Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Вступление


Развитие системы образования требует внедрения новых методов обучения и воспитания детей. Отбором, теоретическим осмыслением, классификации педагогических инноваций занимается новая отрасль педагогического знания - инновационные педагогические технологии. Инновационные педагогические технологии в педагогике связанные с общими процессами в обществе, глобальными проблемами, интеграцией знаний и форм социального бытия. На современном этапе все более очевидным становится то, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их наращивания. Специфическими особенностями инновационного обучения является его открытость будущем, способность к предвидению на основе постоянной переоценки ценностей, настроенность на конструктивные действия в обновляемых ситуациях, основой которых являются инновационные педагогические технологии. Профессионализация педагога и вхождение его в инновационный режим работы невозможны без творческого самоопределения, в котором ведущую роль играют инновационные педагогические технологии. Инновационные педагогические технологии рассматривают не только как настрой на восприятие, выработку и применение нового, а прежде всего как открытость. Инновационные педагогические технологии как принцип педагогики обеспечивают условия развития личности, осуществление его права на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, на свободу саморазвития. На сегодня инновационные педагогические технологии за рубежом опередили в развитии инновационные процессы в технике, материальном производстве и т.д. Не случайно инновационная деятельность в сферах материальной и духовной культуры многих развитых в современном мире стран начиналась с воспитания нового поколения одаренных детей, которым предстояло в будущем совершать открытия. Инновационные педагогические технологии имеют гуманистическую направленность в системе образования, обусловленную сосуществованием и сложными взаимоотношениями в научной педагогике и педагогической практике традиционной научной педагогики. Инновационные педагогические технологии относятся к системе общего научного и педагогического знания. Они возникли и развиваются на грани общей инноватики, методологии, теории и истории педагогики, психологии, социологии и теории управления, экономики образования.
Инновационные педагогические технологии является одной из доминирующих тенденций развития человечества. Педагогическая инноватика - учение о создания, оценки, освоения и использования педагогических новаций. Как отрасль педагогики инновационные педагогические технологии является довольно молодой наукой. Развитие педагогической инноватики в Украине связан с массовым общественно-педагогическим движением, вызванным противоречиями между общественными потребностями развития и функционирования учебно-воспитательных заведений и реальным бытием учебно-воспитательной дела. Инновационные педагогические технологии являются специфическими и достаточно сложными, требуют особых знаний, навыков, способностей. Внедрение инноваций невозможно без педагога-исследователя, который обладает системным мышлением, развитой способностью к творчеству, сформированной и осознанной готовностью к инновациям. Инновационные педагогические технологии в системе образования свидетельствуют качественно новый этап взаимодействия и развития научно-педагогической и педагогического творчества и процессов применения ее результатов. Инновационные педагогические технологии в соответствии с особенностями инновационных процессов охватывают такие теоретические блоки понятий и принципов: создание нового в системе образования и педагогической науки; восприятие нового социально-педагогическим сообществом; применение педагогических новаций, а также систему рекомендаций для теоретиков и практиков относительно познания инновационных образовательных процессов и управления ими. Инновационные педагогические технологии, которые объединяют создания, освоения и применения педагогических новшеств, способны значительно ускорить процессы обновления системы образования в целом. Поэтому изучение и реализация инновационных процессов широко используется в системе образования на различных ее уровнях. В учебном пособии раскрыты общие основы педагогической инноватики, сущность и особенности педагогической технологии, инновационной деятельности педагога, а также наиболее распространенные в дошкольном и начальном образовании инновационные педагогические технологии.


Назад