Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

8.5. Общественно-политический строй и право в Галичине, Северной Буковине и Закарпатье


В XIX ст. Галичина, Буковина и Закарпатье, находившихся в составе Австрийской империи, представляли собой один из самых бедных в Европе краев, отсталый аграрный дополнение к австрийских промышленных районов.

Правящую верхушку составляли магнаты, шляхта, высшее духовенство. Во второй половине века вузы ступени в обществе занимают также представители австро-германского торгово-промышленного капитала, которые по-хищницки добывали и вывозили отсюда богатства края (нефть, лес и др.). Австрийские, польские (в Галичине), румынские (на Буковине), венгерские (в Закарпатье) помещики были в найпривілейованішому положении. Они урезали крестьянские наделы, захватывали в свою собственность общественные луга, пастбища, леса. В 1819 г. средний надел помещичьего хозяйства составил 1051 акр земли, тогда как сельского - 14 акров (1 акр равен 0,4 га). Помещики и церковь владели почти половиной всех земельных угодий.

Крестьянство, составлявшее около 90 процентов западноукраинского населения, находилось в крепостной, а после 1848 г. - в напівкріпосній и экономической зависимости. В 40-х годах многочисленные повинности поглощали до 85 процентов прибыли крестьянских хозяйств. Хотя личную зависимость крепостных на Буковине отменили еще в 1785 г. (крестьяне получили право свободного перехода), за ними оставались все феодальные повинности. На Закарпатье в 40-х годах XIX в. крестьяне-крепостные латифундий выполняли около 20 видов барских работ и имели отдавать помещику девятую часть урожая.

В результате революционных событий 1848 г. в Австрии было отменено крепостную зависимость крестьян, ликвидировано барщину. Но, как и в России после 1861г., это не облегчило экономического положения крестьянства, к ним перешло меньше половины земель края. Крестьяне должны были компенсировать помещикам двадцатикратное стоимость всех годовых повинностей. Они подлежали прямому и косвенному налогообложению, должны содержать школы, пути и т.д.

Землевладельцы сохраняли за собой право владения лесами, пастбищами (то есть сервитутами), крестьянин должен был оплачивать заготовку дров, строительных материалов, выпас скота. По поводу сервитутов крестьяне обращались в суды, но, по свидетельству Ивана Франко, с 32 тыс. судебных дел о сервитуты, которые поднимались в 1848-1881 pp. помещики выиграли 30 тыс. После аграрной реформы 42 процента крестьянских хозяйств стали экономически нерентабельными и не имели возможности прокормить своих владельцев.

Вследствие углубления капиталистических отношений на селе распространяется система свободного найма, появляются сельскохозяйственные рабочие. В конце века крайне обнищавшие крестьяне вынуждены были эмигрировать к СЕНА, Бразилии, Канады, других западных стран.

В городах, которые делились на три группы (Львов, королевские и муниципальные) проживало около 10 процентов населения. Подавляющее большинство состоятельных горожан составляли иностранцы. Даже в городах Восточной Галиции украинцев было 25-30 процентов. По состоянию на 1900 г. лишь 14 процентов городского населения разговаривали на украинском языке. В Галичине города были преимущественно польские, на Закарпатье - австро-венгерские, на Буковине - австро-румынские.

Приметой капитализации мост стал развитие промышленности. Распахивались мелкие местные предприятия вследствие внешней конкуренции, которая значительно усилилась с появлением железной дороги. Крупные предприятия в основном сосредоточивались на лісообробці, развитию которой способствовала острая потребность в строительных материалах на Западе, а также специализировались на производстве алкоголя. В 1870-80 гг. быстрыми темпами развивались нефтяные промыслы в районе Дрогобыч и Борислав, которые давали около 5 процентов мировой добычи нефти. В 1901 г. в Галиции была создана союз фабрикантов.

Росли ряды полностью или частично занятых рабочих, которых в 1902 г. насчитывалось 230 тысяч. Наиболее эксплуатируемые рабочие происходили из разоренных украинских крестьян и ремесленников. Они получали самую низкую заработную плату, имея 12-16 часовой рабочий день, тогда как австрийский закон 1885 г. определял его в пределах 11 часов. Но основная функция городов заключалась в торговле и коммерческой деятельности. Этим сектором всецело завладели евреи, которые в восточных городах составили 40-45 процентов, а в некоторых городах, например, в Бродах - 70 процентов жителей.

