привилегиям и вольностям, полученным от Б. Хмельницкого, господствующая верхушка закрепила за собой исключительное право на промыслы, оптовую торговлю, была освобождена от уплаты таможенных пошлин и налогов. Прежде всего “знатные товарищи” и шляхта были землевладельцами. Они приобретали земли как плату за несение службы (“ранговые земли”), путем “заимки” (захват свободных земель, преимущественно на юге Украины), покупали и захватывали казацкие и крестьянские земли.

Составляя в 1735 г. менее 1 процента населения, они владели 50 процентов земель. Несколько династий, из которых выходили гетманы и генеральная старшина, имели огромные латифундии. Так, в И. Мазепы было 19,7 тыс. имений, в И. Скоропадского - 18,8 тыс, в Д. Апостола - 9,1 тыс. В правление Екатерины II земельные угодья украинских феодалов значительно увеличились. Практиковались пожалования земель царями украинским феодалам на территориях, недавно присоединенных к России (в частности в Крыму и на Кавказе), а российским - в Украине. В соответствии с царских указов 1764 г. состоялась нобилитации (предоставлен дворянство) украинской старшины, а в 1785 г. - всей украинской шляхты, что способствовало укреплению проімперської ориентации украинских феодалов.

Украинское духовенство по традиции делилось на белое и черное. Белое духовенство, хотя и не подлежали юрисдикции государства, но не отделена от общества. Будучи высокообразованным, оно занималось не только церковным, но и общественными делами. За правовой признаком эта часть духовенства приближалась к знатного общества. Черное духовенство находилось под опекой гетманской власти, которая постоянно увеличивала монастырское землевладение. В середине XVIII ст. 17 процентов земельной собственности была монастырской.

Казачество после победы в национально-освободительной войне получило широкие привилегии. Все казаки, которые служили в армии, считались реестровыми. За службу им предоставлялись земельные наделы. Они пользовались свободой торговли, освобождались от налогов. Им было даже предоставлены привилегии, которыми раньше пользовалась шляхта: производить водку, принуждать крестьян отбывать барщину. Однако рост влияния казацкой верхушки привело к тому, что простых казаков отстранили от участия в советах, они потеряли право выбирать старшину.

В XVIII в. социально-экономическое положение рядового казачества ухудшилось. Все обтяжливішим для казаков становился обязанность за свой счет принимать участие в частых войнах царской России. К тому же их заставляли строить фортификационные сооружения, дороги, каналы, осушать болота на севере России. Длительное отсутствие казаков дома лишала их возможности заниматься хозяйством. Многие из них, не имея состояния, чтобы отбывать военную службу, становились зависимыми от старшины, фактически переходили к состояния крестьян. Вследствие упадка казачества его численность в 1730 г., по сравнению с 1650 г., уменьшилась более чем вдвое. Одновременно происходило дальнейшее расслоение казачества, определилась его иерархическая структура. В 1735 г. по указу царского правительства реестровых было разделено на две категории: выборных (более зажиточных, боеспособных) и подпомощников (слишком бедных, чтобы купить военное снаряжение). Основным назначением выборных казаков была участие в военных походах. Підпомічники же должны были служить богаче товарищам и старшине, работать в их хозяйствах. На них возлагались такие же обязанности, как и на крестьян, хотя и вдвое меньше по объему. Существовала еще одна группа, которую составляли обедневшие, безземельные казаки - соседки. Они жили и работали в хозяйствах выборных казаков и подпомощников, которые их одевали и кормили. Закон предоставлял им право, в отличие от посполитых, свободно передвигаться в поисках лучших условий жизни, вообще переходить к зажиточной слои, если они заводили собственное хозяйство.

Но эти изменения не спасли казачество от упадка. Хотя в 60-е годы XVIII в. в реестре числилось около 176 тыс. выборных казаков и около 200 тыс. подпомощников, - боеспособными из них были только 10 тыс. К концу века большинство бедных казаков опустилась до уровня государственных крестьян. Исчезновение потребности в традиционной охране границ, экономические трудности, отсталость в военном деле привели к тому, что казачество в Украине фактически перестала существовать.

