Электронная онлайн библиотека

 
 История государства и права Украины - Ч.1

ИСТОЧНИКИ УКРАИНСКОГО ПРАВА


Геродот о расселении скифов

Эти племена живут по реке Іпаніду на запад от Борисфена; а если переехать через Борисфен со стороны моря, то сначала будет Полесья, а от него вверх живут скифы-земледельцы, яких. эллины, что живут на реке Іпаніду, называют борисфенітами, а самих себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти скифы-земледельцы на восток занимают пространство на три дня дороги вплоть до реки, что имеет название Пантікапу, а на север - пространство на одиннадцать дней плавание вверх по Борисфену. Над ними уже на широкий простор раскинулась пустыня; по пустыне живут андрофаги (людоеды), особое племя, совсем не скифское. Выше них лежит уже настоящая пустыня, и там не живет, насколько нам известно, ни один народ.

На восток от этих скифов-земледельцев, за рекой Пантікапом, живут уже скифы-кочевники, которые ничего не сеют и не пашут; вся эта страна лишена деревьев, за исключением Полесья. Эти кочевники на восток занимают общение на четырнадцать дней пути, который простирается до реки Герры.

По ту сторону Герры находятся так называемые царские владения и живут лучшие и самые многочисленные скифы, которые считают других скифов своими рабами.

Хрестоматия по истории Украинской ССР. - К., 1959. -Т. 1. - С 9.

 

Сообщение Страбона о греческие колонии на побережье Черного моря

Это город (Херсонес) ранее пользовались автономией, но потом, спустошуване варварами, принуждено было взять себе в покровители Митридата Єпатора.

Пантикапей представляет собой холм, к востоку от него находится гавань и пока примерно для 30 кораблей, является также акрополь; основан он мілітянами. Долгое время этот город и все соседние поселения вокруг устья Меотиды по обе стороны его были под единоличной властью правителей из дома Левкона, Сатіра и Парісада, вплоть до того Парісада, что добровольно передал власть Мітріда-тови...

Большой Херсонес и видом, и размером подобный до Пелопоннеса; им владеют боспорские властелины после того, как он все очень пострадал от непрерывных войн.

Хрестоматия по истории Украинской ССР. - К., 1959. - Т. 1. - С 15.

 

Публий Корнелий Тацит о славянах

Здесь границу Свевії. Я не знаю наверняка, куда причислить народы певкінів, венетов и фенов - до германцев или к сарматов. В конце концов певкіни, которых некоторые называют бастарнами в языке, образе жизни, мест проживания и жилищ, ведут себя как германцы. Все они живут в болоте, а знать в бездействии. Смешанными браками они уродуют себя почти как сарматы.

Венеты многое усвоили из их обычаев, ведь они обходят разбойными группами все леса и горы, расположенные между певкі-нами и фенами. Все же они вероятнее должны быть отнесены к германцев, потому что и дома строят, и носят большие щиты, и имеют преимущество в тренированности и скорости пехоты, - все это отличает их от сарматов, которые живут на повозках и на коне.

Древняя история Украины. - К., Лыбидь, 1995. - Кн. 2. - С 198.

 

Прокопий Кесарийский о расселении и быт славянских племен в VI в.

Эти племена, славяне и анты, не подлежат одному человеку, а с давних давен живут в демократии; поэтому все, что для них полезно или вредно, они рассуждают совместно. И почти во всем остальном оба варварские народы издавна живут одинаково. Единый-ного бога, громовержца, признают они владыкой всего мира и ему приносят в жертву быков и всякого рода священных животных. Поклоняются также рекам и нимфам, и другим божествам и всем им приносят жертвы; во время этих жертвоприношений гадают.

Живут они в убогих хижинах, далеко расположенных друг от друга, и часто меняют места жительства. Отправляясь на войну, многие из них идет на врага пеший, держа в руках небольшой щит и дротики; панцирей они не носят; некоторые выходят в бой без хитон и без трибонія (без верхней и нижней одежды), в самых коротких штанах, что закрывают лишь часть тела.

У тех и других варваров один язык, простая и варварская; не отличаются они друг от друга и внешним видом. Все эти люди рослые и чрезвычайно сильные.

Хрестоматия по истории Украинской ССР. - К., 1959. - Т. 1. - С 19.

 

Маврикий Стратег о жизни славян в VI в.

Племена славян и антов живут совместно, и жизнь их одно: они живут свободно и не дают никому поработить себя или покорить...

В них нет общей власти, они всегда враждуют друг с другом и в бою не знают правильного строю, но пытаются сражаться в боевом порядке, и так же не любят показываться на равных, открытых отовсюду местах. Когда случится им решиться на рукопашный бой, они вместе поднимают крик и медленно продвигаются вперед; если противник начнет отступать перед их криком, то наступают сильнее; если же нет, возвращают обратно, не пытаясь испытать силу врага в рукопашной су-жерди, и прячутся в лесу, где в них есть надежная защита; так они заставляют врага биться в тесных местах. Часто, унося с собой добычу, они бросают ее при малейшей тревоге и убегают в лесные чащи; потом, когда враги окружают добычу, они вновь на них нападают и наносят им вред. Так искусно они заманивают врагов.

Хрестоматия по истории Украинской ССР. - К., 1959. - Т. 1. - С 21.

 

Древнерусская летопись о расселении и быт восточных славян в VIII-IX вв.

...Те славяне, которые пришли и поселились по Днепру, назвались полянами, а другие - древлянами, потому что осели в лесах, а другие осели между прип'яттю и Двиной и назвались дреговичами, остальные осели на Двине и назвались полочанами от названия реки Полота, которая впадает в Двину, от нее прозвалися полочанами. Славяне, которые осели возле озера Ильмень, прозвалися своим именем, и сделали они себе город и назвали его Новгородом. А остальные осели на Десне и по Сейма, по Суле и назвались северянами...

Хрестоматия по истории Украинской ССР. - К., 1959. - Т. 1. - С 21-22.

 

Договор Игоря с греками (945р.)

(Выдержки)

...И великий князь наш Игорь, и князья, и бояре его, и все русские послали нас к Романа, и до Константина, и к Стефану, до великих царей Греческих, утвердить дружбу с самыми царями и со всем боярством и со всеми людьми греческими на все время, пока сияет солнце и весь мир стоит.

...Великий Русский князь и бояре его пусть посылают в Грецию до великих царей Греческих сколько хотят кораблей с послами и купцами.

...И пусть входит Русь в город через одни ворота с царским чиновником без оружия, 50 мужей, и торгует, как им надо, и опять получается; и чиновник царства нашего пусть охраняет их, и если кто от Руси или от греков поступит неправильно, то он исправляет [их неправду].

...Если сбежит раб от Руси, то раба следует поймать; если же беглеца не обнаружат, то пусть тогда Русь берет на нас [греках], цену раба, как установлено и раньше, по 2 шелковые ткани за раба. Когда же убежит к Руси раб кого-нибудь из людей нашего царства, или из нашего города [т.е. Царьграда], или из других городов и заберет что-нибудь с собой, то его повернуть назад, и если забранное этим рабом с собой будет все целое, то следует взять за украденное 2 золотых. Если русин крадет что-нибудь у греков или гре-чин в Движении, то следует вернуть не только украденное, но и [заплатить] его цену; а как окажется, что украденное было продано, то пусть выплатят двойную цену за украденное и то, что украл, пусть будет наказан по закону греческому и по уставу, и по закону русскому.

...Если Русь обнаружит греческий корабль, выброшенный в каком-нибудь месте, то не нанесет ему ущерба; когда же кто возьмет что-нибудь с корабля, или вернет в плен, или убьет человека с корабля, пусть будет подчинен закону русском и греческом.