На западноукраинских землях царила австрийская система власти и управления. Абсолютная власть принадлежала императору (кесарю), который осуществлял выше управления с помощью многочисленных учреждений (придворных советов, канцелярий, управлений). Основным органом австрийской власти в Галичине (“Галиции и Лодомерии”) было губернское присутствие во главе с губернатором, который назначался императором исключительно из числа австрийцев.

Согласно цесарского патента (приказа) от 3 апреля 1817 г. королевства Галиции и Лодомерии предоставлялась так называемая становая конституция и ежегодно созывался сейм, где заседали представители магнатов, рыцарей и м. Львова. Председательствовал в сейме губернатор, как исполнительный орган сейма действовал комитет в составе семи депутатов, кандидатуры которых утверждались императором. Компетенция сейма была ограниченной, он ведал налогами, финансированием местных работ, выдавал крестьянские метрики и т. д. По своей сути эта становая учреждение служила декорации абсолютистських порядков.

В начале XIX в. территория Галичины делилась на 18 циркулів (округов) и 59 дистриктов. До 1849 г. в состав Галичины как девятнадцатый циркул входила Буковина.

В результате реформы административно-территориальной системы 1846 г. территорию Галичины поделили на 74 уезды (в некоторых районах - староства) во главе со старостами, которых назначал император. Многочисленные немецкоязычные канцелярии, в которых насчитывалось около 40 тыс. чиновников, фактически властвовали над 2,5 млн. населением Галичины.

В сельских местностях политическую власть осуществляли владельцы землевладений - через войтов и мандаторів. Мандатори имели статус государственных чиновников, но фактически служили помещикам, поскольку ими материально обеспечивались. Это были “всесильны сельские сатрапы” с широкими административно-полицейскими полномочиями и даже правом применять телесные наказания. Войти предназначались землевладельцами из трех избранных крестьянами кандидатов. Они рассматривали споры по гражданским делам, которые возникали между крестьянами.

Закарпатье входило в Венгерского королевства и в административно - территориальном отношении делилось на 4 жупы, которыми управляли назначаемых королем чиновники - жупаны. Жупы делились на комитаты с комітатськими правлениями. В селах управления осуществляли старосты, которых назначали феодалы. На Закарпатье существовали и территориально экономические единицы - доминии (земли с городами и селами), принадлежавших феодалу, церкви или государству.

В 1848 г. под давлением революционного движения император Фердинанд i провозгласил конституцию, созвал австрийский рейхстаг, отменил крепостное право. Была разрешена деятельность своеобразного временного национального правительства - Главной русской совета во Львове.

Однако в марте 1849 г. император Франц-Иосиф “подарил” новую антидемократическую конституцию, которая возобновила централизованное государство. Цесарским патентом от 29 сентября 1850 г. для Галичины, а также для других провинций устанавливалась краевая конституция. Она предусматривала разделение края на три округа и создание трех окружных сеймов. Округа должны учитывать национальный состав населения: Краковский - польского, Львовский - польского и украинского, Станиславский - украинского. Как известно, это была неудачная попытка подавить социальные противоречия и национальные споры. Патентом от 31 декабря 1851р. общегосударственная конституция и краевые конституции отменялись. Возобновлялась неограниченная власть императора. С помощью “жандарма Европы” царя Николая И политическую систему Австрийской империи, за незначительными изменениями, было сохранено.

Попыткой сохранить империю была и соглашение 1867 г. об унии Австрии и Венгрии. Глава дуалистической монархии Франц-Иосиф одновременно был императором Австрии и королем Венгрии. Вместе с соглашением австрийский рейхсрат принял конституцию, которая действовала и на украинских землях до октября 1918 г. В Венгрии была восстановлена действие конституции 1848 г. Для обсуждения вопросов общегосударственного значения ежегодно в Вене и Будапеште созывались так называемые “Делегации” по 60 представителей от австрийского и венгерского парламентов. От Галичины делегируется 7 представителей (6 поляков и 1 украинец).

Кроме того, в империи действовал парламент (рейхсрат), решения которого должны были утверждаться императором. Рейхсрат образовывали палата господ - наследственных самых влиятельных представителей дворянских семей и палата депутатов от населения, которых избирали по усложненной, а с 1873 г. - куріальною системой. Поэтому в рейхсраті преобладали крупные собственники и торгово-промышленная буржуазия австрийской и польской национальностей; украинцев же, например, в Палате депутатов парламента 1879 г. насчитывалось лишь трое (из 353-х).

Провозглашение некоторых демократических институтов были вынужденными. Это существенно не повлияло на господства феодальных слоев в государстве.

