Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

7.4. Правовая система


Формирование украинского государства, безусловно, повлияло на развитие украинского права. Но если после освободительной войны польский аппарат государственной власти было полностью ликвидировано, то в правовой сфере изменения происходили несколько иначе. Среди источников права было отменено лишь те, которые служили укреплению господства польской шляхты: “Устава на волоки”, “Ординация войска Запорожского”, сейму конституции. Другие же, в частности, Литовские статуты (1529, 1566, 1588 гг.), сборники магдебургского права, отдельные королевские и княжеские грамоты, постановления сейма частично продолжали действовать. Однако своеобразие правовой системы Гетманщины заключалась в том, что в ее основе лежало обычное право, которое в наиболее традиционной форме и полно действовало на Запорожской Сечи. Оно регулировало широкий круг общественных отношений, военно-административную организацию государственности, казацкую систему судопроизводства. Обычное право продолжало существовать в условиях ограничения украинской государственности в XVIII ст. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что его нормы учитывались всеми без исключения кодификациями и законодательством империи, что распространялось на территорию Украины. Важная роль принадлежала Мартовским статьям Бы. Хмельницкого, а также статьям, подписанными другими гетманами.

Это были правовые документы конституционного характера, определяющие правовое положение Гетманщины в составе России, нарушали главные вопросы внутренней жизни Украины. Видное место занимал также гетманское законодательство, в частности, универсалы, декреты, грамоты, ордера, инструкции, письма. Эти акты регулировали преимущественно административные и гражданские отношения. Среди них были как общеобязательные, так и те, определяющие правовое положение отдельных состояний, учреждений, хозяйств, человек. Статус подзаконных актов, направленных на реализацию актов царя и гетмана, имели универсалы и указы Генеральной военной канцелярии. Нормы российского законодательства действовали на Слобожанщине и в Новороссии, хотя и там в некоторых случаях, например, при рассмотрении мелких уголовных дел, еще придерживались обычного права. Начиная с XVIII в. российское законодательство все более распространялось на украинские земли, хотя не могло вытеснить нормы местного права. Отдельные российские законодательные акты, которые имели определяющее значение (Указ о єдиноспадкування 1714 г., Табель о рангах 1722 г. и др.), все ощутимее влияли на развитие общественных отношений.

Следовательно, в Украине действовали разные, во многом устаревшие правовые нормы, которые часто противоречили друг другу, или, наоборот, дублировались. Кардинальные изменения в общественной жизни с превращением России в абсолютную монархию также требовали унификации права. Царское правительство надеялось таким образом сблизить правовые системы Украины и Российской империи. Верхушка украинского общества, которая стремилась уравняться в правах с российским дворянством, видела в этом свой интерес. Одновременно казацкая старшина пыталась закрепить свои права и восстановить автономное положение Украины. Все это стало причинами частных украинского права во второй четверти XVIII в.

По просьбе гетмана Д. Апостола и казацкой старшины указом императрицы Анны от 28 августа 1728 г. была создана первая кодификационная комиссия. Она имела задачу составить проект Свода законов для Украины. Состав комиссии постоянно менялся, но в основном это были специалисты в области права, - высокообразованные люди, которые занимали высокие должности в гетманском правительстве. Комиссию возглавляли сначала генеральный судья И. Борозда, а затем генеральный обозный Я. Лизогуб. Для подготовки кодификации было использовано прежде всего “Порядок” (версию магдебургского права, которая чаще всего применялась в судах Украины), а также другие сборники магдебургского права, Литовский статут 1588 г., акты царской власти, церковного права, правовые обычаи, обобщение судебной практики.

Следствием деятельности комиссии стало появление в 1743 г. Свода (сборника), под названием “Права, за которыми судится малороссийский народ”. Составители создали собственную систему расположения материалов. Она значительно отличалась от тех, что применялись ранее, в том числе и в источниках, использованных при работе над кодификацией. Сборник состоял из 30 разделов, которые делились на 531 артикул и 1716 пунктов. Он сопровождался инструкцией кодификационной комиссии и алфавитным реестру, в котором были краткие пояснения содержания артикулов. В сборник прилагался “Степенний малороссийского воинского звания порядок после гетмана” - своеобразный казацкий табель о рангах. Свод содержал нормы государственного, уголовного, гражданского и процессуального права. Кодификация на почве оригинального украинского правового материала воспроизводила права и вольности украинского народа. Естественно, что такой документ противоречил интересам самодержавного правительства, и 1756 г., после длительного рассмотрения сборника Сенатом, он был возвращен К гетману. Разумовскому на доработку. После некоторых изменений и дополнений Свод представили на утверждение сначала Комиссии генеральной старшины (1759 г.), а потом Совета и генеральной полковой старшины (1763 г.). Подавляющее большинство старшины выступила против документа и требовала продолжения действия Устава 1588 г., который обеспечивал господствующее положение феодалов. Свод так и не стал официальным источником права, однако использовался как учебник по украинского права, его нормы применялись в реальной жизни и судебной практике.

