Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Инновационность как признак современности


Развитие системы образования требует от педагогической науки и практики изучение и внедрение новых методов обучения и воспитания детей. Отбором, теоретическим осмыслением, классификации педагогических инноваций занимается новая отрасль педагогического знания - педагогическая инноватика (лат. innovatio - обновление, изменение). Ее прогностические развития, анализ, оценки конкретных реалий имеют непреходящее значение и для педагогической практики, особенно для настроенных на творчество педагогов.

Инновации в педагогике связанные с общими процессами в обществе, глобальными проблемами, интеграцией (лат. integratio - восстановление, объединение в целое отдельных элементов) знаний и форм социального бытия. В настоящее время создается новая педагогика, характерным признаком которой является инновационность - способность к обновлению, открытость новому.

По своему содержанию, формам и методам образование не является неизменным, закостеневшим феноменом, ведь она все время реагирует на новые цивилизационные вызовы, общественные реалии, учитывает тенденции, перспективы развития человечества, национального бытия народа. Однако обновление учебно-воспитательной практики часто отставал от темпов цивилизационного развития, социальных требований к ней. Долгое время, особенно на ранних этапах развития человечества, эта проблема была не столь острой, как в индустриальную и постиндустриальную (информационную) эпохи. Заметно актуализировалась она во второй половине XX в., что было обусловлено колоссальным прорывом в научно-техническом развитии, радикальным изменением традиционных представлений о мире, жизни, его ценности, будущее цивилизации.

Между системой образования и новыми условиями жизни возник разрыв, который современный американский ученый Филипп Кумбс истолковал как кризис образования в тогдашнем мире. В то время появилось много критических публикаций о состоянии образования, развернулись дискуссии о ее новые цели и пути развития. Во многих странах были приняты государственные программы реформирования образования.

На современном этапе все более очевидным становится то, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их наращивания. А значительная часть знаний, которые осваивают дети, была одержана человечеством 200-400 лет назад. Современная школа недостаточно развивает способности, необходимые ее выпускникам для того, чтобы самостоятельно самоопределиться в мире, принимать обоснованные решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда. Главными недостатками традиционной системы образования является порожденные ею неумение и нежелание детей учиться, несформированность ценностного отношения к собственному развитию и образования.

Преодоление кризиса современного образования возможно благодаря интенсивному реформированию ее в соответствии с требованиями времени, в процессе формирования принципиально новой системы общего образования, которая постепенно будет заменять традиционную.

Наиболее значимой особенностью современной системы образования является сосуществование двух стратегий организации обучения - традиционной и инновационной. Термины «традиционное (нормативное) обучение» и «инновационное обучение» предложенные группой ученых в докладе Римскому клубу (1978), который обратил внимание мировой научной общественности на неадекватность принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности, ее познавательных возможностей. Инновационное обучение трактовалось в ней как процесс и результат учебной и образовательной деятельности, что стимулирует новаторские изменения в культуре, социальной среде. Оно ориентировано на формирование готовности личности к динамических изменений в социуме за счет развития способностей к творчеству, разнообразных форм мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми.

Инновационное (лат. innovatio - обновление, изменение) обучение - сориентирована на динамические изменения в окружающем мире учебная и образовательная деятельность, которая основывается на развитии разнообразных форм мышления, творческих способностей, высоких социально-адаптационных возможностей личности.

Специфическими особенностями инновационного обучения является его открытость будущем, способность к предвидению на основе постоянной переоценки ценностей, настроенность на конструктивные действия в обновляемых ситуациях.

Развитие системы и содержания обучения в современном мире происходит в контексте глобальных образовательных тенденций (мегатенденцій), среди которых наиболее заметными являются:

- массовый характер образования и ее непрерывность как новое качество;

- значимость образования для индивида и общества;

- ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;

- адаптация образовательного процесса к запросов и потребностей личности;

- ориентация обучения на личность, обеспечение возможностей ее самораскрытия.

Эти тенденции свидетельствуют, что главной функцией образования является развитие человека. Образование должно обеспечить каждому, кто учится, широкие возможности для получения таких условий развития и подготовки к жизни:

- знаний о человеке, природе и обществе, способствующие формированию научной картины мира как основы мировоззрения и ориентации в выборе сферы будущей практической деятельности;

- опыта коммуникативной, умственной, эмоциональной, физической, трудовой деятельности, что способствует формированию основных интеллектуальных, трудовых, организационных и гигиенических умений и навыков, необходимых в повседневной жизни для участия в общественном производстве, продолжении образования и самообразования;

- опыта творческой деятельности, что открывает простор для развития индивидуальных способностей личности и обеспечивает ее подготовку к жизни в условиях социально-экономического и научно-технического прогресса;

- опыта общественных и личностных отношений, которые готовят молодежь к активному участию в жизни страны, создания семьи, планирование личной жизни на основе идеалов, моральных и эстетических ценностей современного общества.

Созвучной этим положением является мнение украинского ученого Ивана Зязюна, который утверждает, что смыслом и целью современного образования должна стать «человек в постоянном развитии, ее духовное становление, гармонизация отношений с собой и другими людьми, с миром. ...Система образования создается для человека, функционирует и развивается в ее интересах, служит полноценному развитию личности и в идеале ее назначение - счастье человека».

Коренное изменение традиционного образа жизни, порождает новые требования, которые побуждают человека лучше понимать других и мир в целом. С учетом этого приоритетными задачами современного образования является обучение учиться, обучение работать, обучение сосуществовать, обучение жить.