В послереволюционный период вместо губернского правления на Галичине устанавливалось единоличное правление наместника, а на Буковине, что с 1849 г. стала отдельной административно-территориальной единицей, - правления президента края. В 1861 г. император создал в Галиции и Буковине подчинены центральной власти краевые сеймы, которые осуществляли надзор за управлением в сфере местного самоуправления. Положение о выборах обеспечивало полное преимущество помещиков и буржуазии в галицком сейме польского, а в буковинском румынской национальности. Представительство украинцев в краевых сеймах составляло примерно 10 процентов депутатов. Согласно галичанского краевого закона о общины (1866 г.) утверждались уездные общины (гмины), в которых создавались руководящие органы - уездные советы и исполнительные органы - уездные комитеты во главе с уездными старостами, которые занимали должности только после утверждения императором. Старосты имели очень широкие административно-хозяйственные полномочия. Для поддержания общественного спокойствия, подавление любого недовольства правлением Габсбургов они могли использовать жандармерию и военные части.

В городах и селах избирались совета, которые формировали городские и сельские управы (в крупных городах магистраты) во главе с бургомістрами в городах и війтами в селах. За реформой городского самоуправления 33 городам империи, в частности Львову и Черновцам, было предоставлено уставы. Согласно уставу Львова от 14 октября 1870 г. городскую власть осуществляли городской совет и магистрат во главе с президентом.

В первой половине XIX в. суды на западноукраинских землях делились на шляхетские (земские и гродские), духовные, городские, доменіальні и комітатські.

Согласно австрийскому Положения (1849 г.) суды было отделено от администрации, вместо прежних сословных судов созданы общие судебные учреждения для всех состояний. Все суды провозглашались независимыми, судьи назначались императором пожизненно. По австрийской конституции 1867 г. на западноукраинских землях действовала трехступенчатая система судов: 1) единоличные уездные суды; 2) коллегиальные краевые (окружные) суды; 3) коллегиальный высший краевой суд во Львове, действие которого распространялось и на Буковину.

Для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые предусмотрено тюремное заключение сроком не менее 5 лет создавались суды присяжных при окружных судах. Списки присяжных ежегодно складывались соответствующими администрациями с учетом установленных ограничений - имущественного, образовательного, возрастного.

Высшей судебной инстанцией для всего государства был Верховный судебный и кассационный трибунал в Вене. Кроме общих существовали и специализированные суды (военные, торговые и др.). Во Львове действовал создан в 1896 г. промышленный суд, он рассматривал споры между предпринимателями и рабочими, в Дрогобыче - третейский суд касс взаимопомощи горных обществ.

В 1850 г. была создана прокуратура, которую возглавлял генеральный прокурор. При высшем краевом суде существовала должность старшего прокурора, а при окружных судах - государственных прокуроров. Прокуратура осуществляла надзор за законностью действий государственных учреждений, суда, следственных органов, отдельных лиц. С 1851 г. при судах действовала подчиняется министру финансов финансовая прокуратура - для защиты финансовых интересов государства.

Адвокатура в Галиции была основана еще в 1781 г. и действовала под общим надзором министра юстиции. Во Львове существовала президиум адвокатской палаты, которая избиралась адвокатами для координации их деятельности. Требования к кандидатам в адвокатуре были очень высокими: им необходимо было иметь степень доктора права, пройти семилетнее стажировки и сдать квалификационные экзамены.

Сущностью изменений в правовой системе на западноукраинских землях после включения их в Австрии была замена устаревшего польского законодательства на австрийское. Особенностью этого процесса было то, что Галичина стала местом апробации нового австрийского законодательства.

Так, Гражданский кодекс 1811 г., введен в действие в Австрийской империи с 1 января 1812 г., сначала был введен и в течение 15 лет совершенствовался на галицкой территории. Его источниками были пандектне право (приспособлено к капиталистических отношений римское право), Прусское земское уложение 1794 г. и местное право некоторых австрийских земель. Кодекс должен 1502 параграфы и разделялся на вступление, в котором излагались общие положения о гражданский закон и три части, которые содержали положения о личные и имущественные права, совместные постановления о личных и имущественных прав. В кодексе признавались равенство граждан перед законом, свобода договорных отношений, гражданский брак и др. Поскольку он хранил элементы феодального и канонического права, с развитием капиталистических отношений, его нормы не соответствовали новым историческим условиям. Однако, с определенными изменениями в форме новелл (чрезвычайных актов), этот кодекс продолжал действовать до распада империи и даже - несколько лет после включения в 1921 г. западноукраинских земель в состав Польши.