Попытки систематизации украинского права продолжались. 1750 г. Ф. Чуйкевич заключил, а в 1758 г. окончательно завершил сборник “Суд и расправа в правах Малороссийских”. В основу сборника было положено идею восстановления сословных судов; разработаны правовые нормы, определяющие правовое положение таких судов и порядок судебного процесса. В полках должно быть основано должности судей земских, замковых и межевых, однако окончательное решение в судебных делах мало принадлежать старшинский верхушке.

Осуществлены и другие частные кодификации. Например, благоустроенный 1764 г. В. Кондратьевым сборник “Книга Устав и другие права малороссийские” стал пособием для судей. В 1767 г. создан систематизированный сборник норм государственного, административного и судебного права “Экстракт малороссийских прав”. Известны и другие попытки кодифицировать право в Украине, но, как и предыдущие, они не получили официального статуса.

В условиях укрепления феодальных отношений дальнейшее развитие основных отраслей украинского права устремился на закрепление сословных привилегий старшины и шляхты. В гражданско-правовой сфере основное внимание уделялось праву собственности на землю. В годы Освободительной войны произошло перераспределение земли, принадлежавшей польским магнатам и шляхте. Она стала государственной, и гетманскими универсалами, царскими указами предоставлялась в собственность казацкой старшине, украинской шляхте, монастырям. Кроме традиционных способов приобретения землевладений (наследование, дарение, купля-продажа, обмен, освоение пустошей), появились также новые: получение на ранг за службу, пожалования, давность владения, увлечения.

В правовом смысле все земельные владения делились на вотчины и держання (ранговые). Полково-сотенная система Гетманщины предусматривала распространение ранговых землевладений. Земля на ранг предоставлялась за службу старшине, в размере, который зависел от должностного положения, гетманом, полковниками, а также царским правительством. В наследство такие земли могли передаваться только при условии, что потомки будут нести службу. Однако, со временем обладатели ранговых земель добились закрепления их в собственность, использовав для этого переход казацкого войска в состав российского и уравнивание казацкой старшины в правах с русским дворянством. Рядовые казаки потеряли полученное в результате освободительной войны право свободно распоряжаться своими земельными участками и имели только право подворного землепользования. Итак, во второй половине XVIII в. в результате укрепления и расширения кріпосницьких отношений вотчинная система землевладения стала преобладать.

Распространение товарно-денежных отношений обусловило развитие обязательственного права. Обязательства вытекали из договоров (купли-продажи, обмена, займа, аренды имущества, личного найма) или причинения вреда. В качестве правовых гарантий выполнения договорных обязательств использовались: заключение договоров при свидетелях, письменная форма договора, письменные удостоверение заключения договоров, записи в актовых книгах и т.д. Невыполнение договоров, как и обязательства из причинения вреда предусматривали возмещение убытков имуществом или отработкой.

Брачно-семейные отношения регулировались преимущественно нормами обычного и церковного права. Обязательным условием заключения брака было согласие родителей на брак детей. Брак без родительского благословения приводил к лишение наследства. Согласие на брак молодых не была обязательным условием брака, хотя она, как правило, учитывалась. Брачный возраст по обыкновению для юноши 18 лет, для девушки - 16 лет. При заключении брака жена приносила приданое, а муж дарил ей вено - часть недвижимого имущества, что было своеобразной материальной гарантией брака. В случае смерти мужа или при расторжении брака по вине мужа это имущество становилось собственностью жены. С распространением российского законодательства жена потеряла право свободно распоряжаться своими вещами. Бракосочетание с мужем другого состояния изменяло и ее социальное положение.

Наследование осуществлялось как по закону (обычаю), так и по завещанию. По обычаю после отца наследовали имущество сыновья, а в случае их отсутствия - дочери. Сыновья наследовали землю, поделив ее на равные части. Младший сын наследовал также родительский дом. Личное имущество матери наследовали дочери. Внебрачные дети лишались права наследовать отцовское имущество и наследовали только личное имущество матери. Братья, унаследовав имущество, должны были выделить сестрам на приданое.

