Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

8.1. Общественный строй на украинских землях


На начало XIX в. большая часть территории Украины входила в состав Российской империи. Изменения в общественном устройстве на украинских просторах, как и во всей империи, были обусловлены кризисом феодально-кріпосницьких отношений, формированием элементов нового, капиталистического строя.

Правящую верхушку украинского общества составляло дворянство, в которое на протяжении второй половины XVIII - первой половины XIX в. оформилась казацкая старшина и шляхта. На Левобережную Украину в 1785 г. было распространено действие “Жалуваної грамоты дворянству”. Старшина и шляхта приобрели личной и имущественной неприкосновенности. На них распространялось исключительное право дворян владеть землями, а также крепостными, которые их населяли. Лишить дворянина социального статуса или имущества можно было только по решению суда, утвержденным царем. На Украину распространялась также действие “Табеля о рангах”, законодательного акта Петра И от 24 января 1722 г., который устанавливал иерархическую структуру военных и гражданских чинов.

Дальнейшее уравнивание в правах украинской старшины и шляхты с российским дворянством происходило, прежде всего благодаря законам, которые выдавались в интересах господствующего слоя Украины. В 1801 г. было подтверждено предоставление прав российского дворянства господам на Слободской Украине. Указом “О Малороссийских чинах, дающих право на действительное или потомственное дворянство” (1835 г.) утверждались сословные привилегии и льготы для казацкой старшины и ее потомков. Каждый, кто доказал свое благородное происхождение, становился дворянином.

Политика самодержавия в отношении дворянства в условиях капитализации общества была направлена на укрепление этого состояния как социальной базы и опоры абсолютизма. Законом 1827 г. дворянам было предоставлено право создавать ремесленные производства, фабрики и заводы в городах без ограничения численности рабочих. Чтобы остановить процесс раздробления имений в 1845 г., принят закон о майорати. Отныне недвижимая собственность помещиков наследовалась старшими в семье.

Еще более протекционистского характера относительно дворянства, прежде всего его социально-экономического положения, приобрела политика царизма после реформ 1860-70-х гг. Собственно, по своей сути эти реформы были направлены на сохранение в новых социальных условиях политической власти и господствующего положения дворянства. Поместные дворяне, кроме доходов из огромных земельных площадей, что оставались в их собственности, отныне получали значительные средства от выкупных крестьянских платежей и арендной платы за землю. Дворянам предоставлялось право получать на льготных условиях кредиты в основанном в 1885 г. Государственном земельном банке, а также в частных земельных банках. Устанавливались льготы на реализацию сельскохозяйственной продукции, особенно сахара за границу.

Дворянство сохраняло господствующее положение и в политической организации общества. Ему принадлежала основная роль в органах земского самоуправления (за реформой 1864 г.). Земская контрреформа 1890 г. привела к еще большей преимущества дворянства в земствах. Судебная реформа (1864 г.) обеспечила доминирование дворянства в создаваемых судебных органах. Ему принадлежала судебно-административная власть на местах, поскольку исправники, а согласно закону 1889 г. участковые земские начальники предназначались преимущественно из местных потомственных дворян. Согласно Устава о воинской повинности (1874 г.) дворяне привлекались к военной службе, однако согласно установленного порядка они занимали офицерские должности. Дворянство поощрялось до поступления на государственную службу, именно представители этого состояния предназначались на высшие государственные должности. Итак, в целом дворянству удавалось сохранять господствующее положение в обществе. Однако попытка возродить дворянство на пережитках прошлого была обречена. Все глубже социальная пропасть, отделявшая дворян от других состояний, препятствовала развитию самого дворянства.

Буржуазия была новый социальный класс и развивалась по присущими всей стране закономерностями. Толчком для капитализации общества стали реформы 1860-70, pp. в результате которых возник рынок дешевой рабочей силы, произошло количественный рост буржуазии и укрепление ее экономического положения. Буржуазия пополнялась из представителей разных социальных сословий: дворян, горожан, зажиточных крестьян, которые становились предпринимателями. Наиболее интенсивно этот процесс происходил среди купечества, на основе которого развился торговый капитал и которое вкладывали значительные средства в различные отрасли промышленности.

В то же время формирование буржуазии в Украине имело свои особенности. Развитие капиталистических отношений здесь происходил более интенсивно вследствие притока иностранных капиталов. Довольно видное место заняла в Украине торговая буржуазия. Если традиционно ведущее место в структуре промышленности Украины занимало сахароварения, то в последней четверти XIX в. возрастает вес добывающей промышленности, металлургии, машиностроения. Благодаря промышленному переворота произошла дифференциация буржуазного класса.

