Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

8.2. Государственный строй


В XIX в. усиление поліцейсько-бюрократической самодержавной системы обусловило окончательную ликвидацию остатков автономии украинских земель. Созданные во второй половине XVIII в. наместничества стали, как в Центральной России, губерниями. В 1803 году их было девять: Волынская, Днепропетровская, Киевская, Николаевская (с 1812 г. - Херсонская), Подольская, Полтавская, Слободско-Украинская (с 1835 г. - Харьковская), Таврическая и Черниговская. Территории губернии делились на уезды. Часть губерний объединялись в генерал-губернаторства. Так, 1802 г. из Волынской, Киевской и Подольской губерний образовалось Киевское генерал-губернаторство.

Центральное управление Украиной осуществляли император и органы, которые находились при его лице: “Собственная Его Императорского Величества Канцелярия”, Государственный совет, Комитет министров. Важная роль в системе центрального управления украинскими землями принадлежала Министерству внутренних дел и отраслевым министерствам, которые имели органы в системе местного управления.

Местное управление возглавляли генерал-губернаторы и губернаторы, которые сосредоточили в своих руках высшую местную административную, полицейский, наблюдательный, а к проведению судебной реформы 1864 г. и судебную власть. В распоряжении генерал-губернаторов были расположены на соответствующей территории войска, которые использовались для подавления народных восстаний.

Полномочия генерал-губернаторов и губернаторов в системе административных репрессивных мер, направленных на борьбу с национально-освободительным движением, еще больше расширились на протяжении второй половины XIX в. Так, в соответствии с “Положением о мерах по охране государственного порядка и общественного спокойствия” (1881 г.) генерал-губернатор имел право вводить состояние усиленной охраны. К системе губернского управления входили: губернатор; губернское правление с вице-губернатором, советниками, прокурором, канцелярией; губернские учреждения отраслевого управления - казенная палата, суд, присутствие полиции, рекрутське присутствие и др. Губернском аппарата подчинялся уездный аппарат управления.

К системе уездного управления, где главная роль принадлежала земском суда, входили уездные казначейство, правление государственных имуществ, таможенные учреждения и др. Земский суд (до 1837 г. - нижний земский суд), кроме правосудия, осуществлял надзор за состоянием общественного порядка, обеспечивал уплату налогов, выполнения повинностей, то есть одновременно был и судебным и административно-полицейским органом. Земские суд-ди на Украине назначались губернатором лишь из числа дворян, а земские исправники (председатели судов) - царским правительством по представлению губернатора, согласованному с министром внутренних дел.

К местного управления принадлежали и сословные органы - губернские и уездные дворянские собрания, во главе с предводителями дворянства. Через них дворяне влияли на решение важных местных проблем, избирали своих представителей в органы местного управления.

Государственными крестьянами отныне опекали волости, в которых действовали волостные управления в составе председателя волостного, старост и писаря.

Управления в городах, кроме выборных учреждений (городских советов, магистратами, ратушами) осуществлялось полицейскими органами. В больших городах руководили управы благочиния, которые состояли из городничего, двух приставов и двух ратманів. Меньшие города имели городничих, полицмейстеров и становых приставов. В городах с оживленной торговлей, в Одессе, Херсоне, Феодосии, с 1803 г. вводился институт градоначальников, которые по полномочиями приравнивались к губернаторов.

Реформы 60-70 гг. несколько укрепили Российскую империю, не изменяя ее основ. Как уже отмечалось, крестьянская реформа 1861г. ввела сельское и волостное самоуправление вроде того, что в первой половине XIX в. было начато для государственных крестьян.

Компетенция крестьянских сословных учреждений ограничивалась. Всходы выбирал администрацию, делил и перераспределял земли, распределял повинности, рассматривал семейные споры и др. Сельский староста созвал лестницы, организовывал выполнения решений и распоряжений волостного правления, надзор за дорогами, мостами и т.д.

Волостной сход выбирал старшину, других должностных лиц волости, состав суда, решал в пределах своей компетенции хозяйственные вопросы. Волостной старшина, который стоял во главе волостного правления, обеспечивал “общественный порядок, спокойствие и благочиния в волости”. До волостного суда входило 4-12 судей, он рассматривал гражданские дела между крестьянами, если сумма иска не превышала 100 руб. (с 1889 г. - 300 руб.), а также мелкие уголовные дела.