Гражданско-процессуальный кодекс вступил в силу 1796 г. в Западной, а 1807 г. и в Восточной Галиции под названием галицкого гражданско-процессуального кодекса. Он регулировал все стадии гражданского процесса от подачи искового заявления до исполнения решения суда. Процесс характеризовался чрезвычайной медлительностью, волокитой и дороговизной суда, поэтому продолжалась работа над его совершенствованием. Хотя новый проект гражданско-процессуального кодекса (1825 г.) утверждено не было, отдельные его положения, регулирующие вопросы компетенции судов, адвокатской деятельности, судопроизводства в бесспорных делах, было введено в действие. Новый гражданско-процессуальный кодекс (1895 г.) базировался на принципах гласности, устности и состязательности и по сравнению с предыдущим ускорил рассмотрение судебных дел.

Уголовный кодекс (1803 г.) также в конце XVIII в. предварительно был апробирован на территории Галичины. Он состоял из двух частей (преступления и тяжелые полицейские вины), каждая из которых имела раздел уголовного материального права и раздел процессуального права. На старых принципах римского права было разработано широкую классификацию наказаний за преступления и нарушения общественного спокойствия”. Преимущественным способом наказания становится заключение, которое делилось на: 1) строгое тюремное заключение с заковуванням в цепи; 2) строгое заключение с кандалами на ногах; 3) обычное тюремное заключение без цепей и кандалов. За некоторые преступления устанавливалась смертная казнь, но в большинстве случаев император, чтобы поднять популярность абсолютизма, своим помилованием заменял смертные приговоры на лишение свободы.

Новый уголовный кодекс 1852 г. делился на две части о преступлениях и проступках. За преступления предусматривалась смертная казнь через повешение или тюремное заключение на разные сроки, за вины - денежные наказания, арест до 6 месяцев, телесные наказания отменены в Австрии законом от 15 ноября 1867 г.), запрет проживать в данной местности и т.п. В дальнейшем к кодекса неоднократно вносились дополнения, но в его основе были устаревшие нормы феодального права. Прогрессивные правоведы требовали повысить с 10 до 16 лет возраст уголовной ответственности, отменить смертную казнь, которую считали средневековым варварством, выступали против применения статей кодекса по аналогии и др.

Уголовно-процессуальный кодекс 1853 г. противоречил демократическим нормам судопроизводства, и в 1873 г. был утвержден новый уголовно-процессуальный кодекс, который с незначительными изменениями действовал до 1918 г. За этим кодексом судопроизводство базировалось на принципах устности и гласности, допускалась участие присяжных заседателей в рассмотрении тяжких преступлений, была внедрена идея свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению судей.

Итак, в XIX - начале XX в. государственный строй и право на украинских землях определялись общими для России и Австро-Венгрии процессами, центральный смысл которых заключался в кризисе феодально-кріпосницьких отношений и проведении буржуазных реформ. Произошли существенные изменения в общественно-политическом строе Украины, прежде всего в правовом положении крестьян. Было ликвидировано их зависимость от помещиков, формально они получили личные и социально-экономические права. В условиях развития промышленности появление буржуазии и наемных работников - пролетариев привели к изменению в социальной структуре городов. На украинских землях в составе Российской империи в результате реформ 60-70-х гг. создавались земские и городские органы местного самоуправления, вводилась новая судебная система и буржуазно-демократические принципы судопроизводства. Однако эти изменения происходили с существенными ограничениями и некоторым промедлением, особенно на Правобережье. Подобные процессы происходили и на западноукраинских землях.

Усиливались буржуазные тенденции в развитии правовой системы. Новые кодификации пополнили родниковую базу действующего в Украине права. Развитие капиталистических отношений обусловило появление фабрично-заводского и административно-полицейского законодательства. Аналогично в Австро-Венгрии были созданы новые кодексы, апробация которых происходила на западноукраинских землях.

Революционные события в России 1905-1907 гг., первая мировая война заметно повлияли на развитие государственно-правовых институтов. Царизм был вынужден несколько изменить форму правления, провозгласить, правда ограничены, права и свободы. Однако это не смогло спасти империю от глубокого революционного кризиса.

Царское правительство и правительство Австро-Венгрии игнорировали стремление народа к самоопределению и национального возрождения. Но идеи украинской государственности нашли дальнейшее проявление в национально-культурном движении, деятельности украинских политических партий.



Назад