Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Сущность педагогической инноватики


Педагогическая инноватика принадлежит к системе общего научного и педагогического знания. Она возникла и развивается на грани общей инноватики, методологии, теории и истории педагогики, психологии, социологии и теории управления, экономики образования и является одной из фундаментальных дисциплин, которая существенно ускоряет процессы обновления образования.

Динамика социально-экономических процессов в постиндустриальном (электронном, информационном мире) радикально актуализировала проблему инновационного потенциала нации как одной из гарантий стабильных ее позиций в мировом сообществе, успешного реагирования на различные цивилизационные вызовы. Инновационность является одной из доминирующих тенденций развития человечества. С учетом этого новая образовательная парадигма выстраивается на основе сохранения и развития творческой потенции человека, ее направленности на самоопределение, стабильно активной жизнедеятельности в меняющихся социальных условиях, готовности к восприятию и решения новых задач. Поэтому среди проблем научной педагогики приоритетными являются проблемы педагогической инноватики как составляющей общей инноватики, специальной научной дисциплины, что раскрывает общие основы теории педагогических инновационных процессов.

Педагогическая инноватика - учение о создания, оценки, освоения и использования педагогических новаций.

Большинство исследователей сходятся на том, что структура инновационного обучения оптимально соответствует характеру современных социальных процессов. Как известно, одной из особенностей современного общества является открытая перспектива. Учитывая это инновационное воспитания и обучения в противовес традиционному, которое продавалось «в современном, исходя из прошлого», стремится функционировать в контексте настоящего, ориентируясь на будущее.

Как отрасль педагогики педагогическая инноватика является довольно молодой наукой. В зарубежной педагогике исследования инноваций начаты в 60-х годах XX в. и имеют ярко выраженный прикладной характер. В основном они сосредоточены на теоретическом обосновании, анализе различных аспектов инновационных процессов в системе обучения и воспитания, выработке практических рекомендаций по освоению, внедрению новшеств, обеспечения оптимального режима функционирования инновационных проектов и программ. Проблемы инноваций исследуют сербский педагог К. Ангеловськи и английские и американские педагоги X. Барнет, Д. Гамильтон, Н. Грос, В. Кингстон, Н. Лагервей, Г. Майлз, А. Хаберман, Г. Хейвлок и др. Интерес к инновациям мировой педагогической общественности проявляется в создании информационных служб (Центр исследования инноваций в образовании под эгидой ЮНЕСКО, Азиатский центр педагогических инноваций для развития образования), создании программ внедрения педагогических инноваций, проведении международных конференций, деятельности организаций, которые обобщают педагогические нововведения в разных странах мира, информируют о них педагогическую общественность на страницах специальных журналов. В частности, Международное бюро по вопросам образования (Франция, Париж) публикует такие периодические издания, как «Педагогические инновации», «Информация и инновации в образовании» и др.

Развитие педагогической инноватики в Украине связан с массовым общественно-педагогическим движением, вызванным противоречиями между общественными потребностями развития и функционирования учебно-воспитательных заведений и реальным бытием учебно-воспитательной дела.

Педагогическая инноватика заключается в постоянном поиске и внедрении новых максимально эффективных технологий обучения и воспитания, результатом которых должно быть формирование высокоадаптированной к меняющимся условиям, активной деятельной, творческой личности, которая умеет анализировать, преодолевать любые трудности, потому что она еще в юном возрасте с помощью учителя познала, создала себя, научилась владеть собой. Ориентация на новое, поиск и внедрение нового не является самоцелью педагогической инноватики. Прежде всего она направлена на обеспечение адекватности учебно-воспитательного процесса и его результатов требованиям общества. А в динамично меняющейся социуме это будет побуждать к постоянному обновлению содержания и форм обучения и воспитания, максимально внимательного и в то же время критического отношения ко всему новому.

Термин «новое» толкуется как впервые открытое, созданное или сделанное, которое сформировалось недавно вместо предыдущего.