...Если христианин убьет русина или русин христианина, то тот, кто совершил убийство, будет задержан родственниками убитого и пусть [они] убьют его. Когда же тот, кто совершил убийство, убежит, а он был состоятельным, то пусть возьмут богатство его родственники убитого; если же тот, кто совершил убийство, бедный и убежит, то его [надо] искать, пока не обнаружат; когда же он будет обнаружен, пусть будет убит. Если ударит мечом или копьем, или каким-либо оружием русин гречина или гречин русина, то за тот поступок заплатит 5 литров серебра по закону Русскому; если же он беден, то сколько может, столько должен заплатить, в этом случае с него можно снять и одежда, в которой он ходит, а о не-выплачено должен он идти к присяге по своей вере, в доказательство того, что он ничего более не имеет, и тогда будет отпущен.

...В случае же наше царство захочет иметь от вас [помощь] в войне против врагов наших, то мы напишем князю вашему, и он пошлет к нам [помощь], сколько мы захотим, и с этого увидят другие страны, которую дружбе имеют Греки с Русью. Мы же договор этот написали на двух грамотах, одна грамота остается у нашего царства, на ней написан крест и наши имена, а на второй грамоте [имена] ваших послов и купцов ваших.

Хрестоматия по истории СССР. - К., 1956. - Т.1. - С. 46-48.

 

Краткая русская правда (по Академическому списку половины XV ст.)

ПРАВДА РУССКАЯ

1. Если убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца или отец за сына (или двоюродный брат), или племянник со стороны сестры, племянник со стороны брата; если не будет кому (не пожелает кто) мстить, то (следует назначить) за убитого 40 гривен, если будет русин, гридень, купец, ябетник, мечник или же изгой или Словении, то назначить 40 гривен за него.

2. Если (кто-нибудь) будет избит до крови, до синяков, то не надо искать (этому человеку) ему свидетеля; если же на нем не будет никаких следов (избиение), то пусть придет свидетель; если же не может (привести его), то делу конец; если же за себя не может отомстить, то пусть возьмет себе за обиду 3 гривны и еще плату врачу.

3. Если же кто кого ударил кнутом, шестом, ладонью, чашей (бокалом), рогом или плашмя мечом, то (должен заплатить) 12 гривен; если его (виновника) не подоспеют, то (все же) он платит, и на этом дело кончается.

4. Если кто-нибудь ударит мечом, не вынув его из ножен), или рукояткой, то (должен заплатить) 12 гривен за оскорбление.

5. Если же (кто-нибудь) ударит мечом () по руке и отсечет ее, или она иссохнет, то он (виновник) платит пострадавшему 40 игры-вен. Если нога останется целой, но начнет (человек) хромать, тогда пусть утоляют виновного (мстят) домочадцы (раненного).

6. Если же кто отсечет кому угодно-какой палец, то (должно уплатить) 3 гривны за оскорбление.

7. За выдернутый ус (оплатить) 12 гривен, а за клок бороды 12 гривен.

8. Если же кто вынет (угрожая) меч, но не ударит ним, то платит гривну.

9. Если же человек толкнет человека от себя или к себе, (то платит) 3 гривны, когда (потерпевший) выставит двух свидетелей, но если потерпевшим будет варяг, или колбяг, то ему достаточно присягнуть.

10. Если челядин скроется в варяга или в колбяга и его в течение трех дней не вернут (бывшему хозяину), то, узнав его на третий день, хозяин возвращает его к себе, а переховувач должен заплатить 3 гривны за оскорбление.

11. Если кто поедет на чужом коне, не спросив разрешения, то платит 3 гривны.

12. Если кто візме чужого коня, оружие или одежду, а хозяин узнает краденое в своей общине, то пусть заберет свое, а (вор платит) 3 гривны за оскорбление.

13. Если кто узнает (свою вещь у кого-нибудь) и не сможет ее принять, то не должен говорить (при этом) “мое”, а пусть скажет: “Пойди на свод, (и мы выясним) где взял ее”. Если тот не пойдет, то пусть представит поручителя, (который бы явился на свод не позже) в течение 5 дней.

14. Если кто попытается взыскать с кого-нибудь долг (остатки имущества), а тот начнет відпиратись, то следует ему (с ответчиком) на свод перед 12; и если окажется, что злонамеренное не отдавал (предмет иска), то за искомую вещь принадлежит ему оплатить деньгами и, кроме того, 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

15. Если некто, распознав своего (пропавшего) челядина, захочет (его) вернуть, то отвести (его) к тому, у кого его было куплено, а тот отправляется к предыдущему (перекупщика), и когда дойдут до третьего, то пусть хозяин скажет ему: “Ты мне отдай своего (моего) челядинца, а свои деньги ищи при свидетелю”.

16. Если холоп ударит свободного мужчину и убежит в хоромы, а хозяин не захочет его выдать, то он (хозяин) может удерживать его, заплатив за него 12 гривен; а после того, если где-нибудь встретит холопа избит ним человек, то может его побить.

17. А если кто-то сломает копье, щит или (испортит) одежду, и хозяин захочет оставить их у себя, то ему за порчу компенсировать деньгами; если же хозяин откажется от поломанного, то ему предстоит заплатить деньгами столько, сколько он сам заплатил за эту вещь.

Правда русской земли упорядочена, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко, Переніг, Микифор Киевлянин, Чудин, Микула.

18. Если убьют огнищанина намеренно, то (убийца) платит 80 гривен, а люди могут не помогать ему в выплате. А за убийство княжеского подъездного платить 80 гривен.

19. А если убьют огнищанина во время разбойного нападения, а убийцу не будут искать, то веру платит община, где найден убитый.

20. Если убьют огнищанина при краже (когда он крадет) в доме, или лошадь, или корову, то пусть убьют его, как собаку. Так действовать и при убийстве тиуна.

21. А за (убитого) княжеского тиуна платить 80 гривен. А за (убийство) старшего конюха при табуне (платить) 80 гривен, как ус тановив Изяслав за своего конюха, которого убили дорогобужці.

22. А за (убийство) княжеского сельского старосты и (старосты) полевого (платить) 12 гривен. А за (убийство) княжеского рядовичи (платить) 5 гривен.

23. А за (убийство) смерда или холопа (платить) 5 гривен.

24. Если убита рабыня-кормилица, и сын ее, то (платить) 12 гривен.

25. А за княжеского коня, если тот с клеймом, (платить) 3 гривны, а за коня смерда - 2 гривны.

26. За кобылу - 60 резан, а за вола - гривну, а за корову - 40 резан, а за трехлетнюю (корову) - 15 кун, а за двухлетнюю - півгривни, а за теленка 5 резан, а за ягненок - ногата, за барана - ногата.

27. А если кто-нибудь крадет чужого холопа или рабыню, то платит он за оскорбление 12 гривен.

28. Если же придет избит до крови или в синяках человек, то не искать ему свидетелей.

29. А если украдет коня или волов, или обворует дом, и при этом будет воровать один, то платить ему гривну и 30 резан; когда же будет воров 18, то платить каждому по 3 гривны и по 30 резан...

Кузъминецъ О., Калиновсъкий В., Дегтярь П. История государства и права Украины. - К., 2000. - С 327-329.

 

Правда Русская

(Список Карамзінський)

1. Если убьет муж мужа, то мстить брату за брата, или отцу, или сыну, или детям брата, если никто не будет мстить, то надо заплатить 80 гривен, если это будет княжий муж или княжеский тиун; когда же это будет русин, или мечник, или изгой, или славенін, то заплатить за него 40 гривен.

Суд Спины детей

2. После Ярослава его сыновья: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их: Коснячко, Перенг, Никифор собрались и отменили убийство за голову, однако оставили выкуп кунами; а остальные все оставили, как и Ярослав судил.

