Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

7.3. Государственный строй


Мартовские статьи (1654 г.) определили государственный строй Украины (Гетманщины) таким, в котором тесно переплетались республиканские и монархические начала. Сохранялся военно-административный аппарат власти и управления, сложившийся во время национально-освободительной войны.

Во главе государства стоял гетман, которого выбирала Генеральный совет. Но уже в начале XVIII в. кандидатуру на эту должность определял царское правительство. Попытки некоторых гетманов (Б.хмельницкого, Д. Многогрешного, И. Самойловича) превратить гетманскую власть наследственной оказались неудачными. А когда в 1763 г. представители украинской старшины обратились к царского правительства в отношении наследования гетманства родом Розумовсько-го, то в ответ Екатерина II отменила институт гетманства как таковой. Понятно, что наследственное гетманство, в условиях феодализма не только бы значительно усилило статус правителя (гетмана), а также юридически оформило дальнейшее существование Украинского государства. Срок пребывания гетмана на посту не определялся; считалось, что выбирали “доживотно”, то есть пожизненно. Хотя в гетманских статьях 1669 г. и 1672 г. предусматривалось право Генеральной старшины сместить гетмана в случае его измены. Некоторые военачальники (Ю. Хмельницкий, И. Выговский) сами составляли полномочия на Генеральном совете. Новоизбранный гетман присягал на верность царю, после чего получал царскую грамоту на гетманство и клейноды - знаки гетманской власти. Избрания нового гетмана сопровождалось составлением статей, которые определяли взаимоотношения Украины и России, гетмана и царя. Гетманские статьи назывались по месту их подписания: Переяславские (Ю. Хмельницкого, 1659 г.), Батуринские и Московские (И. Брюховецкого, 1663, 1665 г.), Глуховские (Д. Многогрешного, 1669 г.), Конотопские (И. Самойловича, 1672), p. Коломацкие (И. Мазепы, в 1687 г.), Решетиловские (И. Скоропадского, 1709 г.), “Решительные пункты” (Д. Апостола, 1728 г.). По содержанию эти акты имели преимущественно конституционный характер. Однако с течением времени они все больше ограничивали права гетманов и старшины.

Гетману принадлежала высшая законодательная власть: он выдавал универсалы, что имели статус высших законодательных актов. Как глава исполнительной власти гетман распоряжался государственными расходами, организовывал сбор налогов, имел право на раздачу государственных земель. Гетман представлял государство во внешних отношениях, был выше военачальником, часто сам назначал генеральную старшину и полковников. Гетман был высшей апелляционной судебной инстанцией, имел право утверждать судебные вирокі, иногда, по бунчукових товарищей и казацкой верхушки, самостоятельно рассматривал судебные дела.

Однако уже после Бы. Хмельницкого царское правительство всячески ограничивал полномочия гетманов. По Переяславскими статьями 1659 г. гетману не разрешалось принимать послов, участвовать в военных походах без предварительного разрешения царского правительства. Глуховские статьи 1669 г. запретили гетману прямые дипломатические связи с иностранными государствами. После перехода гетмана И. Мазепы на сторону Швеции в 1708 г. царское правительство значительно ограничил полномочия гетманской власти. Было отклонено предложенную старшиной кандидатуру на нового гетмана П. Полуботка, и гетманскую булаву И вручили. Скоропадскому. С 1709 г. власть гетмана ограничивается введением должности царского резидента, который осуществлял контрольные функции по гетманского правительства. В военных делах гетман подчинялся командующему русской армии в Украине. К тому же Петр И самовластно осуществлял нужны ему перемещения среди чиновников Украины. С 1722 по 1727 pp. вместо должности резидента действовала Малороссийская коллегия. Хотя официально ее статус считался высшей апелляционной инстанцией, коллегия приняла на себя всю полноту власти. Без согласования с коллегией гетман не мог выдавать универсалы, приказывать полковникам. Коллегия контролировала поступления в ее распоряжение денежных и натуральных сборов, отныне все налоги шли в Россию. С 1734 г. по 1750 г. Украина была без гетмана. Делами Украины ведало Правления гетманского правительства, в состав которого входила одинаковое количество представителей высшего российского офицерства и казацкой генеральной старшины. Избрание 1750 p. K. Разумовского последним гетманом было разрешено императрицей Єлісаветою не столько из государственных, сколько из личных соображений. Двадцятидвохлітній Кирилл был родным братом морганатичного (без права престолонаследия) мужа императрицы. 1764 г. указом Екатерины II гетманство окончательно ликвидируется. Для управления Украиной снова было создано Малороссийскую коллегию, в которую входили по четыре представителя царского правительства и украинской верхушки. Коллегию возглавил российский военачальник граф П. Румянцев. После распространения на украинские земли в 1781 г. российской системы управления потребность в Малороссийской коллегии отпала. 1786 г. ее ликвидировали.