Крестьянство, которое по польской суток находились в закріпаченому состоянии, после победы в освободительной войне получило свободу. Крестьяне жили на землях, принадлежавших государству, платя за это налоги. Причем в правовом положении были почти приравненные к казачества. Казаки служили государству военной службой, крестьяне - трудом. Казак, который был не в состоянии нести военную службу, записывался в крестьяне, и наоборот: крестьянин, который хотел служить, приобретая необходимую амуницию, легко становился казаком. Итак, национально-освободительная война украинского народа была и социальной революцией, в результате которой было ликвидировано крепостничество. Но еще за Хмельницкого появляются признаки реставрации старых порядков. Универсалами гетмана 1654-1656 pp. подтверждалось право монастырей на земле. Также им было разрешено в дальнейшем собирать оброк с крестьян, которые должны были выявлять “привыкшее послушенство”. Одновременно такого же “послушанию” крестьян требовалось и к шляхты, и казацкой старшины, что получали поместья за службу. Украинские крестьяне постепенно теряли волю. За универсалом И. Мазепы в 1701 г. крестьянам устанавливалась барщина до двух дней в неделю. Кроме труда на барский земли, крестьяне должны были отдавать часть своего скота, птицы, выполнять хозяйственные работы, платить на содержание войск, сооружение дорог и тому подобное. В 1739 г. генеральная военная канцелярия ограничила переселение крестьян условиями выполнения всех повинностей и наличии на это разрешения господина и местной администрации. За универсалом К. Разумовского от 22 апреля 1760 г. крестьянин получал возможность перехода только по письменному разрешению феодала, оставляя ему свою недвижимость. 1763 г. этот универсал подтверждается царским указом. Последний шаг к закрепощению крестьян сделала Екатерина II. Согласно ее указа от 3 мая 1783 г. крестьяне должны были оставаться на тех землях, где они находились во время последней переписи населения.

Мещане были юридически свободными, но политически бесправными людьми. Исследователи считают, что их положение приближалось к положению государственных крестьян. Они платили налоги в городской и гетманской сокровищниц, выполняли немало повинностей. Иногда подушный налог мещан превышал тот, что накладывался на государственных крестьян. Через то в собственных городах они иногда имели меньше магазинов, чем казаки, освобождены от налогов и местного пошлины. В годы освободительной войны большинство городов потеряли самоуправление по магдебургскому праву и подлежали казацкой администрации. Исключение составляли только крупные города, которые имели магистраты и пользовались определенными торговыми и промышленными привилегиями. Также здесь избирался войт, который выполнял судебные функции. Во главе меньших городов и городков были казацкие атаманы и совета (ратуши), что подчинялись полковой администрации. В ратушних городах права городских жителей ограничивались казацкой администрацией, которая определяла для них виды и размеры налогов и повинностей.

Оживление городской жизни прослеживается с середины XVIII ст., когда растет численность магистратских городов. К концу века магдебургское право получили почти все города Левобережья. Повышается роль ремесленно-купеческой части мещан. Ремесленники объединялись по профессиональному признаку в цеха (гончары, портные, бондари и т.п.). Цеховые ремесленники делились на пожизненных и временных мастеров. Мастера эксплуатировали подмастерьев, учащихся и рабочих. Чтобы стать цеховиком, надо было иметь собственное хозяйство, которое производило ремесленную продукцию. И существовал возрастной ценз - 21 год. Право учреждать цеха, выбирать цеховые управы принадлежало только мастерам. Они пользовались налоговыми льготами, устанавливали монополию на производство и сбыт товаров, рассматривали мелкие судебные дела членов цеха.

Купцы, которые вели оптовую и широкую розничную торговлю, объединялись в гильдии. Гільдійське купечество мало налоговые льготы, но платило общественные собрания, несло определенные повинности (путевую, постойну и др.). В конце XVIII в. купцы были освобождены от рекрутчини и телесных наказаний. К купеческого сословия имел возможность записаться будь-кто из мещан, если у него был капитал 500 руб. Правовое положение купцов зависело от своевременной уплаты гильдийских взносов: неплательщик автоматически переводился до состояния мещан.



Назад