Суд за убийство

3. Если кто убьет княжеского мужа в разбої, а головника не ищут, то вервену платит тот, в чьей верві лежит председатель - 80 гривен, а за простолюдина - 40 гривен.

4. Если же некая вервь начнет платить дикую веру, то платит ее несколько лет, поскольку главным не известен; а когда главным будет с их верві, то она (вервь) должна помогать ему в выплате, или же платит дикую веру; но платит 40 гривен, а головничество платит сам главным, он должен заплатить свою часть сорок гривен; а когда убийство произойдет на свадьбі или на гу-лянке, то платится вервина.

Совершение разбоя беспричинного

5. Если будет совершено разбой не на свадьбі, то за это люди не платят, а должны выдать самого преступника с детьми на поток и разграбление.

6. Если же не укладывается в дикий выкуп и веру, то люди ему не помогают, он сам платит.

О вере

7. Законы верны были при Великом князе Ярославе: вірнику брать 7 ведер солода в неделю, а в среду куна, или сыр, а в пятницу тоже; а коров ему по две в день; а хлебов 7 на неделю, а пшена семь уборків, а гороха так же, а соли 7 головажень: то это все вірнику с отроком; а лошадей 4, а овса лошадям в достаточной мере; вірнику 8 гривен, а 10 кун переводные, а металнику 12 вкош...

О вере

8.если будет вера 80 гривен, то вірнику 16 гривен и 10 кон и 12 вкош, а за главу 3 гривны. О княжеских отроков

9. Если княжеский отрок, или конюх, или повар - 40 гривен.

10. А за тиуна, огнищанина и за конюха - 80 гривен.

11. А за сельского княжеского тиуна княж или ратойного - 12 гривен.

О реместв'яників

12. А за реместв'яника и за реместв'яницю - 12 гривен. О смердов и холопов

13. А за смерда и холопа 5 гривен, а за рабыню - 6 гривен.

14. А за кормилицю 12 гривен, даже, если кормилиця будет холопкою или рабой.

О мечах

19. Если кто ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукояткой меча, то 12 гривен продажи по обеда.

20. Когда же выхватит меч из ножен, но не ударит, то гривна кун.

21. Если же кто ударит кого кнутом, или чашей, или рогом, то 12 гривен.

22. Если же он отсечет руку и отпадет рука или усохнет, или ногу, или выбьет глаз или отрежет носа, то за увіччя 10 гривен.

23. А отсечет мечом палец, то 3 гривны продажи, а потерпевшему гривну.

25. А ударит мечом и ранения будет не смертельным, то три гривны продажи, а потерпевшему гривну за рану, а смертельно ранит - то вера.

26. Если муж мужа потянет на себя, или оттолкнет, или ударит палкой или шестом и будут два свидетеля, то три гривны продажи...

Кто на чужом коне ездит

28. Когда кто сядет без разрешения на чужого коня, то 3 гривны продажи.

О пропаже

29. Если же у кого пропадет лошадь или оружие, или кошелек и об этом он заявит на торгу, а спустя узнает в своем городе, то с обеда ему 3 гривны.

30. Итак, кто узнает свое, что погубил, а ли было украдено у него, то ли коня, или кошелька, то ли скотину, то не говори: это мое, а пойди на свод...; сведутся, то кто будет виноват, то на того воровство падает; тогда он свое возьмет, а если что-то пропало, тогда ему начинают платить.

О краже

31. Если это будет конокрад, то выдать его князю на поток; а если это будет домашний вор, то пусть платит за то 3 гривны.

О свод

32. Если будет в одной местности, то истцу идти до конца того свода; если будет свод по землях, то идти ему до трех сводов, а когда найдет человека, в которой будет его предмет, то она должна платить кунами, а затем она должна идти до конца свода, а истец имеет ждать результата; а где найдут последнего, то тот должен платить и продажи.

О воровстве

37. Если кого убьют во время кражи в помещении, то зарыть его как собаку; но, если его поймают и задержат до рассвета, то вести на княжеский двор; но, когда убьют, а люди видели вора связанным, то платить 12 гривен.

38. Если кто крадет скот с хлеву или с изгороди и если будет один, то платить ему 3 гривны и 30 кун. А если их будет несколько, то все платят по 60 кун.

39. Когда кто крадет скот в поле, а будут это овцы или козы, свиньи, то 60 кун; а когда их будет много, то все по 60 кун.

О холопов

43. Если ворами будут холопы, или боярские, или церковные, то князь не наказывает их продажей, поскольку они несвободны; но заплатить истцу двойную сумму за обеда.

О купцов

45. Если некий купец даст другому купцу куны для покупки или как ссуду, то купец не обязательно должен иметь свидетелей; он может пойти на роту, если тот, кому дано куны, будет возражать.

О кладь

46. А когда кто отдаст на сохранение некую вещь, то тому, кто взял на сохранение, надо иметь свидетелей, и когда владелец вещи будет говорить, что дал на сохранение больше, то тот, кто принимал вещь на сохранение должна идти на рот и заявить: у меня есть только то, что он положил, и я ему его сохранил и совершил добро.

47. А кто куны одалживает, или мед, или рожь под проценты, то свидетели должны сказать: как вырядился, то и должен иметь.

 

Устав Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха

О проценты

67. Если кто имеет 10 кун на год с гривни, то того не отнимать.

68. Если купец, который имел чужие куны, потеряет их через наводнение, или из-за военных действий, или через пожар, то его... не продавать, поскольку потеря от Бога. Если он через год начнет платить, то пусть платит. Если же он проп'є и через безумие чужой товар потеряет, то те, чьи то куны, или пусть підождуть, или же продадут и его - пусть действуют на свое усмотрение.

О долгах

69. Если кто будет много виноват другим, а купец приедет из другого города или из чужой земли и не будет знать о долгах и отдаст товар, а должник снова не отдаст купцу куны, а первые позичкарі начнут требовать свой долг, то должника надо вести на торг и продать, и сначала отдать куны купцу, а местным - что останется, то и отдать; если же куны будут княжеские, то сначала взять княжеские куны; тот же, кто имел много процентов, то не получает. О покупок

70. Если закуп убежит от господина с целью найти куны, то необходимо явиться к князю или к судей и заявить, что убегает от обеды господина. Тогда его не превращают в раба, а поступают по справедливости.

71. А когда в ролейного господина будет закуп и он погубит своего коня, то он не платит; а когда ему господин дал плуг и борону, и от него копу имеет, то за утраченное платить; а когда господин даст ему свое орудие, а оно сломается не по его вине, то он за это не платит своему господину.

72. Если из хлева или из-за изгороди выведут, то покупки не платить; но если он потеряет в поле или не загонит во двор и не запре там, где ему господин велел, или орудие свое потеряет, то ему платить.

О холопов

74. Если холоп выведет чужого коня, то платить 2 гривны.

75. Если закуп нечто умикне, то его господин должен платить за коня или нечто другое, что взято, а ему холоп виноват; если же господин его не захочет платить за него, а сначала отдаст за коня, или вола, или за товар взят, а парня берет себе.

76. Если холоп ударит мужа и убежит в хоромы..., Великий князь Ярослав Владимирович было установил убить его, но его сыновья решили заменить кунами; имей или убийством решить, или же взять гривна кун за унижение.

 

78. А кто вырвет бороду и видно будет и будут свидетели, то 12 игры-вен продажи, а без свидетелей, то нет продажи.

79. А выбьют зуб и кровь будет видно во рту, ... то 12 гривен продажи; а за зуб взять ему гривну.

80. Если будет рассечена землю и на земле будет знак, чем ловлено, или сетка, то в верві искать вора или же платить продажи.