Исследователи проблем педагогической инноватики пытаются соотнести новое в педагогике с полезным, прогрессивным, позитивным, современным, передовым. По мнению современного российского ученого Владимира Загвязинського, новое в педагогике - не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые впитали в себя прогрессивное начало, что дает возможность в изменяющихся условиях и ситуациях эффективно решать задачи воспитания и образования. Для того чтобы реализация, утверждение нового предопределяли позитивные изменения, необходимо, чтобы оно было средством решения актуальных для конкретного учебного заведения задач, выдержало требовательную экспериментальную проверку.

При выборе нововведения, принятии решения о его целесообразности руководствуются анализом реальной ситуации, а не только личным видением, предпочтениями. Важно на этом этапе учитывать технологический (специфика использования) и личностный (такие индивидуальные качества педагога, как профессиональная подготовленность, коммуникабельность, эмоциональность и т. п., от чего зависит эффективность освоения нового средства) аспекты нового педагогического средства.

Не всегда и не везде внедрение нового обеспечивает положительные результаты, не каждое нововведение рациональное, оправдано, прогрессивное, часто оно дестабилизирует функционирования педагогической системы, создает дополнительные трудности для педагогов и их воспитанников.

Прогрессивным, как известно, есть только эффективное, что дает максимальные результаты, не причиняет вреда, открывает новые возможности. От времени возникновения оно зависит не всегда. В социальной, учебно-воспитательной практике известно немало случаев, когда новое, только что открытое, созданное порождало серьезные проблемы для человека и человечества, поэтому ничего общего с прогрессивным оно не имело и не могло иметь. Итак, о прогрессивности или непрогресивність нового можно судить только по результатам его освоения, функционирования.

Новое как особый феномен соотносят по следующим признакам:

- пространственно-временная неидентичность (непохожесть новосозданной, новосформированной, только что открытой системы на другие);

- актуальность (важность, актуальность, сущность нового для определенного времени);

- стабильность (свидетельствует о единство, целостность, повторяемость основных элементов нового в течение определенного промежутка времени);

- эффективность (показывает объективную возможность с помощью новаций решать задачи, ради которых они были созданы);

- оптимальность (свидетельствует о высочайшей экономичность и эффективность создания нового средства или способа деятельности, а также об возможность с его помощью оптимальным путем решать проблемы);

- сменяемость (новое средство, которое апробируется в педагогической деятельности, постоянно дорабатывается, модифицируется, видоизменяется).

Создание, утверждение, нового бытия как целостного феномена является стержнем, ядром инновационного процесса, базовый компонент которого составляет инновация.

Инновация (лат. innovatio - обновление, изменение) - нововведение, изменение, обновление; новый подход, создание качественно нового, использование известного в других целях.

Иногда инновацией считают использование известного с незначительной модификацией. Инновации являются предметом особой деятельности человека, которая не удовлетворена традиционными условиями, методами, способами и стремится не только новизны содержания реализации своих усилий, а прежде всего качественно новых результатов.

Чрезвычайно важна инновационная деятельность в экономической сфере, благодаря которой национальные экономики, субъекты хозяйствования обеспечивают себе стабильное положение, преимущества в конкурентной борьбе.

В постиндустриальном обществе едва ли не на первое место выходит инновационная деятельность в социальной сфере, которая своим содержанием ориентирована на человека. Касается она образования, медицины, рекреационной (лат. гесreatio - восстановление) проблематики.

Понятие «инновация» впервые были приняты более века назад в культурологии и лингвистике для обозначения процесса трансфера (лат. transfero - переношу, переміщую) - проникновение элементов одной культуры в другую и приобретения при этом новых, не свойственных ранее качеств. Такое проникновение рассматривался как решающий фактор развития культур. В современном мире им активно пользуются в различных отраслях знаний деятельности, особенно в сфере экономики.

В педагогике понятие «инновация» употребляют в следующих значениях:

- форма организации инновационной деятельности;

- совокупность новых профессиональных действий педагога, направленных на решение актуальных проблем воспитания и обучения с позиций личностно-ориентированного образования;

- изменения в образовательной практике;

- комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства в области техники, технологии, педагогики, научных исследований;

- результат инновационного процесса.

С этим связаны и значительные расхождения в толковании понятия «инновация» (нововведение) в научной литературе.