В системе управления Гетманщиной важную роль играли генеральная и старшинский совета. Генеральный совет зародилась во время национально-освободительной войны, о чем свидетельствует и ее первоначальное название: “Военный совет”. Сначала это было собрание казаков, и она имела преимущественно военное значение. Позже состав Генерального совета расширился за счет представителей духовенства и мещан и она приобретает определенных признаков высшего представительного органа. Хотя и не стала постоянно действующим органом и созывалась для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики, заключение мира. Генеральный совет не превратилась в орган власти, потому что не было определено организационных принципов ее работы, периодичности, порядке созыва. Это было собрание большого количества людей, даже - случайных и некомпетентных. Позже Генеральный совет пытались возродить гетманы - сторонники республиканского направления развития Украины (И. Выговский, П. Дорошенко). Функции представительного органа перебирает на себя сходка. Существовало три вида старшинских советов: а) совет гетмана с участием Коллегии генеральной старшины, которая имела постоянный характер; б) совет генеральной и полковой старшины, которая созывалась по необходимости; в) съезды старшин всех уровней, в которых могли участвовать представители духовенства, мещан. Совет в форме съездов старшин по традиции запорожского казачества собиралась дважды в год на Рождество и Пасху. При отсутствии гетмана сходка превращалась в высший орган управления государством. Это было, например, в 1672 г. после устранения от власти и ареста гетмана Д. Многогрешного, в 1722 г. после смерти гетмана И. Скоропадского. Сходка рассматривала вопросы внутренней и внешней политики, финансовые, налоговые дела. Совет выполнял и судебные функции при рассмотрении дел о государственных преступлениях. Известно, что за гетмана К. Разумовского на старшинской раде рассматривалась кодификация украинского права “Права, за которыми судится малороссийский народ”. Но в условиях усиления влияния правительства монархической России дальнейшее развитие элементов парламентаризма на украинских землях унеможливився.

Высшим военно-административным органом, генеральным правительством, с помощью которого гетман осуществлял гражданскую и военную власть была Генеральная военная канцелярия. Она образовалась еще в годы освободительной войны и действовала до упразднения гетманства в 1764 г. Пытаясь ограничить ее компетенцию, Петр i в 1720 г. изъял из ведения генеральной канцелярии финансовые и судебные дела, а в 1722 г. подчинил ее Малороссийской коллегии. Возглавлял Генеральную военную канцелярию генеральный писарь. Она разделялась на две части: коллегиальный (генеральная старшина) и распорядительную (украинские и российские чиновники). Коллегия генеральной старшины, как уже отмечалось, была постоянным советом при гетмане. Генеральную старшину выбирала сходка или назначал гетман. Генеральные старшины возглавляли отдельные отрасли управления. Так, генеральный обозный заведовал артиллерией, за отсутствия гетмана, исполнял обязанности наказного гетмана, руководил войском. Генеральные судьи, а с конца XVII в. их было два, рассматривали гражданские и уголовные дела, были советниками гетмана, выполняли его специальные поручения. Генеральный подскарбий контролировал финансы страны. С 1728 г. было уже два підскарбії - один россиянин, а второй - украинец. Генеральный писарь заведовал генеральной канцелярией, архивом, хранил государственную печать, выполнял поручения по международным делам. Существовала также и ниже генеральная старшина, функции которой четко не устанавливались. Она выполняла различные поручения гетмана. Однако известно, что генеральный хорунжий занимался охраной военного флага, генеральный бунчужный - гетманского бунчука. На генеральных есаулов, а их было два, могло полагаться выполнения дипломатических поручений, судебных расследований, а во время военных походов - даже обязанности наказного гетмана.