81. А кто крадет бобра, то 12 гривен продажи.

82. А когда улей сломает, то 12 гривен продажи.

83. Если границу пересечет пчелиный, или розоре границу земель лесного участка или подвірну границу пересечет тыном, то 12 гривен продажи.

О переводные

85. А переводные 12 гривен отроку: 2 гривны и 20 кун, а самому ехать с отроком на двух лошадях..., а мяса дать овен или полоть, а другим пищи столько, сколько съедят, а писарю 10 кун, переводном 5 кун, а за мех 2 начаты.

86. Если проломит улей - 3 гривны продажи, а за дерево - 3 гривны.

87. Если заберет пчелы - 3 гривны продажи, а за мед ... 10 кун...

88. Если вора не поймают, то должны идти по следу; если след ведет к села, ... то когда не отследят и не пойдут по следу, или отразятся, то они платят и за кражу и платят продажи; а если след затеряется на большой дороге, а села не будет, или на пустыре, где не будет ни села, ни людей, то не платить ни продажи, ни за кражу.

89. Если смерд будет мучить смерда без княжеского слова (разрешения), то 3 гривны продажи, а за мучіння гривна кун.

90. Когда огнищанина мучают, то 12 гривен продажи, а за мучіння гривна кун.

91. Когда крадет лодку, то 60 кун продажи, ... а за заморский лодка 3 гривны,... а за струг гривна, а за челнок 8 кун.

 

93. А когда кто крадет... собаку, или ястреба, или сокола, то 4 гривны продажи, а господину гривну.

94. А за голубя 9 кун, а за курицу 9 кун, а за утку 30 кун.

95. А за журавля 30 кун, а за лебедя 30 кун, а за гуся 30 кун.

96. А за сено и дрова 9 кун, а господину за каждый украденный виз по две ногате.

97. А кто подожжет тик, то его дом отдать на поток и разграбление, перед тем заплатив за утраченное, а остальные князю; тоже самое, если подожжет двор.

101. Если кто убьет женщину, то судить так же, как и за мужа; когда же она будет виновной, то піввіри, 20 гривен.

102. А за холопа и раба веры нет, но когда будут без вины убиты, то за холопа и раба платить урок, а князю продаже 12 гривен.

103. Когда смерд умрет и у него не будет детей, то наследие князю, а когда у него будут дочери, то дать им часть, а когда они будут женаты, то ничего не давать.

104. А когда это будет боярин или служащий боярина, то наследство не идет князю, когда есть сыновья, но у дочерей примут.

105. А кто умирая разделит дом среди своих детей, то пусть так и будет; а если умрет и не распорядится, то всем детям...

106. А жена останется после мужа, то дать ей часть и у своих детей взять часть, а что муж ей оставил, то она владелец того, а наследие своего мужа не получит; а будут дети от первой жены, то получат дети матери своей, когда ей оставлено, а обе матери свое возьмут.

107. А если будет сестра в доме, то наследство не получает...

110. А когда будут у мужа дети от рабыни, то наследия они не получают, но получают свободу с матерью.

111. А остаются у мужа дети малые, а иметь их женится, то при людях передать дом и товар отчиму и он может пользоваться приростом, поскольку он кормил и заботился о детях; а когда он что-нибудь потеряет, то он должен заплатить детям.

112. А когда отчим примет детей с наследством, то должно быть так, как и вырядился, а двор должна отойти младшему сыну.

113. Если жена разведется с мужем и человек пойдет, то он должен платить детям, а когда она захочет сидеть с детьми, то выполнить ее волю, а детям воли не давать; а что ее оставил муж, то с тем и сидеть ей с детьми, или же в своей части сидеть имеет.

114. А мамина часть детям не принадлежит, но кому мать захочет, так и отдаст; может распределить среди всех детей, но когда умрет не распорядившись, то у кого она жила во дворе, кто ее кормил и где она умерла, то тот получает ее часть.

115. Если будут дети двух мужчин и одной матери, то наследие одним детям их отца, а другим - их...

116. Мать может отдать все сыну от первого или второго мужа, а когда ее сыновья не будут женаты, то она может отдать дочери, которая ее кормит.

117. Когда братья будут тягатись за наследство у князя, то тот, кто идет их делить, должен взять гривны кун.

О холопство

119. Есть три вида холопства: если кто купит хотя бы и за півгрив -

ны, или свидетели подтвердят, или даст ногат холопові.

120. А второе холопство: будет ловить рыбу без разрешения; или же ловит рыбу как и договорился, то как вырядился, то так и будет.

121. А вот третье холопство: тіунство без ряда или ключ к себе привяжет; а когда вырядился, то так и будет.

123. То когда холоп убежит, а господин об этом объявит, то тот, кто даст ему хлеба или путь покажет, то платить за холопа 5 игры-вен.

124. А еще, кто поймает чужого холопа или раба и сообщит их господина, то заплатить ему 4 гривны за холопа, и пятую по задержания, а за раба - 5 гривен и шестую по задержания.

126. А кто не знал, что видел чужого холопа или показал дорогу или дал приют, а затем отпустил, то должен пойти на рот и заявить, что не знал, что то был холоп, и тогда не платит.

130. Если холоп-беглец вступит товара, то господину его - и холоп, и товар, и долги.

132. Если холоп крадет что-нибудь, то господин имеет или выкупить или выдать...; когда же свободные с ним воровали ли хоронили, то их на продаже князю.

133. Если человек займет куны в людей и убежит в чужую землю, то веры ему не принимать, как и вору.

135. Если подвергнут пыткам, ...то 8 нагай за те пытки, а за избиение плеткой в колокольни 80 гривен.

История государства и права: Хрестоматия. - К., 1996. - С 26-33.

Судебник короля Казимира Ягелловича, данный Литве, 1468, февраль, 29

Казимир, Божею милостью король польский, великий князь литовский и русский, князь прусский и жомоїтський и других, поступаем этим нашим письмом, составленным с князьями и советом нашего великого княжества Литовского и со всем людьми согласовали и устроили так:

1. Если с доказательством приведут вора, и не будет чем заплатить, то пусть женой и детьми заплатит, а самого на виселицу; а если дети маленькие, меньше семи лет, то они не виноваты...

4. А если выдадут жену и детей злодієвих, как постановлять судьи, а потом они захотят выкупиться, или хозяин захочет выкупить - то можно выкупить. А когда у вора будут состояние дома, то он должен платить домашними состояниями; а когда же нечем платить из дома, то женой и детьми должен платить, как уже упомянуто выше.

5. А если бы вор нечто у кого украл, и его там поймают, и он до дома краденого не принесет, и жена и дети не ели, то вор пусть понесет наказание, а жена и дети невиновны.

6. А если вор выйдет из дома, и нечто потеряет или съест, а жена и дети не ели, то заплатить домовили состояниями вора, а жена и дети не несут ответственности и состояние дру-жини не забирают.

7. Если хозяин вора знал о краже, или принимал участие и будут доказательства, то он страдает так же, как и вор.

13. А кто украдет півкопи или корову, того повесить.

14. А кто украдет впервые, то его наказывать, как за первую кражу: если украл домашних вещей меньше, чем на полтинник, то платить домашними вещами, а если украл более, чем на полти-ну, то хотя бы украл и впервые, то повесить его.

15. А кто коня хотя бы впервые украл и его приведут с краденым, то его повесить.

17. Когда впервые украл, когда раньше не было за ним любодеяния-ки, он никому не платил, то платить ему истцу и за украденное; а смертной казнью его не наказывать...

23. А кто бы поймал потерянного коня, или утеряны какие вещи, то сообщить окрестности; если владелец не найдется в течение трех дней, то доставитити на королевский двор, а за содержание возьмет свое; а когда нечто скроет и захочет воспользоваться и это будет доказано - то такой вор.