Разногласия в толковании вызванные неодинаковым видением их авторами сущностного ядра, а также радикальности нововведений. Одни из них убеждены, что инновацией можно считать лишь то новое, которое имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие относят к этой категории любые, даже незначительные новшества.

Учитывая сущностные признаки инновации есть все основания рассматривать ее как процесс и как продукт (результат). Инновация как процесс означает частичную или масштабную смену состояния системы и соответствующую деятельность человека. Инновация как результат предусматривает процесс создания (воспроизведение) нового, что имеет конкретное название «новация». На этом основании различают понятия «новация» («новое средство») как определенное средство (новые идеи, методы, методики, технологии, программы и т.п.) и «инновация», которое шире по смыслу, поскольку означает процесс, предметом которого является новации.

В. Паламарчук новацию считает результатом (продуктом) творческого поиска личности или коллектива, что открывает принципиально новое в науке и практике, инновацию - результатом порождение, формирование и воплощение новых идей. Именно воплощение новых идей является признаком, по которому отличают инновации от собственно новаций: если педагог открывает принципиально новое, то он новатор, если трансформирует научную идею в практике - инноватор.

Одним из самых главных аспектов педагогической инноватики является новизна педагогического средства.

Новизна - один из основных критериев оценки педагогических исследований; основной результат творческого процесса; свойство и самостоятельная ценность нововведения.

В педагогической практике, как и в других сферах деятельности, новизна является относительной как в личностном, так и в историческом плане: то, что новое для одного педагога, может быть не новым для другого. Новизна всегда имеет конкретно-исторический характер. Рождаясь в определенное время, прогрессивно решая задачу конкретно-исторического этапа, она со временем становится нормой, общепринятой массовой практикой, или впоследствии - тормозом развития.

В педагогике новизна фигурирует как абсолютно новое, относительная новизна, субъективная новизна, псевдоновизна. На каждом из этих уровней оказываются ее существенные особенности.

Абсолютная новизна. Она охватывает принципиально не известные ранее новации, которые в результате их реализации становятся радикальными нововведениями. Ее фиксируют за отсутствия аналогов, прототипов конкретном нововведению.

Относительная новизна. Обнаруживает себя в нескольких вариантах - как частичное новизна, которая заключается в обновлении одного из элементов системы, когда она становится новой в некоем одном отношении; условная новизна, которая возникает за необычного сочетания известных элементов; местная новизна, особенностью которой является использование новации, что применялась на других объектах, в новых условиях.

Субъективная новизна. О ней ведут речь, когда объект является новым для данного субъекта. Например, предмет или явление могут быть совершенно новыми для одного человека, нормативно новыми для конкретного сообщества (например, в одной стране) и не новыми в другой стране для другого сообщества.

Кроме новизны, новация должна обладать инновационным потенциалом - способностью обеспечивать в течение длительного времени полезный результат от своего использования. Если нововведение не обеспечивает полезный эффект, то оно является псевдонововведенням. Так часто бывает при внедрении в учебный процесс компьютеров. Это отнюдь не свидетельствует, что компьютер как техническое средство обучения не имеет инновационного потенциала, - таким потенциалом не обладают способы его включения в учебный процесс, что не дает возможности использовать его основные возможности.

В связи с этим важной проблемой педагогической инноватики является измерение новизны объекта, чем занимается педагогическая квалиметрия (лат. qualis - какой по качеству и греч. metreo - измеряю). Сфера ее применения достаточно широка. Это оценивания учебников, разнообразных средств обеспечения учебного процесса, а также научно-исследовательской работы учащихся, студентов.

С разнообразными проявлениями новизны в педагогической інноватиці тесно связана проблема педагогического творчества. Как утверждал украинский педагог Василий Сухомлинский (1918-1970), « ...превращение научных истин в живой опыт творческого труда - это самая сложная сфера касания науки к практике. Сделанное ученым открытия, когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами... В выборе способа, воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции именно и заключается творческий труд учителя».

Результатами педагогического творчества могут быть:

1. Педагогические открытия - самые масштабные новаторские педагогические решения, связанные с формированием, обоснованием новых педагогических идей и их внедрением в конкретной педагогической системе.