На местах управляли полковые и сотенные правительства, которые сформировались после освободительной войны. Территория Украины делилась на своеобразные военно-административные единицы - полки и сотни. Во второй половине XVII в. на Правобережье было 12 полков, а на Левобережье - 10. Во главе полкового правительства стоял полковник, которого выбирала полковая казацкий совет или совет старшин, или же его назначал гетман. Полковник был выше военачальником полка, он же возглавлял исполнительную власть на территории полка, осуществлял судебные функции, имел право раздачи земли за службу. В своей деятельности опирался на полковую старшину, которая избиралась на совете полка, и по функциям была похожа на генеральную (полковые обозный, судья, писарь, есаул, хорунжий). Вместе полковник и полковая старшина представляли собой полковой правительство. Сотня была самой низкой административной единицей. Сотник, его заместитель - атаман и сотенная старшина (писарь, есаул) выполняли функции сотенного правительства.

В XVIII в. произошли изменения в полково-сотенній системе территориального управления. Полковника назначал царское правительство, правда, из числа трех избранных на совете кандидатов. Значение полковой совета заметно упало, назначен полковник пользовался єдиноначальною властью. По аналогии перешли и к назначения сотников. Вместо советов организуются полковые и сотенные канцелярии, деятельность которых все больше носит бюрократический характер. В 1743 г. полковые канцелярии было приравнено к канцелярий российских губерний, а судопроизводство и делопроизводство подчиняется российскому законодательству. Несколько позже (1781 г.) полково-сотенный территориально-административное устройство было отменено и введено губернский разделение в соответствии с российским “Уложения о губерниях”.

Система управления в городах зависела от их статуса. Крупные города пользовались магдебургским правом, которое предоставлялось или подтверждалось гетманскими универсалами и указами царского правительства. Но наряду с магистратами в них действовали еще и полковые ли сотенные правительства. Казацкая старшина, постоянно вмешиваясь в дела города, сужала сферу городского самоуправления. Значительное количество городов имела статус ратушних, то есть не пользовалась магдебургским правом и еще больше зависела от казацкой администрации. В некоторых городах органы самоуправления возникали и функционировали на базе специфического украинского городского права (местных уставов), которое существенно трансформировало нормы магдебургского права в соответствии с местными требованиями.

Запорожская Сечь после 1654 г. сохранила самоуправления на основе прежних традиций общественно-политического строя и пыталась осуществлять независимую политику. В отношениях с Гетманщиной она играла роль оппозиционного центра, принимая всех, кто был недоволен политикой гетманов. Политические ориентиры Запорожье время от времени менялись. Царское правительство, учитывая необходимость охраны южных границ, вынужден был мириться с существованием Сечи. Переход кошевого атамана К. Гордиенко и его сторонников И. Мазепой на сторону Карла XII было использовано Петром И как повод для ликвидации Запорожской Сечи. Часть запорожцев с разрешения крымского хана на юге основала Олешковскую Сечь, в результате чего казачество было оторвано от Украины-Гетманщины. По просьбе гетмана Д. Апостола в 1734 г. императрица Анна Иоановна позволила запорожцам основать Новую Сечь. Был заключен договор между царским правительством и запорожцами вроде гетманских статей: Сечи возвращались все земли и подтверждалась ее автономия. За несение военной службы запорожцам выплачивалось 20 тыс. руб. ежегодно. Янв находилась в подчинении киевского генерал-губернатора, - главнокомандующего русскими войсками в Украине. В следующих русско-турецких войнах запорожцы воевали так хорошо, что императрица Екатерина II осыпала их похвалами и наградами. Однако автономное существование Запорожской Сечи в социально-политическом и экономическом отношении не вписувалось в систему самодержавия. Запорожье, которое не подверглось крепостничества и мало достаточно свободных земель, давало приют крестьянам-беглецам. Запорожцы неизменно принимали участие в крестьянских восстаниях против господ. Руководитель Колиивщины М. Зализняк был запорожцем. Немало запорожцев принимали участие в гайдамацком руси. К тому же среди самых запорожцев обычным явлением были социальные конфликты между богатой знатью и голотой.