24. А кто будет выводить людей, или невольную челядь и будут доказательства, то такого на виселицу.

25. А также где кто мосты мостив за нашего дяди, великого князя Витовта и великого князя Жикгимонта, то чтобы не медлили, этим же летом завершили. А на чьей участке случится несчастье, конь ногу сломит, тот платит. А если кто не отремонтирует своих участков этого лета, тот нарушил право; с тех нам брать десять рублей.

Потом, как в нашем городе написано, то пусть так и действуют, от того, чтобы не отступать.

История государства и права: Хрестоматия. - К., 1996. - С 35-36.

 

Городельський привилегия (1413 г.)

(выдержки)

...3. Господа (и) также бояре-шляхта земель наших... дарениями, привилегиями и пожалуваннями, им нами дарованными, данным, приділеними, только католики и римской церкви подвластны и кому гербы пожалованы, хозяйничают, владеют и пользуются, как паны и шляхта королевства Польского владеют и пользуются.

4. Также господа и шляхтичи, названные выше, своими вотчинами (родительскими имениями) на равном праве обладают, как господа королевства Польского своими конечно (как принято) обладают и пожалуваннями нашими, на которые имеют грамоты, от нас действующие и утверждены твердостью вечной силы, подобным образом будут владеть и иметь свободную возможность их продавать, менять, отчуждать, дарить и на пользу свою возвращать, однако, с нашего согласия, особенно для каждого случая данного, как для их отчуждения, обмена или дарения перед нами или нашими чиновниками, по обычаям королевства Польского, будет определено.

9. ...Урядником назначаются только католической веры поклонники и подвластны святой римской церкви. Также и все постоянные правительства земские, которые есть должности, каштелянства, жалуются только сповідникам христианской (католической) веры и рады нашей допускаются и в ней присутствуют, когда обсуждаются вопросы о благе государства, потому что часто разница в вірах приводит к разнице в умах (мысленно), и проявляются через это известными такие решения, которым предстоит в тайне быть сохраненными.

12. Сверх того, названными выше свободами, правами и привилегиями только те господа и шляхтичи земли Литовской могут владеть и пользоваться, которым оружие и гербы шляхтичей королевства Польского пожалованы, и шанувателі христианской религии, римской церкви подвластны, не схизматики или другие неверующие.

Хрестоматия по истории Украинской ССР. - К.,1959. - Т. 1. - С. 119-120.

 

Ограничения польским королем Сігізмундом И украинцев относительно места проживания во Львове и занятия ремеслом (1525 г.)

(Отрывок из грамоты польского короля м. Львову)

Во время нашего пребывания в прошлом году в городе Львове к нам обратились с жалобой граждане того же нашего города Львова русской веры, которых там живет немало, что хоть они пользуются тем же правом, наравне с другими гражданами, населяющих этот город, платя налоги, однако бурмистри указанного города запрещают им покупать дома, которые находятся вне их улице, держать ветчины, продавать и пить вино, пиво и другие напитки, торговать сукном, а также заниматься ремеслом, записываться в цеха, запрещается им это не вследствие вреда, или убытков, или пренебрежения, что они будто делают. Наоборот, сами бурмистри и граждане католической или римской веры осуществляют полной мере свои устоявшиеся законом права и свои законные дела. Перегруженные большой работой и государственными делами и не имея возможности немедленно рассмотреть и закончить это спорное дело, мы направили и внесли его на генеральный сейм и приказали упомянутым сторонам прибыть перед нами на этот же сейм в определенный срок.

Мы выяснили, что долгое время наши предшественники не меняли и не устанавливали в своих постановлениях ничего и никогда по поводу дела упомянутых граждан г. Львова греческой и русской веры, поэтому, посоветовавшись с нашими советниками, приняли и этим нашим письмом определяем: сами граждане м. Львова греческого или русской веры довольны своим местонахождением и улицами, с давних давен определенными для их жилья здесь во Львове; другое же жилье, находящееся по других местах и на улицах, где раньше не жили они сами или их предшественники, они не могут и не имеют права покупать, строить и иметь во владении.

Так же по старинке и запретом, что сохранились до настоящего времени в названном нашем городе Львове, нельзя принимать в цехов и допускать к ремесел, мы оставляем навсегда в предыдущем состоянии.

Хрестоматия по истории Украинской ССР. - К., 1959. - Т.1. - С 144.

 

Устав о надели хозяина короля И. М. во всем Великом княжестве Литовском года 1557 апреля 1 (Устава на волоки)

(Выдержки) Арт. 1

Бояре путевые, древние хотят, чтобы было оставлено им по два свободных наделы, из которых бы за все повинности пеням выплачивали, в зависимости от почвы, как люди оседлые платили, а на службу долговую и в підвори ходить неповинные, ничего платить не должны правительства нашем без воли и распоряжение нашего правительства на дорогу их не посылать, а если будут на дороге, то служить им по-старому: платить, как и перед тем согласно устава. Слуг ревизоры выбирают, и немного, только если будет в этом необходимость, которые будут оставаться при каждом дворе и залику нашему; а служ-ба их будет такой: ездить с нашими письмами к дворов, принятых правительства, с пенями плат наших до войны, в казну, из распоряжения правительственного ездить и оповещать о несправедливости, причиненные подчиненным; (на потребность правительства ездить не должны), за это им дают два наделы и освобождают от налогов.

Арт. 2. О пасечников

Работа пасечников отличалась от работы других подчиненных но неизменным оставалось то, что выплачивали налоги из почвы так, как и осадники, а когда им говорили идти на войну, то были в тот год освобождены от всех плат, по распоряжению и письмом нашим мог-ли работать на себя, на что по воле нашей было послабление в налогах.

Арт. 3. О конюхов седловых и других

В конюхов седловых или дверных должно быть по два свободных надели на службу лошадиную, на которых, когда будут давать им на блюдо и на все нужды, денег четыре копы на год надела так же как и пасечники.

Арт. 4. О слуг дверных

Одвірні и другие слуги дверные, находясь на нашей службе, должны иметь по два наделы, освобождены от всех повинностей, а которые на службе нашей не будут, чтобы платили с каждого надела пеням, выплачивая все: а если кто зістарілись на нашей службе, тем, за письмом нашим хозяйственным, должны быть оставлены наделы.

Арт. 7. О войтов

В селах войту должны дать один надел, а если захочет то и другое дать под проценты. А служба его такова: из распоряжения правительственного людей на работу гнать, быть при выдаче платы, подчиненных наших вместо децького по праву ставить перед правительством, при всевозможных работах вместо пристава стоять над людьми війтовства своего, когда будут отвозить овес и сено к Вільни или в другой город, то ездить с людьми війтовства своего; переори наделов пустых и наемных, стены границ и копы на каждый год между подчиненными нашими чинить и возвращаться, а если от которого соседа увидел копу ли границу испорченными, то должен правительства сообщить.

А судить правительства подчиненных и в торговый день, кроме причины кровавой и гвалтівної, за такую вину, когда же правительство о, ставить подчиненного права приказа перед правительством не станет, то на такого своєвільного правительство имеет право послать децького (выплатив ему за каждую в оба конца грош). Войту быть на суде и помогать в справедливости подчиненному. Вести ведомость проступков и ревизорами оповещать, избегать того, чтобы правительство не оказывал пересудов, имеет о том войт ревизору сообщить. А войта правительства за всякую вину судить, только війтовства у него не вычитать до тех пор, пока ревизор не узнает о деле и вину его, и тогда, сбросив войта, другой поставить, - мужа с той же волости неподкупного, на которого подчиненные укажут. Войти и лавники не имеют права поступать по селам жадных судов, требовать покаяния и других поступков не делать над подчиненными, если сделали вред хозяйственную, должны рассказывать правительства или ревизору, ничего не скрывая, заплатив при этом в казну нашей руб денег. А если війтовство кому передают, то присягать поэтому не нужно, потому что ответственность остается.