Возникла промышленно-торговая и банковская буржуазия, которая представляла собой обособленную и небольшую по численности социальную группу. Значительная часть промышленной буржуазии в Украине была чужеземного происхождения - английского, бельгийского, немецкого, французского и др. Кроме промышленно-банковской буржуазии, существовали еще два слоя буржуазного класса: средняя и мелкая буржуазия, к которой в конце XIX в. принадлежало около 1,5 млн. человек (вместе с семьями). Это обусловливалось тем, что фабрично-заводская промышленность в Украине сосуществовал с мануфактурами, ремесленными мастерскими и кустарными производствами. Преимущественно в среде буржуазии сформировалась прослойка буржуазной интеллигенции: инженеры, врачи, адвокаты...

Расширению прав буржуазии способствовали земская, городская и судебная реформы. Именно представители буржуазии в соответствии с имущественным цензом получали доступ к городских дум и городских управ, земских органов самоуправления, а также к должностей в судебных органах. Итак, буржуазия занимала все более заметное положение в обществе, но сохранение феодальных пережитков оставляло ее бесправной в политическом смысле.

Духовенство, как и раньше, принадлежало к привилегированных слоев населения, оно освобождалось от личных налогов, повинностей, телесных наказаний и т.п. В то же время ему запрещалось заниматься торговлей, промыслами, владеть землями и крепостными. После третьего раздела Польши в 1795 г. на украинских землях начала расти количество церквей, которые возвращались из унии в православие. В 1839 г. был провозглашен “акт злуки” униатской церкви с православной. Украинская православная церковь вошла к Всероссийской православной церкви. Киевскую митрополию, епископские кафедры возглавляли предназначены Синодом выходцы из России. Однако в приходах оставались династии украинских священников. Духовные школы, семинарии и Киевская духовная академия были центрами возрождения украинского духовной жизни.

Городское население по действующим на украинских землях российским законодательством была разделена на категории: 1) почетных граждан; 2) гільдійське купечество; 3) мещан; 4) ремесленников, или цеховых; 5) рабочих людей. Кроме этих категорий среди городского населения были и дворяне, в городах их было значительно больше, чем в целом в стране. Они составляли привилегированную верхушку населения городов.

Почетные граждане представляли собой промежуточное звено между городским дворянством и остальным населением городов. Это звание получали, как правило, состоятельные купцы и представители недворянських слоев, которые занимали на гражданской службе должности от 14 до 10 рангов. Почетные граждане освобождались от подушного налога, рекрутской повинности. Они имели право быть избранными на городские общественные должности. По ним не применялись телесные наказания. Лишение статуса почетного гражданина происходило только по судебному решению или в случае его вступления в ремесленного цеха.

В зависимости от материального состояния купечество делилось на гильдии, которые имели свой корпоративный строй. Для подавляющего большинства украинского купечества доступ к привилегированным второй, особенно - первой гильдии, которая давала право на международную торговлю, был ограничен цензом капиталов. В пореформенный период начали заниматься торговлей и дворяне, и мещане, и крестьяне. Купеческий состояние вырос количественно и увеличил торговые капиталы. Представители богатого купечества вкладывали средства в различные отрасли промышленности, особенно сахароварения и угледобывающую, и становились капиталистами.

Самую многочисленную группу городского населения составляли, собственно, мещане. Они служили в государственных и частных учреждениях, работали на заводах, фабриках, имели право заниматься торговлей и промыслами, быть владельцами домов, другой движимой и недвижимой собственности. Мещане считались налоговым состоянию и платили подушная подать, налоги на строительство дорог, служили в армии и несли другие повинности.

Ремесленники, которые проживали в городах и работали в небольших мастерских, объединялись в цехи.

Работные люди появились в городах Украины в начале XIX в. Это была новая социальная группа, вне городских сословий. Основным источником их существования была работа по найму, а социальными признаками - отсутствие собственного жилья и постоянного места жительства. В пореформенный период происходил процесс количественного роста рабочего класса, который пополняли обнищавшие крестьяне. Начали формироваться и постоянные кадры рабочих, в первую очередь среди металлистов, шахтеров. Наиболее интенсивно процесс образования рабочего состояния происходил в крупных промышленных районах, на Донбассе, Криворожье.

Через отсутствие фабричного законодательства рабочие до конца XIX века находились фактически в бесправном положении. Они считались податним состоянию, должны были нести воинскую повинность. Условия их жизни и труда были очень тяжелыми. Рабочий день - законодательно не урегулировано. Он длился по 12 -13 часов, заработная плата была низкой и не удовлетворяла жизненных потребностей. Лишь в начале 80-х годов под влиянием рабочих забастовок царское правительство начал издавать законодательные акты, регулирующие трудовые отношения.

Крестьяне в первой половине XIX в. по социальным положением делились на крепостных и государственных (по состоянию на 1857 г. соответственно 5,3 млн. и 5,2 млн. человек).