В частности, в 1768 г. особенно ожесточенная схватка заставила старшину скрываться в соседних российских залогах и обратиться за помощью в российских войск для наведения порядка. После завершения русско-турецкой войны 1769-1774 pp. Запорожская Сечь потеряла и свое военно-стратегическое значение форпоста против турецкого и крымско-татарской агрессии. Возвращаясь с войны, русские войска под командованием генерала Текели окружили и разрушили Янв. 3 августа 1775 г. Екатерина II подписала манифест о ликвидации Запорожской Сечи. ее территорию было присоединено к Новороссийской губернии. Около половины всех запорожских земель было распределено между русскими вельможами, остальные переданы немецким и сербским колонистам. Кошевого атамана П. Калнышевского и часть казацкой старшины сослали до Соловков. Рядовым казакам позволили поступать на службу в казацкие полки или переходить в крестьянство. Значительная часть запорожцев была зачислена царским правительством к разряду военных поселенцев. Около 5 тыс. запорожцев нашли себе приют на турецкой территории, создав Задунайскую Янв вблизи устья Дуная.

Судебная система Гетманщины после 1654 г. состояла из Генерального военного суда, полковых, сотенных и общественных (сельских) судов. Высшей судебной инстанцией был Генеральный военный суд. Он действовал как суд первой инстанции по делам особой важности и состоял из генерального судьи и генеральной старшины. В разное время генеральных судей было от одного до трех. Согласно “Решительными пунктами” Д. Апостолу 1728 г. в состав суда ввели трех украинских и трех российских чиновников. Кандидатуры членов суда утверждались царем. Гетман стал президентом суда. Полковые суды в составе полкового судьи, полковника и полковой старшины рассматривали уголовные и гражданские дела. Они были судами второй инстанции в отношении сотенных судов. Сотенные суды действовали на территории сотни и по своему составу напоминали сотенный правления. Постепенно их значение уменьшилось, а сфера компетенции сузилась до рассмотрения незначительных споров между казаками. В городах суды находились под значительным влиянием казацкой администрации. Иногда это были атаманский суды с участием казацкой рады, которые пользовались обычным правом. В магистратских городах суды все еще действовали на основе магдебургского права. Гетман Д. Апостол инструкцией от 1 июня 1730 г. несколько разграничил компетенцию полковых, сотенных и городских судов. Юрисдикции гражданских судов подлежали как крестьяне, так и казаки, но их дела рассматривались отдельно. Кроме этих судов по Гетманщины существовали церковные, мировые, цеховые, третейских и ярмарочные суды.

В 1760-1763 гг. на просьбу старшины, что стремилась сравняться в правах с российским дворянством, было проведено судебную реформу. Она имела уравнять в подсудности все слои господствующего класса, ограничить компетенцию Генерального военного суда как суда первой инстанции для высшего старшины. Нужно было, наконец, отделить рассмотрение гражданских и уголовных дел, упростить судебную систему. В результате реформы было создано 20 судебных уездов, и в каждом основано земский суд по гражданским и подкоморский суд по земельным делам. Для рассмотрения уголовных дел было восстановлено деятельность градских (городских) судов во всех 10 полковых городах. Судьи избирались из числа казацкой старшины. Генеральный военный суд, в состав которого входило два судьи и по одному представителю из 10 полков, стал апелляционной инстанцией для новообразованных судов. Поэтому судебная реформа, отделив судебную систему от административной, имела, несомненно, положительное значение. В то же время она фактически возобновила судебную систему литовсько-польской суток.



Назад