А откупов правительство с подчиненных за работу не имеет права брать, а где будет брать, то войт имеет о том ревизору доложить. А если войт надел пустой кому нанял, или от ревизора это скрыл, то вину за это казнить войта, как вора, на горло. А в війтовство каждом имеют дать сто наделов, или больше (или меньше), в зависимости от потребности, или два или три села соединить. А для распознавания пределы подчиненных в войта должно быть шнур одной длины, который будет использоваться в любую погоду, если подчиненный кому черту переоре ли пожує, предубеждения не устраивать, войт пожовану черту выровняет и возьмет с того, кто ее смазал, на правительство - двадцать денег, а себе за труд - четыре деньги. А за биту или испорченную - двадцать денег, а если не подпорченное, а по приказу перепахано, совмещенная - так же. А если бой произойдет и не смотря ни на что, соединится предел, то - шесть денег, а о том, кто объединяет, сообщить правительства, а войту и лавнику - по копи денег.

Арт. 15. О проценты и налоги, о работе людей тягловых Налог с доброго земельного надела - 21 грош, из среднего - 12 денег, из худшего - 8 денег, а из худшего (песочного или болотного) - 6 денег; овса с земельного надела хорошего и среднего - по две бочки, а из худшего - одна бочка, а если необходимо будет деньгами за овес платить, то за каждую бочку - пять денег, а за то, чтобы отвезти каждую бочку - пять денег, а с тех самых почв (с каждого надела) сена - один виз или 3 деньги за сено, а за перевозку-2 деньги, а из худшего почвы сена и овса не надо давать: с каждого надела имеют давать: гуся или полторы деньги, две курицы или пенезей 16, двадцать яиц или пенезей 4, на неводы 2 деньги, на станцию денег півтретини, а когда должно станцию брать, то один раз в год за те пенязі должны давать из тридцати наделов одну телку, два барана, а с каждого надела курицу и по десять яиц, а пенязей уже того года на станцию не давать. (станции - денежный сбор на лице или определенную цель).

Арт. 16. О огородников

Тягле люди должны работать по два дня каждую неделю, а летом отбыть четыре субботника, за это дать неделю отдыха на Рождество Христово, неделю на Мясоед, неделю на Пасху, а те, что на работу не появляются, платить долг;

Арт. 20. О фольварки, о жатве, о предоставлении в остеп, о надели О работе войт должен предупредить подчиненных воскресного дня, чем и когда люди (волость) должны появиться на работу, войт каждом назначает работы: который человек не выйдет на работу, то за первый день платит деньги, а за второй день - ram, а когда и на третий день не послушается ли за пьянкой не получится, то по ослух бичом на скамейке наказать, а задолженные дни велеть отработать. А если по какой приключения подчиненный не мог выйти на работу, надо было через соседа или правительство сообщить, а правительство, приняв во внимание причину, не будет его наказывать, а задолженные дни отработать в другие, но не отвергаться от труда.

Арт. 22. О дверные огороды

Ставить к работе подчиненных, как солнце всходит, а уходить с работы, как заходит солнце. А отдыха тем, кто у скота работает, перед обедом - час, в полдень - час, вечером - час, а которые у земли работают, то отдыха по полчаса (но в те же времена), отдых в праздничные дни. А кто утром на работу не выйдет, так на второй день отработать имеет столько времени, сколько потратил.

Арт. 23. О ставках и рыбаков, о лишни и мукомолов

Хотим, чтобы кругом были фольварки, а особенно: при каждом дворе замка и нашем, говорить людям, чтобы оседали на необработанных землях, оставить в каждом поле по одному надела, который огородники со своей скотиной заработать имеют, обрабатывая его, после чего не платя налогов.

Арт. 24. О дверные сенокосы

Правительство обязано пристально наблюдать гумна наши, чтобы нанесено не было никакого вреда; а от всякого хлеба вижатого имеет право брать третий сноп, отдав первую десятину и засеяв наши пашни, а когда будут молотить всякое зерно, то ревизоры обязаны присутствовать при гумнах и дворах наших, ухаживать и поучать, чтобы везде было хлеба вимолочене, без мусора.

А когда будут пашню засевать, правительство обязано пристально следить, чтобы все было засеяно, а если тот с нечистоплотностью засеет и пашня кому наймет, или перед ревизором не послушается, то должен дать десять кругов хлеба, о чем ревизор должен сообщить войта или лавника...

Арт. 26. О письмах на дань

Участки дверные должны быть кругом размеренные, из которых правительство должно платить в казну с каждого морга по 12 денег, (из конопли не делать неводов), а если будет потребность кухни в овощах, тогда правительство должно отсылать наше распоряжение, за это не платя налогов.

Арт. 28. Дни и числа определены, о писцов, казначеев и о том, чтобы не задерживали долго при себе налогов

Сена с дверных сенокосов на правительство даем пятый виз, также пятую скирду, или оборог, ровно составив наш и правительственный, а правительство должно следить, чтобы сенокос дверная не пала, поросшая не была - своевременно выкошена, а если будет по-другому то нам вред причинен будет, тогда правительство должно нам отдать из своего пятого повозки, за чем должен пристально следить ревизор.

Арт. 36. О ревизоров, мерников, о налогах и место расселения подчиненных

Ревизоры должны быть людьми добрыми, набожные, состоятельными, а не бедными, хорошо справляться в хозяйстве, уметь профессионально вести его, информировать правительство о прибыли. Также ревизор должен пристально следить за тем, чтобы никто из шляхты и подчиненных наших в пущах и на наших собственных почвах не своевольничав, а если это будет делаться, то сообщить урядника, в чьем правительстве это произойдет. Также ревизоры должны следить за тем, чтобы место для расселения мерники подчиненным определяли в третьем среднем поле, а если мерник этого не сделает, то сам ревизор должен это сделать, а правительство имеет право заставить подчиненных селиться на определенных местах, за чем должно ревизор наблюдать, также давать совет в делах хозяйственных тем, кто в этом нуждается, а тех, кто игнорирует уставами и распоряжениями нашими, ревизор должен не скрывать, а довести до нашего сведения, а приговор мы виголосимо.

Ревизоры и мерники должны следить за тем, чтобы количество подчиненных при замках была ближе и сподручнее, но чтобы после такой перемены не уменьшались наши земли. Те же ревизоры и мерники через правительство, лавочников и войтов о скрытых земли или от кого забраны должны узнать и хозяина оповещать, соответственно своего долга и присяги.

Арт. 38. О прибылях правительства и о лежни

Во всех замках и наших дворах, где земли и надели уже размеренные, даем по нашей милости хозяйственной на наше правительство: плату с десятого надела, кроме овса и сена по третьему снопу; с гумен наших всякого хлеба, десятая рыба, когда ставки спускать бу-дуть, вино; а когда тот подчиненный на работу не выйдет - один грош за день, а за второй день - ram, а от надела пенезей 14, а где нас овес берут, - от бочки по пенезю, от прися-гы - два деньги, при пересуді - с копы три деньги; куница за девкой или вдовой, если в чужую волость замуж идут (еще 12 денег), за нив наших третий грош, а за пределы покривлення - 12 денег.

Если наше правительство будет скрывать вины подчиненных, не будет докладывать о покривлення границ и до суда отсылать их, то ревизор обязан предотвращать этом.