Для координации отношений между крестьянами и помещиками во время реформы был создан институт мировых посредников, который просуществовал до 1874 г. В дальнейшем эти функции выполняли “из крестьянских дел присутствия”. В 1889 г. на смену этим учреждениям появился институт земских начальников, которые получили широкие административно-судебные полномочия по крестьян (утверждали решение крестьянских учреждений, назначали наказание крестьянам и т.п.). За местными помещиками оставалось право созвать сельский сход.

Земская реформа в Украине осуществлялась в соответствии с “Положением о губернские и уездные земские учреждения” от 1 января 1864 г. Земские учреждения состояли из уездных и губернских сборов и их исполнительных органов - уездных и губернских земских управ. Гласные (депутаты) уездных собраний избирались на три года отдельно в трех куриям: а) съездами землевладельцев; б) собранием городских собственников; в) волосними лестнице. Для избирателей первых двух курий действовали высокие имущественные цензы. В третий гласные от крестьян избирались на двухступенчатых выборах (сначала на волостных лестнице избирались представители, которые затем выбирали гласных уездных земских собраний). Количество гласных для выборов по каждой курии определялась Министерством внутренних дел. Благодаря этому ведущее место в земствах занимали помещики. Средства земств поступали благодаря “самообкладенню” населения с каждой десятины.

Царизм считал деятельность земств опасной. Чтобы контролировать их, создавались губернские из земских дел присутствия. Значительно ограничило полномочия земских учреждений принято в русле так называемых контрреформ новое “Положение о губернские и уездные земские учреждения” от 12 июня 1890 г. На Правобережной Украине, где помещики были преимущественно поляками и принимали участие в национально-освободительном движении, вводились земские учреждения с 1911 г.

На протяжении полувека земства немало сделали для развития образования, здравоохранения, подъем хлебопашества, местной промышленности, торговли, строительства дорог и тому подобное. В земских больницах больные получали бесплатную медицинскую помощь. Земствами была создана большое количество образовательных учреждений для молодежи (начальных профессиональных, технических школ, гимназий), курсов повышения квалификации учителей. Они помогали крестьянам применять новые технологии в сельском хозяйстве.

Городская реформа осуществлялась на основе нового городового положения, утвержденного Александром II 16 июня 1870 г. Сначала его действие распространялось только на Киев, Екатеринослав, Николаев, Полтава, Харьков и Херсон. В конце 70-х в других городах Украины по образцу земских учреждений были также созданы всестанові органы городского самоуправления.

Раз в четыре года горожане выбирали распорядительные органы - городские думы, которые создавали исполнительные органы - городские управы во главе с городским головой. Все избиратели в зависимости от имущественного ценза делились на три группы, каждая из которых совокупно отсчитывала в казну треть всех городских налогов и соответственно выбирала треть гласных (депутатов). Следовательно несколько десятков крупных собственников, которые входили в первой группы избирателей, выбирали столько же гласных думы, сколько и сотни средних собственников, которые составили вторую группу, или тысячи мелких собственников из третьей группы избирателей.

Городские думы, как и земства, занимались благоустройством городов, здравоохранением, образованием, развитием промышленности, торговли, по состоянию рынков. Однако в 1892 г. было принято новое городовое Положение, которое урезало полномочия городского самоуправления.

Полицейская реформа осуществлялась в соответствии с утвержденными царским указом от 25 декабря 1862 г. Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губернии. По важности она стала второй среди других реформ, обусловленной теми же социально-экономическими и политическими причинами, что и другие. К тому же ликвидация крепостного права вызвала отмена вотчинної полиции. С другой стороны вследствие грабительского характера крестьянской реформы произошло резкое рост крестьянского движения.

В уездах были созданы полицейские управления под руководством исправников, что назначались губернаторами. В административно-полицейском смысле делились на уезды состояния, участки и поселка. Полицейские подразделения возглавляли сословные приставы, которым подчинялись “низшие чины полиции” - полицейские чиновники.

Во всех губернских городах, некоторых городах и городках существовали городские полицейские управления во главе с поліцмейстерами. Полицмейстер и его помощник назначались губернатором (градоначальником). Ниже административно-полицейскими единицами в городах были части, возглавляемые городскими приставами, участки - участковыми. В штате городских полицейских управлений были также “исполнительные чиновники полиции” (помощники приставов, участковых, полицейские надзиратели) и “низшие чины” (городу).

