Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Гуманистическая направленность образовательных инновационных процессов


Самым главным условием учебно-воспитательного процесса является его личностная ориентированность, направленная на то, чтобы каждый воспитанник стал полноценным, самодостаточным, творческим субъектом деятельности, познания, общения, свободной и самодеятельной личностью. Именно в этом и заключается гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса, центром и целью которого является личность воспитанника. Степень гуманизации этого процесса зависит от того, насколько он создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия ее природных задатков, стремление к свободе, ответственности, творчества.

Необходимость гуманистической направленности образования, сутью которой является бережное отношение, уважение к личностного «Я» каждого воспитанника, обосновал один из лидеров гуманистического направления, американский психолог Карл Роджерс (1902-1987). В книге «Свобода учиться» он утверждал, что только понимание и принятие педагогом ученика таким, каким он есть, без авторитарного давления с целью кардинально его изменить, делает процесс формирования личности результативным. При таких условиях происходит сближение «Я» реального «и " Я» идеального - того, к которому стремится ребенок учитывая актуальные социальные ценности и нормы. Воспитатель при этом призван доказывать ей, что ее любят, ею интересуются, занимаются. По мнению Роджерса, основой изменений в поведении человека является ее способность расти, развиваться и учиться, опираясь на собственный опыт.

Ориентация на личностную сущность человека, стремление освободить ее от однообразия в общественном бытии и личностному развитию доминируют в современной теории и практике воспитания и обучения. Составляющие этой доминанты является одновременно и характерными признаками гуманистической педагогики. К ним относятся:

- предоставление детям инициативы в познавательной деятельности, создание эмоционально стимулирующего учебного среды, развитие у детей саморегуляции и свободы, закорінених в чувство и осознание личной ответственности;

- осуществление учебно-воспитательного процесса в атмосфере взаимодействия, привязанности, эмоциональной содружества;

- структурирование педагогического процесса на признанной педагогом и детьми солидарной основе;

- выполнение учителем роли советника, консультанта, источники знаний, целью которого является создание для учащихся реальных познавательных возможностей выбора альтернатив и самореализации в форме, которая бы соответствовала уровню развития каждого из них;

- формирование и отбор образовательных программ учитывая максимальные возможности развития потенциала и стимулирования творческих способностей детей, обсуждение учителем с учащимися проблем познавательного развития, средств его оценивания.

Гуманистическая педагогика дает широкий простор для реализации позиции ребенка в процессе обучения и воспитания. В контексте гуманистической образовательной парадигмы принципиально иной видится и позиция педагога, которому предстоит быть не средством, а определяющим фактором учебного процесса, соратником и спутником ребенка на путях познания. Учитель, воспитатель является ведущей фигурой успешной педагогического взаимодействия с воспитанниками, от него зависит оперативность учет их личностных качеств, которые постоянно изменяются под воздействием внешних обстоятельств и индивидуального роста.

Личностно-ориентированную педагогику называют инновационной. Но, как справедливо утверждают отечественные ученые, инновационной она является только для нашей педагогической системы, поскольку другие уже давно развивают в гуманистическом направлении, постепенно трансформируясь в систему новых отношений.

На сегодня зарубежная педагогическая инноватика опередила в развитии инновационные процессы в технике, материальном производстве и т.д. Не случайно инновационная деятельность в сферах материальной и духовной культуры многих развитых в современном мире стран начиналась с воспитания нового поколения одаренных детей, которым предстояло в будущем совершать открытия. Например, в Японии Ассоциации раннего развития и организацию «Обучение талантов» возглавляет основатель всемирно известной фирмы «Сони» Масару Ибука. Основой развития умственных способностей ребенка он считает ее личный опыт познания в первые три года жизни, когда активно развиваются структуры мозга. Именно в этот период ведущим видом деятельности человека становится обучения, формируется ее креативный (творческий) потенциал, который является главным средством развития творчества личности. Поэтому каждый ребенок может быть талантливой, если к ней будут применены гуманные методы обучения, которые оптимально соответствуют его возможностям.

Потребность в людях, готовых к жизни в постоянно меняющейся социуме, настроенных и способных создавать новое в своей деятельности, позвала к жизни и стимулирует, катализирует (ускоряет) инновационные образовательные процессы, выход которых на новый уровень обеспечивает стабильность и развитие социума.

Гуманистическая направленность инновационных процессов в системе образования обусловлена сосуществованием и сложными взаимоотношениями в научной педагогике и педагогической практике традиционной научной педагогики, ориентированной на объективные закономерности воспитания и имеет своим главным источником научные исследования, и создаваемой педагогами-новаторами педагогики сотрудничества.

Педагогика сотрудничества - сформирован в середине 80-х годов XX в. новаторский направление в педагогике, представители которого положили начало и использовали инновационные системы и методы обучения и воспитания.

Благодаря стараниям педагогов-новаторов новых орбит достигало искусство обучения и воспитания. Им принадлежат разнообразные открытия. На новаторскую педагогическую практику сориентировано и немало представителей науки, которые свои авторские программы реализуют в учреждениях образования не как экспериментаторы, а как учителя и воспитатели. В новаторской педагогике многогранно воплощена творческая сущность учебно-воспитательного процесса. Если научная педагогика развивает общие закономерности и теоретические проблемы воспитания, то новаторская творит эффективные педагогические технологии.



Назад