2. Педагогические изобретения - преобразования, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания.

3. Педагогические совершенствования - модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств.

Следовательно, важным условием инновационного процесса и объективной необходимостью в инновационной деятельности педагога, сущностной характеристикой инновационного процесса является творчество.

Существенное для педагогической инноватики и соотношение нормы и инновации, которые, динамично взаимодействуя, сосуществуют, развиваются (рис.2). Как известно, норма хранит то, что существует, а инновационная деятельность его меняет. По наблюдениям современного российского исследователя, одного из авторов системной концепции нововведений А. Пригожина, варианты взаимодействия инновации и нормы могут колебаться от восприятия нового, как патологии до преобразования нормы в суеверие. Новое может означать как отклонение от нормы, нарушение ее, так и необычное использование. Повышение восприимчивости нормы до нового может произойти в результате рационализации нормы, сопоставление нормы с потребностью, вывод инновации из нормы. Передовое всегда хранит в себе много элементов традиционного, что ярко проявляется и в педагогике. Это свидетельствует о необходимости бережного отношения к традиции, в лоне которой зарождается, формируется и функционирует новое.

2  
Рис. 2. Диалектика взаимопревращения инновации и традиции

Познанием особенностей зарождения, развития, функционирования, а также существенных признаков таких феноменов, как норма, новое, новизна, открытие, изобретение, совершенствования, занимается инноватика, призвана обеспечивать эффективное развитие общества в зависимости от потребностей практики. Ее поисковый, методологический потенциал может быть применен в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и педагогической.

Научные интересы педагогической инноватики связанные с изучением инновационных процессов в системе образования и воспитания. Именно такими являются процессы создания, освоения и применения педагогических новшеств.

Инновационные образовательные процессы - обусловлены общественной потребностью комплексные процессы создания, внедрения, распространения новшества и изменения образовательной среды, в котором осуществляется их жизненный цикл.

Как и в других сферах общественного бытия, в системе образования инновационные процессы являются не просто внедрением нового. Они реализуются как целенаправленные изменения целей, условий, содержания, средств, методов, форм деятельности, которым свойственны новизна, высокий потенциал повышения эффективности деятельности в целом или в определенных сферах их, способность обеспечить долговременный полезный эффект, согласованность с другими нововведениями.

Благодаря этим особенностям инновационные процессы принципиально отличаются от процессов стабильных.

Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему, которая предусматривает высшая степень педагогического творчества. Субъектом, носителем инновационного процесса является прежде всего педагог-новатор.

В широком смысле к педагогов-новаторов принадлежат все педагоги, которые работают творчески, стремятся к обновлению своих дидактических и воспитательных средств. В узком понимании педагогом-новатором считают автора новой педагогической системы, т.е. совокупности взаимосвязанных идей и технологий обучения и воспитания. С таких позиций правомерно считать педагогами-новаторами Станислава Шацкого (1878-1934), Антона Макаренко (1888-1939), В. Сухомлинского, Шалву Амонашвили (род. 1931), Софию Лисенкову (род. 1924), Марии Монтессори (1870-1952) и др.

Инновационной деятельностью занимается много творческих педагогов, среди которых условно можно выделить три группы:

1) педагоги-новаторы, которые приходят к новому в результате собственных поисков;

2) педагоги-модернізатори, что совершенствуют и по-новому используют элементы созданных систем ради положительного результата;

3) педагоги-мастера, которые быстро воспринимают и совершенно используют как традиционные, так и новые подходы и методы.

Деятельность педагогов, относящихся к этим категориям, образует инновационный педагогический поток, который обогащает практику новыми идеями, новым содержанием и новыми технологиями.

Инновационная деятельность является специфической и довольно сложной, требует особых знаний, навыков, способностей. Внедрение инноваций невозможно без педагога-исследователя, который обладает системным мышлением, развитой способностью к творчеству, сформированной и осознанной готовностью к инновациям. Педагогов-новаторов такого типа называют педагогами инновационного направления. Им свойственны четкая мотивация инновационной деятельности и выкристаллизованная инновационная позиция, способность не только включаться в инновационные процессы, но и быть их инициатором.



Назад