Обучение учиться заключается в выработке умение овладевать и оперировать самой разнообразной информацией. Обучение работать имеет целью формирование способности эффективно овладевать профессиональными навыками, умение находить выход в самых непредсказуемых производственных ситуациях, сотрудничать в коллективе, соотносить себя с конкретными профессиональными ролями и эффективно их выполнять. Обучение сосуществовать заключается в развитии таланта до налаживания социальных, дружеских и родственных отношений, воспитании способности к эмпатии, персонифицированных взаимоотношений с другими людьми. Задачей жить обучения является формирование у молодого человека целостного мировоззрения и мировосприятия, умение осмысленно видеть личностный смысл жизни, стремиться к духовной зрелости, быть ответственным за себя, осознавать ответственность за судьбу человечества.

Обществу будущего нужны люди с актуальными знаниями, гибкостью и критичностью мышления, творческой инициативой, высоким адаптационным потенциалом. Не менее важными будут такие их качества, как высокая нравственность, личностная ответственность, внутренняя свобода, настроенность на максимальную самореализацию, способность достигать высокой цели рациональным путем и корректными средствами.

Система образования как часть общественной системы находится под влиянием многих сил, одни из которых нуждаются в структурных изменений в ней, другие - содержательных, технологических.

Состояние образования и перспективы ее развития в значительной степени зависят от политики государства в этой сфере. Во многих странах государственная образовательная политика считает высокий профессиональный и общекультурный уровень населения важным условием экономического развития, сохранения и повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках, безопасности и социальной стабильности.

На рубеже II-III тыс. радикально меняется государственная образовательная политика и в Украине. Началось становление новых парадигм (греч. paradeigma - пример, образец) образования, ориентированных на вхождение нашей страны в мировое образовательное пространство, углубляются тенденции дифференциации образования. Реализация принципа вариативности дает возможность педагогическим коллективам учебно-воспитательных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс с любыми моделями, в том числе и авторскими. Это сопровождается существенными положительными изменениями в педагогической теории и практике: разработкой различных вариантов содержания образования, используя возможности современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; осуществлением научных разработок и практическим обоснованием новых педагогических идей и технологий. Реальностью является взаимодействие различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование на практике как новых форм, так и целостных педагогических систем прошлого.

Однако современное состояние системы образования не удовлетворяет многих, кто в ней работает. Стремление к переменам, снятие ряда ограничений на инновационную деятельность послужили зарождению широкого инновационного движения в системе образования. Немалые возможности для качественных изменений в образовании связаны с интенсивным развитием средств коммуникации и информационных технологий.

Становление обновленной образования предусматривает естественные процессы развития педагогической практики, целеустремленный управленческий влияние на систему подготовки, переподготовки педагогических кадров, существенные коррективы содержания, стиля деятельности педагогических учреждений, педагогов (воспитателя, учителя, преподавателя), т.е. переход образовательной системы к функционированию на новых началах.

Недовольство качеством образования в реальной практике, осознание необходимости реформирования работы учебно-воспитательных заведений вызывают потребность в обновлении профессиональной подготовки, стиля профессиональной деятельности педагога. Особенно значимым является формирование его компетентности, личностно-профессиональных качеств, способности жить и работать в инновационном режиме: принять и понять новое, овладеть инновационной ситуацией.

Профессионализация педагога и вхождение его в инновационный режим работы невозможны без творческого самоопределения, в котором ведущую роль играет его настроенность на самосовершенствование, самообразование, саморазвитие, без чего невозможно обеспечение нового качества образования.

Качество образования - уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития обучающихся, на определенном этапе в соответствии с поставленными целями; уровень обеспечения учебной деятельности и предоставления образовательных услуг участникам образовательного процесса учебно-воспитательным заведением.

О качестве образования свидетельствует, прежде всего, ее соответствие образовательному стандарту, однако одни педагоги видят показатели «качества образования» в количестве выставленных ученикам положительных оценок, другие - в развитии личности ребенка. С точки зрения инновационной педагогики новым качеством образования является надлежащее качество не только обучения, но и воспитания, степень развитости личности человека, который учится, ее подготовленности к продолжению обучения, самостоятельной жизни.

Оптимальным является целостный взгляд на образование как на главный механизм социального кругооборота качества. Схематически этот механизм изображен на рис. 1.

В соответствии с таким подходом педагогический корпус считают ведущей силой в реализации социального кругооборота качества, поскольку его стараниями обеспечивается непрерывность образования.

01

 
Рис. 1. Круговорот качества образования

Динамика современного развития цивилизации, прогнозирования его перспектив приводят к выводам, что образовательная система, учебное заведение, педагогический коллектив, педагог, которые будут игнорировать в своей деятельности инновационный фактор, не только будут отставать от общественных процессов, тенденций, но и обусловливать формирования личности, поколения, заранее запрограммированных на аутсайдерские (последние) интеллектуальные, духовные, социальные позиции. Педагог с зашкарублими знаниями, равнодушен к познанию и использование в своей деятельности нового формировать подобные комплексы и у своих воспитанников, из которых мало кто сможет стать успешной личностью.

С развитием цивилизации (производством новых знаний, созданием новых технологий, систем коммуникаций, усложнением социальных связей) постоянно обновляются требования к качеству образования, одним из важнейших средств обеспечения которой является инновационность образовательного поиска.

Инновационность рассматривают не только как настрой на восприятие, выработку и применение нового, а прежде всего как открытость. Относительно личностного фактора педагогической деятельности это означает:

1) открытость воспитателя к диалогической взаимодействия с воспитанниками, которая предусматривает равенство психологических позиций обеих сторон;

2) открытость культуре и обществу, которая проявляется в стремлении педагога изменить действительность, исследовать проблемы и выбрать оптимальные способы их решения;

3) открытость своего «Я», собственного внутреннего мира, то есть организация такого педагогического среды, которое способствовало бы формированию и развитию образа «Я».

Инновационность как принцип педагогики обеспечивает условия развития личности, осуществление его права на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, на свободу саморазвития.



Назад