Арт. 39. Об леса, смежные с сінами, и пуще, о бобровые участка, о пасечников, о лесах размеренные

В некоторые наши леса, пустыни и дубровы древняя шляхта и подчиненные имеют доступы и входы, о таких леса и пуще все наши правительственные и их наместники имеют ревизоре сказать, пристально следить за тем, кто из которой потребности сделал вход, а потом все это выведав, сообщить нам, а мы, все взвесив, выслать комиссаров имеем. А до тех пор, пока наши комиссары прибудут туда, правительство должно дать подчиненным распоряжение, как использовать те почвы, чтобы умножались прибыли, а если ссора по-чнеться за меньший или больший надел, то эту ссору должен прекратить правительственный с ревизором или мірником, не дожидаясь высланных комиссаров, чтобы не было причинено вреда нашем почвы.

А леса, тяжелые для обработки, на наделы размеренные, где можно заселить людьми, и в распоряжение давать на пять или шесть лет, делать это с согласия правительства, а ревизор, приехав, утвердит все, установит, сколько платить: те леса, которые под рим-на не годятся, обміривши, не делить на наделы, а лишь указать длину и ширину (зарегистрировать все) и брать небольшие деньги из десяти моргов.

А где есть сенокосы в пущах наших, то правительство или лесничий должны сообщить ревизора, а ревизор, при необходимости, запишет их к нашему двору, чтобы между подчиненными за плату разделить, а подчиненные, идя косить их, должны сообщить меньшего.

А ружья, собаки, рогатины - ничего, чем можно убить зверя, не брать его с собой. А если между пущами болота будут, земли пригодной менее трех наделов, то человек не селить, чтобы не было воровства и краж пошлин. А во время охоты (согласно устава) никому на сенокос не выходить. Лови в пущах наших начинают ревизоры с лесниками на территории от Беловеж вплоть до Ковно, согласно постановлению, в которой должно быть все расписано: сведения о зверей, количество людей на ловах, продолжительность охоты; все это должно быть согласовано, зарегистрировано и к правительству доказано. В постановлении указать количество людей, чтобы не гнать лишних из дальних волостей, если без них можно обойтись. А наши подчиненные тягле и оседлі (кто пешком прийти, кто телегой приехать) должны быть на ловах, находясь у нас на другие не ходить; зато дети и старики на охоту не идут. Но правительство без нашего письма и распоряжения на охоту подчиненных выгонять не имеет права.

Если в правительственных ведомостях указанное бортне дерево, то ревизоры должны за этим пристально следить. По старому обычаю с пущ должны платиться налоги с пасек, а если есть ульи или пасека, так каждый отдельно платить должен.

За пасеку благородная, которая досталась подчиненному с наделом, или с пчелами или пустая, платить согласно уставу: за пустую пасеку - 15 денег, с пчелами - 30 денег, а кто платить не хочет, у того свою пасеку забрать.

А в наших пущах, где подчиненные бобров ловили, и теперь ловить имеют, а там, где в реках и озерах бобры появляются, то и там ловить их; а за их труд давать пятого бобра или почерев'я от каждого (бобра). А если подчиненные у входов имеют тайника, то лесник или правительственный должны запретить прятать там скот и собак, также подчиненные в наши пуще (но близко) могут ходить за дровами, за хворостом на изгородь, за деревом на строительство, за ликом, но для своей надобности, а не продавать, а если хотят использовать дерево для другой надобности, то брать из той области, на которую ревизор укажет, (и в одном месте, за границу не выходя). А детям малым, девушкам не защищать собирать грибов, всякого лесного овоща, ягод и хмеля в наших пущах. А на своих наделах подчиненным свободно охотиться на волка, лису, рысь, росомаху, зайца, белка и других малых зверей, птиц всяких, свободно продавать их...

Арт. 40. Про ловлю рыбы в озерах

Правительство и невідничий не имеют права запрещать нашим підлег-лим ловить рыбу в озерах и реках льдом, удочкой, пригуби-цею, сбором и другими малыми сетями; а из месяцев апреля, мая, июня правительство и невідничий могут запретить ловить рыбу в озерах том, что она размножается, а относительно рек такого запрета нет.

Арт. 41. О жалобы децького на подчиненных и о несправедливости, ограбление ему причинены

Бедный подчиненный (за голодных времен) засеяв пашню на зиму, с которой будет кормиться, должен сообщить правительству и войту о причине своей нищеты сделав это, с такого подчиненного налоги не берутся вплоть до святого Яна, а если не сможет вернуть все взятое до определенного времени, то отдать всю его имение другом без правительственного распоряжения. А тот человек, не известив урядника при войту, убежит с надела его землю со всей поместьем, что останется, другому отдать, а беглеца правительство с войтом должны искать, если его найдут, а выдать не захотят, присягувати законом.

Если сам беглец будет найден, или после того времени, что сбежал, вернется, поселить его на пустом наделе. А если підлег-лей, обиженный правительственным или войтом, возвратится обратно, ревизор должен узнать о несправедливости и ее причину, а уже потом дать разрешение или запрет засевать и застраивать надел.

Арт. 42. О охота

Правительству разрешено продавать подчиненным наделы под строительств-во, делать это при войту и лавниках, а тот, кто купит и обработает свой надел и будет иметь возможность еще обработать, пусть занимает пустой надел, но будет давать правительству два деньги и записного в реестр один грош.

А если в одном имении не будет свободного места и надела, то подчиненному разрешено идти в другое имение, взяв туда, куда переходит письмо от правительства, что добровольно хочет занять надел, но должен присягать, что не уйдет в другую волость.

Арт. 43.

Везде наши села, где есть пустые наделы или нерозміряні, правительство или ревизор должны заселять людьми, записывая в реестр, которого дня их приняли, а с наделов всех налогов брать 42 деньги, взяв рожь и траву, а из других налогов не брать до тех пор, пока не будут созданы, а если налоги и увеличиваются, так на 2 деньги на государство, а пятую один грош. В батраки никому никоим образом пустых сенокосов и наделов не давать.

Арт. 51. О воров и преступников

Старосты, властители чтобы наказывали воров и других преступников согласно уставу, не учитывая то воровство, что было совершено некогда, а имения воров и преступников никто другой, кроме правительства, не имеет права забирать. Если есть жена и дети, землю оставить им, а если нет, то другого человека поселить.

А когда кто умрет, то с их имения ничего не брать, а чтобы место не пустовало, другого поселить.

Арт. 57.

Под суровой карой, чтобы с пущ лесники дерева, что растет, никому не давали на строительство и для домашнего обихода, только давать лежащее дерево, но не кому-нибудь, только нашим подчиненным, которые на своих наделах не имеют леса.

История государства и права: Хрестоматия. - К., 1996. - С 52-63.

 

Проект унии, который сенат и послы королевства дали литовским панам - рады, согласно их желанию. Он составлен епископом Краковским, а исправлен земскими послами

(Выдержки)

ИЗБРАНИЕ КОРОЛЯ

Прежде всего: Польское королевство и великое княжество Литовское, согласно предварительной инкорпорацией между ними, составляют с обеих вышеупомянутых народов равно, нерозрізнюване, неделимое тело, равно собрания, один народ, так что отныне у этого с двух народов одного собрания, соединения, неделимого народа и почти единого, однородного, нерозрізнюваного и неделимого тела будет на вечные времена одна голова, не отдельные государи, а один - король польский, который, согласно древнему обычаю и привилегией, совместными голосами Поляков и Литвы будет избираться в Польше, а не в другом месте.

...Выбран таким образом на Польское королевство будет миро-помазании и коронован в Кракове. А избрания, введение его на стол великого княжества Литовского, то оно должно прекратиться, так чтобы отныне уже не было никакого следа его и подобию.