Органы полиции освобождались от не свойственных им хозяйственных функций и вопросам благоустройства, которые переходили к органов земского и городского самоуправления. Производство предварительного следствия передавалось судебным следователем. Полиция имела прежде всего “следить за выполнением законов, охранять безопасность и дела общественного благоустройства”. В структуре полицейских учреждений во второй половине XIX в. возникли сыскные отделения (специализированные органы уголовного розыска).

В конце XIX ст., ввиду усиления выступлений рабочего класса, царское правительство значительно увеличило количество полиции в промышленных районах. Новые полицейские должности и подразделения фабрично-заводской полиции создавались, в частности, на средства предпринимателей.

Значительно усилилась роль жандармерии (политической полиции), которая осуществляла “общий надзор за духом всего населения и по направлению политических идей общества”. В Украине действовали жандармские управления в каждой из девяти губерний, в Одессе, на железных дорогах. Основными функциями жандармерии были: политический сыск, негласный надзор за организациями и лицами “протиурядового направления”, проведение дознаний по делам о государственных преступлениях, контрразведка и др.

Военная реформа, проведенная в течение 1864-1874 pp. устанавливала всестанову воинскую повинность мужчин, которым исполнился 21 год. Срок военной службы сокращался до 15 лет (на флоте до 10 лет); она состояла из действительной военной службы и службы в запасе. Срок действительной службы составлял 6 лет (на флоте - 7 лет). Кадры запаса во время мобилизационных мероприятий составили солидный потенциал укрепления армии. На территории Украины появились военные округа: Киевский, Одесский и Харьковский (ликвидирован в 1880 г.).

В 60-70 годах XIX в. было также осуществлено образовательную реформу, которая открыла для низших слоев больший доступ к образованию, в том числе и университетской, финансовую, цензурную и другие реформы.

Однако значение их не следует преувеличивать. Украинские земли входили в состав России, которая оставалась абсолютной монархией во главе с самодержавным монархом. Государственное управление осуществляли преимущественно центральные и местные учреждения с дворянской большинством. В 80-90-е годы правительство, возглавляемое Александром III, осуществил контрреформи - мероприятия, что в значительной степени нивелированы реформы.

В начале XX в. в результате революционных событий 1905-1907 гг. царизм вынужден был прибегнуть к буржуазно-демократических преобразований государственного строя. 17 октября 1905 г. был обнародован Манифест, который “подарил гражданские свободы” и, основав Государственная дума как законодательный орган, провозглашала основы буржуазного конституционализма. В то же время, царь осуществил реорганизацию Государственного совета, также наделив ее законодательными функциями (Манифест и указ от 20 февраля 1906 г.). Законодательные решения Государственной думы должны были рассматриваться Государственным советом, без ее согласия они не могли считаться действительными. Государственный совет имела одинаковые с Государственной думой права. Однако по своему составу (император назначал Председателя и Вице-председателя, половину ее членов, другая половина избиралась на корпоративной основе) Государственный совет играла консервативную роль. Фактически был создан двухпалатный парламент, в котором нижней палатой следует считать Государственную думу, а верхней - Государственный совет.

По результатам первых выборов в Думу от Украины вошло 102 депутата, что составило почти четверть от общего состава. В первой Думе часть депутатов-украинцев (45 человек) объединилась в Украинскую думскую общину, политической платформой которой была автономия Украины. Украинская фракция имела свой печатный орган - “Украинский вестник”. Ко второй Думы был избран также 102 депутата. Украинские депутаты (47 человек) вновь создали общину и издавали журнал. Община пыталась законодательным путем достичь автономии Украины, введение местного самоуправления, введение украинского языка в школах, судах, церкви.

Антидемократическое избирательное законодательство, утвержденное царем 3 июня 1906 г., мало следствием избрания среди соответственно 111 и 97 украинских депутатов третьей и четвертой Государственных дум преимущественно монархически настроенных помещиков и священников. Когда в 1908 г. депутаты внесли законопроект о украинский язык обучения в начальных школах, в 1909 г. поставили вопрос о украинский язык в судах, в 1913 г. - о произволе администрации в Украине, ни по одному из этих вопросов Дума не приняла решение. Итак, преимущественно монархически-шовинистический состав III и, особенно, IV Думы обусловил реакционный характер ее деятельности.



Назад