Крепостные считались собственностью дворян-помещиков, которые имели о них всю полноту административной, полицейской и судебной власти. Основной формой эксплуатации крепостных была барщина. Официально она составляла два-три дня в неделю. Но помещики, пользуясь распространением на украинские земли русской урочной системы, давали крестьянам такие задачи (уроки), которые невозможно было выполнить в указанные сроки. Поэтому иногда барщина доходила до шести дней в неделю.

Для усиления эксплуатации крепостных их переводили на місячину, то есть у них отбирали наделы, через то они обязывались работать за месячное содержание (паек и одежда). В условиях возникновения и распространения перерабатывающих предприятий они превращались в крепостных рабочих. Кроме того, крепостные платили налоги в пользу государства.

По инициативе малороссийского генерал-губернатора Д. Бибикова на Правобережье, где крепостнический гнет приобрел особо тяжких форм, в 1847-1848 гг. была проведена инвентарная реформа, которая имела целью упорядочить и уменьшить эксплуатацию крепостных. На основе инвентаря (описаний помещичьих имений) определялись границы земельных наделов крепостным, устанавливались размеры барщины: для мужчин три дня, а для женщин один день. Но помещики реагировали на эти нововведения негативно, и уже в декабре 1848 г. дополнения к инвентарных правил свели на нет уступки крестьянам.

Беспощадной эксплуатации подвергались и государственные крестьяне, которые платили денежную ренту, налоги и несли рекрутскую, возову, дорожную и другие повинности. Однако они жили на казенных землях и считались лично свободными. В первой половине XIX в. часть государственных крестьян юга Украины получила статус военных поселенців. их жизнь жестко регламентированным и невыносимым, командование вмешивалось даже в личные и семейные дела.

На Правобережье с целью усиления эксплуатации государственных крестьян широко применялось перевод их на хозяйственное положение. Государственные земли предоставлялись в аренду помещикам, которые эксплуатировали крестьян, живших на этих землях, больше чем своих крепостных.

Несколько улучшила положение государственных крестьян реформа 1837-1841 гг., известная как реформа министра государственных владений графа Киселева. Увеличились земельные наделы крестьян, подушный налог заменялся поземельным промышленным налогом, в будущем запрещалось отдавать государственные земли в аренду. Крестьяне получали право создавать сельские и волостные органы самоуправления, а также сельские и волостные суды (расправы). Но самоуправления носило ограниченный характер, зависело от государственных органов.

В первой половине XIX в. участились протестные выступления крепостных и государственных крестьян, военных поселенцев, которые периодически перерастали в восстание. Усиливались социальные противоречия, которые обострила поражение России в Крымской войне (1853-1856 гг.).

Все это привело к краху феодально-крепостнической системы. 19 февраля 1861г. был объявлен манифест Александра II об отмене крепостного права. По “Общим положениям о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости” крестьяне становились лично свободными, они имели право самостоятельно решать свои семейные и хозяйственные дела (жениться, покупать недвижимое имущество, вести торговлю, брать подряды на выполнение работ, иметь ремесленные предприятия, записываться в цеха, вступать в купеческие гильдии). Органами крестьянского самоуправления были сельский сход и избранный им староста, волостной сход, волостной старшина, волостной суд.

В то же время крестьяне годами оставались экономически зависимыми от помещиков, ибо земли они должны были выкупать. К тому же помещики искусственно завышали цену на земле, и крестьяне в Украине должны были платить вдвое больше за реальную стоимость земель. До выкупа своего надела крестьянин не имел возможности воспользоваться большей частью личных прав, предоставленных реформой. Крестьяне и после освобождения оставались окремішнім ниже налоговым состоянию, обязанным платить подушную подать, нести государственные повинности. Итак, крестьянская реформа, хотя по своим социально-экономическим содержанием и была буржуазной, осуществлялась с учетом интересов дворянства.

Определенные изменения в социально-правовом положении крестьян вызвали и другие реформы. Так, после земской реформы (1864 г.) крестьяне избирали своих представителей (гласных) к земских учреждений.

Расширение личных прав крестьян и самые ощутимые изменения в аграрных отношениях связаны с принятием ряда законодательных актов, подготовленных при непосредственном участии председателя Совета Министров П. Столыпина, и потому получили название столыпинских реформ. Среди них особое значение имели царский указ от 9 ноября 1906 г. “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, который касается крестьянского землевладения и землепользования”, закон от 14 июня 1910 г. “Об изменении и дополнении некоторых постановлений о землевладения”, закон от 29 мая 1911 г. “О землеустройстве”. Эти законодательные акты инициировали и определяли порядок перехода от общинной крестьянской собственности на землю к “единоличных владений” в форме відрубного и хуторскому хозяйству. Составной частью аграрной реформы было переселение около 1 млн. крестьян с Украины в Сибирь. Однако острые социальные проблемы окончательно разоренных крестьян так и не были решены.



Назад