Уголовное право также развивалось. Преступлением считалось нарушение закона, причинения вреда жизни, здоровью, чести, имуществу лица. Самыми опасными считались преступления против государства (измена, оскорбление царя, фальшивомонетничество). За государственные преступления приговаривали к смертной казни, все имущество осужденных конфісковувалось, а семьи выселяли в Сибирь. Значительно распространились должностные преступления, особенно такие, как казнокрадство и взяточничество. К имущественных преступлений принадлежали кражи, ограбления, поджоги и другие способы уничтожения чужого имущества. Имущественные и должностные преступления карались тюремным заключением, телесными наказаниями, штрафами, конфискациями имущества. К смертной казни приговаривали за особо опасный вид преступления, как гайдамачество. Преступлениями против личности считались убийство, увечья, нанесение побоев, телесные повреждения. Смертная казнь применялась к убийц родителей, детей, старшины, а также за убийство на заказ или отравления. Среди правонарушений выделялись также преступления против семьи, морали, православной веры. Прелюбодеяние, противоестественные половые отношения наказывались, как правило, смертью.

Преступления различались преднамеренные, неосторожные и случайные. Постепенно детализируются такие институты уголовного права, как покушение на преступление, рецидив преступления, соучастие. Субъектами преступления могли стать лица, начиная с шестнадцатилетнего возраста. Психически больные не освобождались от уголовной ответственности, хотя это обстоятельство учитывалось при рассмотрении дела как такая, что смягчало вину. Совершение преступления в состоянии опьянения, наоборот, считалось обстоятельство, отягчающее вину.

Целью системы наказаний было запугивание, причинения мучений преступникам, возмещения вреда, причиненного преступными действиями, а также предотвращения новых преступлений. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая делилась на простую (отрубание головы, повешение, расстрел) и квалифицированную (четвертование, колесование, утопления, сожжение, посажения на кол, во-решение на крюк, закапывание живым в землю). Существовали также телесные наказания (отрубание руки, отрезание носа, ушей, языка, мучительные (битье палками, кнутами, розгами), позорные (привязка к позорному столбу на площади, восхождения на деревянную кобылу, публичное шельмование). Практиковалось заключения на небольшие сроки (“к повиновению”) в ямы, сараи и камеры при ратушах. С распространением российского законодательства, начиная с середины XVIII ст., применяются ссылки на каторгу. Такие наказания, как имущественные (конфискации, штрафы, выкуп) и изгнание за пределы села или города часто-густо применялись как дополнительные.

В процессуальном праве не было четкого разделения на уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальное. Однако в XVIII в. проявляется тенденция применения обвинувально-состязательного процесса при рассмотрении гражданских дел и следователя (инквизиционного) при рассмотрении уголовных дел. Процесс по гражданским делам начинался с подачи искового заявления, которое со времен гетмана Д. Апостола должна была подаваться в письменной форме. Уголовные дела возбуждались потерпевшими, заинтересованными лицами или государственными органами. Судебными доказательствами считались: собственное признание, показания сторон, свидетелей, вещи, документы, присяга. На стадии предварительного следствия по уголовным делам для получения доказательств могли применяться пытки и избиения. Однако их не применяли по господствующих слоев, лиц духовного сана. Решения и приговоры можно было обжаловать в вышестоящих инстанциях. Судебные решения выполняли специальные судебные исполнители - возни.

Благодаря национально-освободительной войне 1648-1654 гг. была создана украинская национальная государство, получившее международное признание. Присоединение ее к Московского государства обрекало Украину на постепенное ограничение и ликвидацию ее автономии. Сосуществование демократической в своей основе украинского казацкого государства и абсолютистсько-монархической России было возможно лишь как временное объединение, как реакция на внешнеполитические факторы. Своеобразие государственного строя Гетманского государства заключалась в том, что здесь тесно переплетались демократические и монархические начала, основой системы управления был военно-демократический строй.

В настоящее время Украина создала собственную национальную систему права. Важное место среди источников права принадлежит гетманским статьям, которые были своеобразными конституциями гетманского государства. Правда, они все больше ограничивали саму государственность Гетманщины. Ограничивалась и сфера применения гетманского законодательства, которое все больше вытеснялось законодательством царского правительства. Попытка собственной украинской кодификации права не приобрела завершенность и законодательного оформления через потерю Украиной государственности.



Назад