СЕЙМЫ

Главный сейм всегда должен быть один, а не отдельные; кроме того, должен быть один никогда не разделен сенат... На этих сеймах, - отныне единых сеймах королевства, - все, что потребуется, будет обсуждаться, делаться и решаться общим совещанием и по общему согласию всех чинов, которые имеют право быть на сейме.

МОНЕТА

Монета должна быть однообразна и одинакова по весу, пробе, разделения и надписи, что мы и наши потомки без загаяння обязаны будем осуществить.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Что касается договоров и союзов, то сделано такое постановление: отныне все соглашения, заключение мира, ссылки послов в далекие и сопредельные страны должны быть осуществляемые не иначе, как с ведома и по общим советом обоих этих народов.

ПРИВИЛЕГИИ И ВОЛЬНОСТИ ЛИТВЫ

Обдуманно и приняты меры к тому, чтобы это единение и уния великого княжества Литовского с Польшей ни в чем не взрывали, не оскорбляли и не уменьшали тех прав, привилегий, вольностей и обычаев великого княжества Литовского, которые не противоречащие польскому народу...

ТОРГОВЫЕ ПОШЛИНЫ

Как в Польше, так и в Литве должны быть уничтожены все торговые пошлины и поборы на земле и на воде, под каким бы именем они не были, - наши, сенаторские, шляхетские, духовные; отныне и на вечные времена не следует принимать никаких пошлин из духовных и светских людей благородного звания и из их подданных с любых вещей их собственной работы и кормления, но с тем, однако, чтобы они этим путем не способствовали униканню от купеческих пошлин, что повело бы к уменьшению и затаювання давних наших пошлин и таможенных пошлин других чинов в Польше и в Литве.

ПРАВА ПОЛЯКОВ И ЛИТОВЦЕВ

Отныне как поляк в Литве, так литовец в Польше может кучу ваты-имение и поселиться всякого законным способом и может по закону занимать должность в той земле, в которой будет оседлость.

Хрестоматия по истории СССР. - К., 1956. - Т.1. - С. 296-299.

 

Литовский статут 1588 года

Статут великого княжества Литовского от светлейшего гос-подаря короля его милости Жикгимонта Третьего на коронации в Кракове выдан 1588 года.

Смотрите, что должны делать, потому что не делаете суд человеческий, а суд Божий. Как кого засудите - все на вашей совести будет. Пусть всегда с вами будет страх Божий. И делайте все искренне, потому что нет пред Господом Богом нашим лжи, а нет правдивых людей...

Извините справедливость земли, в которой делаете суд. Кто любит ложь, тот ненавидит свою душу.

Правдиво судите, сыны человеческие.

Жикгимонт Третий, Божьей милостью король Польский, великий князь Литовский, Русский, Прусский, Жомоїтський, Мазо-вецький, Іфлянтський, той же Божьей милостью предназначен король Шведский, Кготський, Вандалов и великого княжества Финского и других.

Раздел первый - про нашу личность барскую

Артикул 34. О предоставлении двух голосов или должностей одном лице. По просьбе всех состояний Великого Княжества Литовского, если бы не был зажиточный хозяин в земле нашей, два голоса в совете и два места в суде одном лице не будут предоставлены, о чем постановляем и отмечаем и выполнять обещаем; одному лицу, даже самой знаменитой и самому заслуженному, двух голосов на скамье совета нашей, а также двух земских и дворянских старосте су-довых отныне и на все времена давать не будем. А если бы кто-нибудь когда-нибудь в совете нашей, или же место дворянское, земское или же староство судебное вопреки уставу получил, власти такого никто повиноваться не будет; и если когда-нибудь кто из нас и сейма позовет его, то мы его одного голоса или судебного места, ку-ди.його призвано, отсудить имеем, а другому отдадим; а тому, кто его позовет, призванный должен заплатить сто кип денег...

Раздел второй - об обороне земскую

Артикул 2. О решении и оборону земскую.

Обещаем и на вечные времена постановляем, что когда будет потребность против некоего врага нашего оборону земли господам нашему Великому Княжеству Литовскому ... вести, тогда мы сами, хозяин, и из панамы-советом нашей не можем и не будем мочь того устранить, а ни серебщину и никакого побора устанавливать, как на подчиненных княжеских, дворянских и землянських, так и на местах в отношении подданных наших хозяйственных, а имеем сначала сейм общий созвать. На сейм по призыву и письмами нашими должны будут все состояния съехаться, и там, на сейме, мы, хозяин, и по их милости паны-рада и послы земские по их совету и согласию должны решать и выносить решения о войне, и какое решение по постановлению всех состояний на сейме будет постановлено, таким образом и должно быть, а не иначе. А без сейма и разрешения всех состояний войну начинать и вести нельзя.

Артикул 26. Как далеко лица, обязаны нести военную служ-бу, должны находиться от войска гетмана.

Постановляем также, чтобы никто не смел далее мили от гетмана нашего находиться, но должно быть так, как им по своей потребностью гетман укажет.

Раздел четвертый - о судей и підсудків

Артикул 2. О судей, которые должны быть выбраны. Постановляем, что на судейство, підсудство и писарство не могут быть избраны духовные лица, а ни каштляни, маршалки и старосты судебные, а ни підкомірні, военные, ни хорунжие земские, дворянские и уездные и никто такой, кто бы другим урядником земским был... А если бы кто был такой, что два места судебные или другие земские занимал, а избранного от шляхты на собрании судебных или сеймика не допускал до места, тогда он оба места теряет, а мы, хозяин, согласно Уставу, или избранием и на просьбу шляхты, других на те места должны назначить. По милости нашей барской могут чиновники земские, підсудді и писарь, а также маршалки, підкомірні, хорунжие быть державцами и тіунами дворов и добра нашего, но только не старосте судебных как в том, так и в другом уезде.

Артикул 58. О прокураторов: какие лица и где ими не могут быть.

Постановляем также, что прокураторами не могут быть следующие лица: судья, підсудок и писарь земский, также урядник гродский, в тех уездах и при тех судах, где они надзиратели; в тех же уездах и других судах, где они не являются чиновниками, но могут выступать из корысти или из дружеских отношений на защиту других, не могут быть прокураторами. Не могут также быть прокураторами духовные лица; однако выступать с собственными речами и отстаивать право им свободно должно быть.

Артикул 59. О наказании ложных и коварных прокураторов; относительно того прокуратора, который своевольно право толкует - другого прокуратора на его место поставить.

Артикул 69. О мещан Магдебургского права.

Постановляемо так: если бы кому из мещан наших права Ма-гдебургського некая обида была совершена от князей, панов и землян и их подданных, и они сами добровольно не захотели бы справедливо действовать в отношении своих подданных, тогда такого каждого мещанина может в суд уездного земского позвать и затем поступать согласно права и Устава земского. Артикул 85. О полюбовний (мировой) суд. Постановляем: если бы мировые судьи согласованное некое решение приняли и письменное то решение обе стороны (истец и ответчик) скрепили своими печатями, а спустя одна некая сторона не захотела бы соблюдать и выполнять то решение, тогда она должна представить на рассмотрение в суд земского, и земский суд, рассмотрев согласовано (полюбовное решение судей обеими сторонами пропечатане, то решение взять и заставить стороны выполнять решение. А если бы суд полюбовний принял другие решения, и когда обе стороны обратятся к земского суда или одна сторона позовет другую сторону на суд, тогда земский суд должен рассмотреть и рассудить и какой суд (полюбовний) решил дело в соответствии с правом, то решение оставить в силе. Если же суд обеих сторон при решении дела отошел от общего права и уклонился от полюбовного решения, тогда лава земская... имеет свое решение по праву в судопроизводству завершить.



Назад